Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Польские прокуроры повторят работу над обломками


31 августа 2018 года Сергей Машкин, Галина Дудина, КоммерсантЪ


“Ъ” стали известны детали предстоящего визита в Смоленск сотрудников прокуратуры Польши. В ближайший понедельник они со следователями Следственного комитета России (СКР) обследуют обломки польского Ту-154М, разбившегося в апреле 2010 года под Смоленском. Обстоятельства катастрофы, в которой погиб президент страны Лех Качиньский и еще 95 человек, за восемь лет тщательно изучили в обеих странах, придя в итоге к абсолютно разным выводам: российские эксперты считают причиной аварии ошибку пилотов, в то время как их польские коллеги полагают, что лайнер мог быть взорван.

Как пояснили “Ъ” в СКР, с 3 по 7 сентября сотрудники комитета будут выполнять мероприятия по очередному запросу «компетентных органов» Польши об оказании им правовой помощи. В Смоленск приедут пятеро сотрудников Национальной, Региональной и Окружной польских прокуратур, два следователя военной жандармерии и переводчики — всего девять человек. Вместе с российскими следователями они в очередной, уже в 14-й раз осмотрят обломки президентского борта №1, которые до сих пор хранятся в ангаре на территории смоленского аэропорта, а потом обсудят вопросы, связанные с дальнейшим расследованием трагедии. Пока договориться относительно причин катастрофы стороны не смогли.

Эксперты Межгосударственного авиакомитета (МАК), проводившие техническое расследование ЧП, еще в 2011 году детально реконструировали схему развития аварийной ситуации на борту Ту-154М. 10 апреля 2010 года утром правительственная делегация Польши во главе с президентом страны Качиньским вылетела в Смоленск для участия в траурных мероприятиях, посвященных годовщине трагедии в Катыни. Еще на подлете к российской границе диспетчер местного военного аэродрома Корсаж предупредил экипаж о невозможности принять его из-за сложных метеоусловий — над Смоленском тогда нависли низкие плотные облака. В таких условиях летчики не смогли бы разглядеть огни посадочной полосы, а современными навигационными системами, позволяющими самолетам садиться в автоматическом режиме, военный аэропорт не был оборудован.

После того как командир Ту-154М военный летчик Аркадиуш Протасюк сообщил о проблеме своим пассажирам, в кабину к нему, как было установлено расследованием, поочередно зашли директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана и главком ВВС Анджей Бласик, давшие экипажу понять, что уход на запасной аэродром и срыв таким образом запланированных мероприятий будет политически неверным. После разговора с чиновниками, по данным МАК, не имеющий опыта посадок в экстремальных ситуациях пилот Протасюк разнервничался, но тем не менее попросил у российского диспетчера разрешения на пробный заход и получил его.

Затем оказавшийся в состоянии стресса летчик, по мнению экспертов, стал совершать буквально одну ошибку за другой. Сажать машину он стал в автоматическом режиме, хотя в аэропортах, не оборудованных точными системами контроля, на которые может сориентироваться навигационное оборудование самолета, разрешены только «ручные» посадки. Ту-154 в итоге не вписался в посадочную прямую-глиссаду, а чтобы скорректировать ошибку, экипажу пришлось энергично снижать машину. Роковую роль в трагедии, по версии МАК, сыграл радиовысотомер, фиксирующий расстояние до земли по отраженному сигналу,— он дал пилотам искаженные показания из-за глубокого лога, расположенного под траекторией снижения. Аналогичный же барометрический прибор, измеряющий изменение атмосферного давления с набором высоты, кто-то из членов экипажа случайно сбил, выставив на нем нормальное давление 760 мм ртутного столба вместо реальных 745 мм.

Об опасном сближении с землей пилотов предупреждала установленная на борту система TAWS, буквально «кричавшая» экипажу: «Pull up!» («Тяни вверх!»). Однако перепуганные и полностью потерявшие контроль над ситуацией летчики на нее уже не реагировали. Когда машина поднырнула наконец под нижний край облаков и пилоты увидели, что самолет несется в стоящие прямо по курсу деревья, предпринимать что-либо было уже поздно: задев левым крылом высокую березу, Ту-154 перевернулся вверх колесами и врезался в землю.

Следует отметить, что, подтверждая свою версию, специалисты МАК опирались на объективные данные речевого и параметрического самописцев Ту-154. Они детально проанализировали полученные графики параметров последнего полета, сопоставив их с управляющими действиями и словами пилотов и пассажиров президентского борта. В дальнейшем версию об ошибке польских летчиков подтвердило и расследование, проведенное уже в СКР.

Однако польские специалисты с выводами МАК и СКР не согласились. Данные самописцев и вообще предложенную МАК схему катастрофического и, по сути, управляемого снижения Ту-154 они проигнорировали, заявив, что президентские пилоты не совершали ошибок и не получали никаких команд от своих именитых пассажиров. В итоге комиссия по повторному расследованию авиационных происшествий при Министерстве национальной обороны Польши опубликовала свой технический доклад — это и стало поводом для очередной встречи.

В своем расследовании польские эксперты ориентировались не на данные объективного контроля, а преимущественно на обломки. Специалисты акцентировали внимание на том, что многие куски конструкций отлетели на значительное расстояние от мест ударов Ту-154 сначала о дерево, а затем — о землю. Так, например, по данным поляков, в 70 м к западу от траектории падения оказался передний лонжерон самолета, а его левая пассажирская дверь была найдена на расстоянии 34 м. Эта дверь весом в 77 кг, по данным экспертов из Польши, сорвалась с петель, будучи в закрытом положении, и после удара заглубилась в землю на целый метр. По мнению поляков, это означает, что скорость летящей двери в сотню раз превышала скорость идущего на снижение самолета.

Подозрительными, с точки зрения польских экспертов, оказались и края крупных обломков фюзеляжа Ту-154, которые оказались выгнуты наружу, что свидетельствует о резком нарастании давления внутри салона. Также поляки отметили нехарактерное для авиакатастрофы, с их точки зрения, состояние тел погибших — большинство трупов оказались фрагментированными, а с тех, что сохранились, была напрочь сорвана одежда.

Наконец, польские расследователи не обнаружили на обломках крыла следов удара о березу, про которую говорили эксперты МАК. Все это позволило им сделать вывод о том, что президентский борт был взорван за несколько секунд до удара о землю. Эпицентр взрыва, как полагают эксперты, находился в центральной части самолета, поэтому ударная волна разрушила в первую очередь левое крыло, балластный бак и 3-й пассажирский салон лайнера. Следы же взрывчатки, по мнению поляков, не удалось найти, поскольку их и не было,— польские специалисты сегодня полагают, что Ту-154 был разрушен так называемым термобарическим зарядом. Иначе говоря, трагедия произошла в результате мгновенного сгорания распыленного в салоне или техническом отсеке лайнера газа.

В СКР “Ъ” сообщили, что версия возможного криминально-террористического воздействия на борт №1 уже неоднократно проверялась. Эксперты-криминалисты изучили все показавшиеся им подозрительными обломки самолета на предмет обнаружения на них следов взрывчатки и убедились, что все фрагменты «чистые». С этой же целью проводилось рентгенографическое обследование тел погибших, но и в трупах поражающих элементов бомбы найти не удалось — инородными предметами оказались только две женские заколки и костяшка чьих-то четок.

Близкий к расследованию источник “Ъ” сообщил, что с выводами польской стороны нельзя согласиться еще и потому, что заложить взрывчатку, а уж тем более емкость с самораспыляющимся и автоматически создающим нужную для взрыва концентрацию газом в тщательно охраняемый президентский самолет довольно сложно. Еще труднее — заставить его экипаж начать посадку в сложнейших метеоусловиях, совершить грубейшие ошибки пилотирования и, наконец, дистанционно подорвать борт за мгновение до катастрофы, которая и так была неизбежной. При этом завершать расследование катастрофы в СКР пока не собираются, объясняя это в том числе и запросами, поступающими из Польши.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer