Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным


28 августа 2018 года Наталья Гусаченко, РЖД Партнер


Отечественные самолеты российского производства Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) не вызвали столько нареканий у экспертов отрасли, как у представителей авиакомпании «Якутия». Они обратили внимание на техническое обслуживание подобных судов, а не на их исправность и безопасность.

Напомним, SSJ-100 является отечественным ближнемагистральным пассажирским самолетом. Он был разработан и производится компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) при участии итальянской аэрокосмической компании Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Двигатели на SSJ-100 производит компания PowerJet – совместное предприятие российской компании ПАО «ОДК-Сатурн» и французской Snecma. «Сатурн» выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя. А также отвечает за так называемую холодную часть двигателя (вентилятор, компрессор и турбину низкого давления). Snecma отвечает за горячую – газогенератор, камеры сгорания, турбины высокого давления и за систему управления двигателя и коробку приводов.

SSJ-100 предназначен для перевозки 98 пассажиров на расстояние 3 тыс. и 4,6 тыс. км. Эксплуатация началась в апреле 2011 года. Эксплуатантами SSJ-100 сейчас являются «Аэрофлот», Interjet, «Ямал», «Газпром авиа», «ИрАэро», «Азимут» Brussels Airlines, Armavia и МЧС России.

На официальном сайте ГСС SSJ-100 описывается как самолет нового поколения, который объединяет в себе новейшие технологии в области авиастроения и предлагает непревзойденный комфорт пассажирам, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Рентабельности «Суперджета» позволяют достигать новый двигатель, улучшенные аэродинамические характеристики, цифровая электродистанционная система управления полетом fly-by-wire, улучшенные взлетные и посадочные характеристики.

Поводом для обсуждения исправности и надежности SSJ-100 стали недавние жалобы компании «Якутия». Эксплуатировать «Суперджеты» она начала с декабря 2012 года. В течение 2 лет «Якутия» проводила доработки, обучала персонал, получила допуск на самостоятельное техобслуживание. С 2012 года совокупный налет приближается к 36 тыс. ч. Сейчас на SSJ-100 приходится около 25% от общего объема пассажирских перевозок компании. Но последние 2 года, по словам представителей «Якутии», воздушные суда начали демонстрировать низкую надежность. Это отразилось и на исполнении летнего расписания полетов.

21 августа во время встречи с журналистами республиканских СМИ на авиационно-технической базе «Якутия техникс» представители авиакомпании рассказали, что в парке пять «Суперджетов», но летнее расписание составлялось исходя из четырех воздушных судов этого типа.

Технический директор «Якутии» Александр Зинков заявил, что причиной выхода двигателя из строя является конструктивная недоработка. В июне произошли две внеплановые замены двигателя, из-за чего возникали сбойные ситуации. «Якутия» была вынуждена привлечь другие авиакомпании для перевозки пассажиров. При этом финансовые расходы на устранение неисправностей – весьма немаленькие. Так, демонтаж одного двигателя обходится в $100 тыс.

В пресс-службе компании ГСС РЖД-Партнеру в ответ на претензии «Якутии» сообщили о заинтересованности в расширении сети обслуживающих центров для SSJ-100 по всему миру. Правда, где именно рассматривается такая возможность, тогда не уточнили. Но отметили, что компания работает над автоматизацией системы складского учета запасных частей и ее интеграцией с порталом послепродажной поддержки эксплуатантов.

Спустя пару дней в интервью авиационному порталу ATO.ru директор «Якутии» по флоту Иван Винокуров заявил о том, что авиакомпания готова вернуть SSJ-100 лизингодателю. «Я думаю, вариант прекращения эксплуатации будем держать как аварийную кнопку. Критическая масса накопилась. Из-за низкой исправности «Суперджетов» мы фактически провалили лето… У нас может не остаться никакого другого варианта, кроме как прекратить эксплуатацию», – цитирует его слова издание.

Все проблемы, которые возникали с «Суперджетами», согласно жалобам «Якутии», можно свести к следующим. Во-первых, двигатели SaM146 имеют конструктивно-производственные дефекты.

Во-вторых, во время простоя судов Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) как владелец продолжает начислять арендные платежи. 20 августа Арбитражный суд Москвы принял исковое заявление от ГТЛК о взыскании с «Якутии» задолженности по платежам за аренду в размере 107 млн 823 тыс. руб. Заседание по этому делу, согласно материалам суда, назначено на 4 октября.

В-третьих, проблемы вызывает длительный ремонт двигателей. Так, «Якутия» сообщила о том, что к ремонту двух двигателей приступили в сентябре прошлого года, а получили их только в мае текущего. Среди главных проблем также называется отсутствие подменных двигателей и дороговизна послепродажного обслуживания ВС.

Важно отметить, что «Якутия» стала не первой компанией, от которой поступили жалобы на SSJ-100. Весной 2016 года от пяти «Суперджетов» отказалась компания Red Wings. По данным одних СМИ, от SSJ-100 решено было отказаться из-за убыточности эксплуатации. По данным других СМИ, инициатором отзыва самолетов стал сам производитель, так как перевозчик не исполнял условия контракта.

В то же время весьма непротиворечивыми оказались мнения экспертов отрасли о ситуации вокруг «Якутии» и SSJ-100.

Эксперт Роман Гусаров пояснил РЖД-Партнеру, что «Якутия» намеревалась расширить свой парк за счет старых самолетов Boeing, которым более 20 лет. Но Минтранс России, как известно, не так давно начал принуждать авиаторов переводить иностранные самолеты в реестр РФ. «Тогда российские авиационные власти смогут осуществлять надзор за эксплуатацией этих самолетов и будут нести за них ответственность. «Якутия» не захотела этого сделать и обвинила Минтранс России в том, что он препятствует работе авиакомпании, и все проблемы авиакомпании возникли из-за Минтранса. Следующим шагом от «Якутии» стали новости об эксплуатации SSJ-100», – сообщил Р. Гусаров.

Он подчеркнул, что не идеализирует «Суперджеты», но претензии «Якутии» назвал очень необычными, так как они предъявляются не к самому самолету, а к двигателям: «О жалобах на то, что двигатели сняли раньше положенного срока, я пока не слышал. Я не скажу, что эти самолеты ненадежны. Они находятся на хорошем мировом уровне. Да, есть проблема с обеспечением техобслуживания, с запчастями и т. д. Пока еще плохо организована система поддержания эксплуатации самолетов, еще не так много технических центров и складов запчастей и мало специалистов».

Р. Гусаров отметил, что проблемы с двигателями закончились еще в первые годы эксплуатации: «Компания эксплуатирует SSJ-100 не один год. И все было замечательно». Сейчас «Якутия» ссылается на то, что виноват производитель двигателей и это производственный брак и недостатки. Непонятно, почему другие не жалуются. Здесь нужно смотреть на условия эксплуатации: какое топливо заливали, какое масло использовали, как его вообще обслуживали».

К ситуации эксперт считает, нужно относиться философски, так как наблюдается некое противостояние коммерческой составляющей – между «Якутией», производителями самолетов, производителями двигателей, с лизинговой компанией и с авиационными властями, отметил Р. Гусаров и не исключил попытку авиакомпании таким образом скрыть какие-то внутренние проблемы компании за внешними.

Не увидел никакого серьезного порока в безопасности SSJ-100 и академик РАН, заместитель генсекретаря Союза авиапроизводителей России (САП) и научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов.

«Я не могу назвать «Суперджеты» небезопасными, потому что они сертифицирован по всем нормам летной годности официальными авиационными властями. В авиации существует очень много процедур, которые гарантируют безопасность. Да, всякие ситуации бывают в жизни. Но наиболее ответственные детали самолета изготавливались во Франции. На двигатели до сих пор никто не жаловался. Это какая-то нетипичная ситуация», – отметил он.

Е. Федосов также посоветовал обратить внимание на условия эксплуатации и заявил, что нужно разбираться на месте. Эксперт при этом добавил, что «Суперджеты» относительно широко распространены в мире: «Мексика (видимо, имеется в виду Interjet. – Прим.авт.) очень хвалит его, потому что он очень прост в техническом обслуживании. Если они на Embraer делают в сутки два полета, то на SSJ-100 – три. Я знаю, что были нарекания, но к первым партиям. В последнее время ни о каких серьезных жалобах я не слышал».

Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак также подчеркнул, что в данной ситуации важен не вопрос безопасности, так как «Суперджеты» спроектированы, сертифицированы в соответствии с современными и очень жесткими требованиями. Дело – в самой системе послепродажного обслуживания. «К безопасности полетов это вообще не имеет никакого отношения. Если система послепродажного обслуживания плохо организована, то тогда самолет стоит на земле и ждет запчастей, идет непредусмотренный ремонт. Вся критика, которая раздается в адрес ГСС, направлена, по сути, на то, чтобы производитель создал, наконец, эту систему послепродажного обслуживания», – сказал Б. Рыбак.

В пресс-службе компании «Гражданских самолетов Сухого» сообщили, что предположение о небезопасности самолета SSJ-100 абсолютно ложно. «SSJ-100 создан и испытан в соответствии с международными и российскими нормами летной годности, безопасность эксплуатации данного типа воздушного судна подтверждается сертификатом типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и его валидацией Европейским агентством по безопасности полетов (EASA)», прокомментировали в ответ на запрос РЖД-Партнера.

В ГСС подчеркнули, что вопросы эксплуатации, озвученные авиакомпанией «Якутия», касаются послепродажного обслуживания двигателей SaM146: «Послепродажное обслуживание подразумевает плановую работу по поддержанию летной годности воздушного судна. Если требуется замена какой-либо детали или агрегата, то на данном самолете просто не будет выполняться коммерческий рейс с пассажирами до тех пор, пока такая деталь не будет заменена», – сообщили в ГСС.

Кроме того, добавили, что PowerJet не комментирует ситуацию с отдельными клиентами. Но отметили, что компания постоянно работает над усовершенствованием конструкции двигателя, решает возникающие проблемы и вносит улучшения. Кроме того, PowerJet наращивает мощности ремонтных цехов во Франции и в России, чтобы отвечать запросам эксплуатантов и улучшать показатели времени технического обслуживания. «С момента ввода в эксплуатацию в 2011 году SaM146 демонстрировал коэффициент технической готовности в 99,1%, то есть сопоставимый по уровню с коэффициентами всемирно известных двигателей», – заверили в пресс-службе ГСС.

Получить оперативный комментарий от представителей авиакомпании «Якутия» пока не удалось. РЖД-Партнер продолжит следить за ситуацией.


комментарии (1):

vladilen      29/08/2018 [13:03:55]#1
Армавиа уже давно не существует и от эксплуатации данного типа они отказались ещё в период своего существования













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer