Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Маленькое "Монино" российской глубинки


31 августа 2018 года Александр Заблотский, Независимое военное обозрение


В номере «НВО» за 20 июля 2018 года была опубликована статья Михаила Игоревича Петрова «Хермескайл – «Монино по-немецки», в которой рассказывалось о частном немецком авиационном музее в Хермескайле, на юго-западе Германии. Отдавая должное немецкой экспозиции и общей организации музейного дела, стоит отметить, что отечественные авиационные музеи не ограничиваются одним только подмосковным Монино или музеем Вадима Задорожного. Интересные, пусть и небольшие авиационные музеи есть, что называется, «далеко от Москвы» в российской провинции. Один из них находится на юге России, в городе Таганроге.

РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

Таганрог, этот старый приморский южнорусский город, уже более века породнился с авиацией и сейчас стал одним из центров авиационной промышленности и науки нашей страны. В Таганроге находится ведущее отечественное конструкторское бюро, работающее в области гидросамолетостроения – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). Впрочем, речь пойдет о Музее авиационной техники 325-го авиаремонтного завода, находящегося на территории аэродрома «Таганрог-Центральный», который, несмотря на свои небольшие фонды, занимает достойное место среди аналогичных музеев страны.

Появился этот музей весьма необычно. С 1963 по 1989 годы на аэродроме базировался 963-й учебный авиационный полк Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ), осуществлявший подготовку летчиков на истребителях-бомбардировщиках Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7У и Су-17. С началом перестройки и последовавшим за ней распадом СССР руководством страны был подписан унизительный по своей сути Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). В ходе его реализации были созданы базы ликвидации сухопутной и авиационной боевой техники.

Одна из баз ликвидации авиационной техники (БЛАТ) фронтовой авиации начала свою деятельность на аэродроме «Таганрог-Центральный». Здесь завершилась летная жизнь истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, Су-17, Су-22 различных модификаций. Все самолеты сохранили значительный ресурс, а некоторые из них поступали на базу сразу после капитального ремонта. На аэродроме все стоянки были плотно заставлены обреченными на уничтожение крылатыми машинами. Специалисты БЛАТ производили их разборку, разделку на металлолом и утилизацию оборудования. Всего в Таганроге было уничтожено более 300 самолетов фронтовой авиации.

Главный инженер базы подполковник Владимир Ильич Стоянов обратился к командующему 4-й воздушной армии генералу Bладимиру Cергеевичу Михайлову (будущему Главкому ВВС России и генералу армии) с предложением сохранить по одному самолету каждого типа для создания музея авиационной техники. Директивой командующего 4-й ВА от 27 апреля 1995 года четыре самолета – МиГ-21бис, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ и Су-22УМК – сохранялись в качестве экспонатов будущего авиационного музея. Этот день считается датой основания музея, а генерала армии B.C. Михайлова называют его «крестным отцом». Вышедший же в запас подполковник Стоянов стал бессменным директором и хранителем музея.

КОЛЛЕКЦИЯ РАСТЕТ

В настоящее время коллекция музея включает 14 самолетов (среди которых такие раритеты, как МиГ-15УТИ, МиГ-25БМ, Бе-12П и Як-38), 11 авиационных двигателей различных типов. Среди других экспонатов – авиационное оружие и средства поражения, различное авиационное и электронное оборудование, средства аварийного покидания и летное снаряжение летчиков. В экспозиции музея собрана коллекция авиационных моделей, куда входит более 250 экземпляров, библиотека авиационной литературы, видеотека, а также другие материалы, посвященные авиаторам города Таганрога.

Семейство знаменитых во всем мире истребителей «МиГ» представлено в музее самолетами МиГ-15УТИ, МиГ-19С, МиГ-21бис, МиГ-23МЛД и МиГ-25БМ. Музейный МиГ-23МЛД был выпущен в 1978 году, эксплуатировался в 32-м гвардейском и 168-м истребительных авиационных полках (иап). В составе 168-го иап, в 1987–1988 годы эта машина принимала участие в афганской войне. В музее данный самолет несет на своем борту эмблему 168-го иап («сокол с молнией») и «афганские» белые звездочки за боевые вылеты.

Интересный экспонат – советский «дикий ласка», самолет радиоэлектронного противодействия и прорыва ПВО МиГ-25БМ. Эта машина предназначалась для разведки и уничтожения РЛС и станций наведения зенитных ракетных комплексов противника с помощью четырех противорадиолокационных ракет Х-58, которые подвешивались под крылом самолета. В отличие от перехватчиков МиГ-25П и разведчиков МиГ-25РБ этот самолет выпускался малой серией и состоял на вооружении только советских ВВС.

Фронтовой истребитель МиГ-19С («изделие 61» с цельноповоротным стабилизатором) до того как попасть в музей был установлен на постаменте в военном городке истребительного полка ПВО, базировавшегося в Ростове-на-Дону. В связи с тем, что городские коммунальные службы решили проложить новую теплотрассу как раз в районе постамента, самолет потребовалось срочно убрать. Истребитель сняли с постамента, затем приступили к демонтажу консолей крыла и подготовке самолета к транспортировке. Заржавевшие болты крепления консолей крыла отвернуть не удалось, и их пришлось обрезать. Фюзеляж и отстыкованные консоли погрузили на трейлер и доставили в Таганрог. В музее начались работы по сборке и восстановлению самолета. С помощью сварки пристыковали к фюзеляжу консоли крыла, стойки шасси установили в выпущенное положение, очистили отсеки планера от мусора и птичьих гнезд, провели клепальные работы и частичную покраску машины.

Путь в экспозицию музея классического учебно-боевого МиГ-15УТИ тоже был труден и извилист. Первоначально он принадлежал клубу «Юный летчик» в Ростове-на-Дону, и если в советское время коллекция летательных аппаратов, переданных клубу, содержалась в порядке, то с наступлением «рынка» они оказались никому не нужны и в конечном счете были порезаны и сданы на металлолом. К счастью, благодаря многочисленным обращениям В.И. Стоянова, МиГ-15УТИ избежал этой участи и был передан музею. В 2016 году он был отреставрирован на таганрогском 325-м авиаремонтном заводе. Практически полностью восстановлен внешний облик самолета. Сейчас ведется работа по восстановлению фонаря пилотской кабины и самого оборудования кабины пилотов.

Находящийся в музее истребитель-бомбардировщик Су-17М3 ранее принадлежал 963-му учебному авиационному полку (уап), а учебно-боевая спарка Су-22УМК (экспортный вариант Су-17УМ3) использовалась у нас для обучения иностранных курсантов. Обе машины поступили в музей в удовлетворительном состоянии, кабины пилотов сохранены. Самолеты прошли косметический ремонт с восстановлением лакокрасочного покрытия, на них нанесли опознавательные знаки, эмблемы, эксплуатационно-технологические надписи. На борт Су-22УМК нанесен рисунок ордена Красного Знамени, которым был награжден 963-й уап.

ЛЕТАЮЩИЕ РАРИТЕТЫ

В экспозиции представлены также чехословацкие учебно-тренировочные реактивные самолеты Л-29 и Л-39, которые были основными «летающими партами» советских ВВС. Л-39 был доставлен из расформированной Марцевской школы младших авиационных специалистов, а Л-29 – из Морозовского гарнизона в разобранном состоянии.

Еще один раритет в коллекции музея – планер палубного штурмовика, самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Самолет был найден В.И. Стояновым в Ейске уже сданным на базу металлолома. Заведующий базы потребовал за Як-38 такое же количество металлолома. Его удалось собрать с помощью бывших сослуживцев Стоянова, и самолет Як-38 был доставлен в Таганрог. Там занялись его восстановлением. К сожалению, оборудование пилотской кабины утрачено и необходима ее реконструкция.

Гордостью музея является самолет-амфибия Бе-12П. В начале 1990-х годов на ТАНТК им. Г.М. Бериева началась программа конверсии противолодочных амфибий Бе-12, уже отслуживших свое, но имевших большой остаток ресурса, в «водяные бомбардировщики» Бе-12П. Одной из этих машин был Бе-12 с серийным номером №86010004, ставший RA-00041. Самолеты Бе-12П работали на тушении пожаров в Иркутской, Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Республике Саха (Якутия), на Сахалине и Чукотке, а также в Крыму в районе Ялты.

После выработки ресурса Бе-12П самолеты были списаны и находились на стоянке ТАНТК им. Г.М. Бериева. Попытки получить один из них в музей на ответственное хранение долгое время не давали результатов. Пришлось обратиться с официальным письмом в правительство РФ, и положительное решение наконец было принято.

В 2008 году самолет был отбуксирован со стоянки предприятия в музей. Кабина пилотов была сохранена в первоначальном состоянии, но, к сожалению, были сняты двигатели. В 2014 году удалось заполучить два недостающих двигателя АИ-20, которые были установлены на самолет, смонтированы воздушные винты и навешены капоты двигателей. Вместе с амфибией в музей была передана летная и техническая документация на эту машину.

Гражданская авиация представлена в экспозиции музея легким транспортным самолетом Ан-2 и вертолетом Ми-2. Ранее этот «Ан второй» эксплуатировался в подмосковном НИИ-17, тогда как вертолет Ми-2 был безвозмездно передан из таганрогского авиационного спортивно-технического клуба РОСТО. Обе машины прошли восстановительный ремонт и находятся в хорошем техническом состоянии.

Кроме летательных аппаратов в экспозиции есть и другие авиационные «артефакты». Один из них – носовая часть с пилотской кабиной среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154М, безвозмездно переданная ростовской авиакомпанией «Дон-Авиа». Еще один артефакт – основная опора шасси от одного из первых серийных дальних противолодочных самолетов Ту-142 с двенадцатиколесными тележками. Среди двигателей, имеющихся в музейной коллекции, есть в том числе и учебно-разрезные Д-30КП-2, АЛ-21Ф, АИ-20К и АИ-25ТЛ.

В ПОИСКАХ ЭКСПОНАТОВ

Главной проблемой для таганрогского музея является пополнение его новыми экспонатами. Все, что представлено в нем, получено из неучтенных источников, а не через департамент имущественных отношений Министерства обороны. Даже самолет-амфибия Бе-12П передан в музей распоряжением премьер-министра Михаила Ефимовича Фрадкова. А вот неоднократные обращения в департамент имущественных отношений МО РФ и лично к министру обороны генералу армии Сергею Кужугетовичу Шойгу остались без внимания.

Еще одним больным вопросом музея является невозможность свободного доступа, так как он расположен на закрытой территории военного гарнизона. Посещение возможно только по предварительной заявке организованных групп. Радикальным решением этой проблемы мог бы стать перенос экспозиции на городскую территорию, однако пока такое решение не принято.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, музей живет, во многом благодаря энергии своего бессменного директора и хранителя. Сам музей находится по адресу: улица Циолковского 42, аэродром «Таганрог-Центральный». Время его работы с понедельника по пятницу, с 8 до 14 часов. Посещение по предварительным заявкам. Если вы любите авиацию и вам случится посетить Таганрог, то не пожалейте времени, обязательно зайдите, вполне возможно, что его экспозиция к тому времени пополнится новыми экспонатами.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer