Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Большой смотр гидроавиации


31 августа 2018 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


Россия – страна, уникальная во многих отношениях. Среди ее отличительных особенностей – наличие огромных водных пространств: акваторий прибрежных и внутренних морей, многочисленных озер, искусственных водохранилищ и больших или малых рек.

Поверхностные воды занимают 12,4% территории России, а протяженность береговой линии страны, которую омывают 12 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, превышает 37 тыс. км. По ресурсам водного стока Россия занимает второе место в мире. По территории страны протекает более 2,5 млн рек (!), общая протяженность которых – около 8 млн км. При этом, как указывают специалисты, обеспеченность нашей страны ресурсами подземного стока, почвенной влаги, полным речным стоком в пересчете на одного жителя в четыре раза превосходит среднемировой показатель.

Более того, Россия – это настоящий озерный край. По огромной территории страны разбросаны многочисленные озера, численность которых превышает 2,7 млн, а их совокупная площадь – без учета Каспийского моря – составляет более 350 тыс. кв. км. Среди озер, полностью находящихся на территории России – много уникальных, в первую очередь – озеро Байкал, самое глубокое в мире, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это крупнейшее по объему пресной воды озеро на планете. На озере насчитывается 27 островов, в Байкал впадают 336 рек, но вытекает лишь одна – Ангара. А в северо-западной части России находится еще одно уникальное озеро – Ладожское, самое крупное из европейских пресноводных озер. Озеро площадью около 17,7 тыс. кв. км, насчитывает более 600 островов, в него впадает 35 рек, а вытекает тоже одна – Нева. Столетия назад Ладога являлась частью знаменитого пути из варяг в греки, а в годы Великой Отечественной войны здесь проложили другой путь – Дорогу жизни, спасшую многие тысячи жителей осажденного Ленинграда. Плюс к тому на территории нашей страны расположено более 4 тыс. различных водохранилищ, совокупный объем которых составляет около 1 млн куб. м.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что гидроавиация, да и морская авиация вообще, стала одним из важнейших направлений развития авиационной промышленности в советское и постсоветское время. Это вполне естественное направление развития отечественной промышленности в целом. Равно естественно и то, что при наличии такого серьезного интереса к гидросамолетам, самолетам-амфибиям и экранопланам рано или поздно в нашей стране должно было возникнуть специализированное мероприятие – выставка, в рамках которой разработчики различной «водоплавающей» авиационной техники могли бы наглядно продемонстрировать достигнутые в данной области успехи, а также общими силами, в тесном взаимодействии с многочисленными заказчиками (эксплуатантами) и представителями экспертного сообщества определить перспективные направления развития гидроавиации и морской авиации в целом.

В конечном итоге в 1996 году в соответствии с распоряжением правительства РФ на свет появилась Международная выставка по гидроавиации, в рамках которой сразу же стала проводиться еще и международная научная конференция на эту тему. И вполне естественно, что местом проведения данного авиашоу была выбрана расположенная в Геленджике испытательно-экспериментальная база (гидробаза) Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Г.М. Бериева – лидера в области создания гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Причем лидера не только в России, но и за ее пределами, поскольку сегодня вряд ли кто уже способен на равных конкурировать в данной сфере с нашими разработчиками.

«Геленджик-96», как называлась первая выставка, имел чрезвычайно большой успех, на основе чего был сделан дальновидный и правильный вывод о необходимости проведения гидроавиасалона на регулярной основе. И в этом году, с 6 по 9 сентября, в городе-курорте на черноморском побережье России проходит уже 12-я по счету международная выставка и научная конференция – «Гидроавиасалон-2018».

ЗАКОНОДАТЕЛИ МОД

Главным действующим лицом выставки, вне всяких сомнений, является Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Георгия Михайловича Бериева, входящий сегодня в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Именно его специалисты на протяжении многих десятилетий являются законодателями мод в области разработки и создания гидросамолетов и самолетов-амфибий различного назначения.

История организации, известной ныне как ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева», берет начало 1 октября 1934 года – эта дата была определена приказом № 44/260 по Главному управлению авиационной промышленности «крайним сроком» создания при авиационном заводе № 31 в Таганроге Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) со штатом 165 человек. Главным конструктором бюро был назначен Георгий Михайлович Бериев, сыгравший значительную роль в развитии отечественной гидроавиации.

Деятельность КБ сразу же началась с запуска в серийное производство оснащенного двигателем М-17 гидросамолета МБР-2, спроектированного под руководством Г.М. Бериева. Одновременно шла работа и над двухместным корабельным катапультируемым разведчиком – артиллерийским корректировщиком КОР-1. Причем МБР-2 получился настолько удачным для своего времени, что поступил на службу не только в советскую морскую авиацию, но и пополнил авиапарк различных гражданских ведомств (в общей сложности завод покинуло более 1300 машин нескольких модификаций). Кстати, именно на таком самолете летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко сумели установить шесть мировых рекордов (о боевой службе МБР-2 см. «Амбарчики» над Заполярьем», «НВО» от 27.04.18).

С окончанием Великой Отечественной войны для КБ наступила новая эпоха: в соответствии с постановлением Совмина СССР от 21 июня 1946 года на базе бюро создали Государственный союзный опытный завод № 49. Стране была позарез нужна мощная опытная база морского самолетостроения. Главным конструктором и директором завода, естественно, был назначен Георгий Бериев. А через два года, 2 июля 1948 года, состоялся первый полет нового, полностью, на «все сто», отечественного гидросамолета Бе-6, оснащенного моторами АШ-73. На вооружение был принят вариант Бе-6М (но под обозначением Бе-6) с пятью 23-мм авиационными пушками НР-23. Кроме того, на внешней подвеске под крылом он мог нести бомбы, торпеды и морские мины общим весом до 4400 кг. Серия из 123 машин была построена на заводе № 86 в Таганроге.

С началом эры реактивной авиации специалисты «бериевского» КБ активно приступают к работам в этом новом и многообещающем направлении. И вот 20 июня 1956 года в Геленджике в воздух поднимается красавец гидросамолет Бе-10 – морской разведчик-торпедоносец. А 18 октября 1960 года начинаются заводские летные испытания нового турбовинтового противолодочного самолета-амфибии Бе-12 – самой крупной на тот момент амфибии в мире. Вес боевой нагрузки Бе-12 – около 3 тонн (глубинные бомбы, торпеды, мины, радиогидроакустические буи).

Бе-12 успел отличиться и на ниве рекордов – с 1964 по 1981 год на нем было установлено 42 мировых рекорда в своем классе. А модификация Бе-12СК могла нести на борту атомную глубинную бомбу СК-1 «Скальп» – беспощадную убийцу вражеских субмарин. Более полувека Бе-12 служат на флоте, а смены ему пока так и нет. Более подробно о данной машине рассказывалось в одном из недавних номеров «НВО» («Самолет-амфибия Бе-12 еще послужит», «НВО» от 27.07.18).

В 1968 году на посту главного конструктора и руководителя предприятия Г. Бериева сменил Алексей Кириллович Константинов. Примерно в то же время бюро поручили создать экспериментальный самолет-амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14 – машину, словно сошедшую со страниц какого-нибудь научно-фантастического произведения. По замыслу проектировавшего его Роберта Людвиговича Бартини, ВВА-14 должен был взлетать и садиться на сушу и воду практически без ограничений по климатическим или географическим условиям. В первый полет опытная машина поднялась 4 сентября 1972 года. Затем по причине отсутствия подъемных двигателей самолет-амфибия был дооборудован поддувными двигателями, аналогичными маршевым, установленными в носовой части фюзеляжа, с устройством отклонения струй под центроплан. Данная машина получила обозначение 14М1П и проходила испытания вплоть до 1976 года.

В середине 70-х годов прошлого века начались исследовательские работы и по большому противолодочному самолету-амфибии А-40 «Альбатрос», хотя в полную силу работа закипела уже только в 1983 году – именно тогда вышло наконец-таки соответствующее решение Военно-промышленной комиссии. «Альбатрос» предназначался для борьбы с ПЛ и НК противника в акваториях прибрежных морей и на просторах Мирового океана – в границах так называемой средней океанской зоны. С сухопутного аэродрома стальной «Альбатрос» поднялся в декабре 1986 года, а с воды – в ноябре 1987 года. А-40 до сих пор остается самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, обладающим к тому же уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. На нем установлено около полутора сотен мировых рекордов (более подробно см. «Прерванный полет «Альбатроса», «НВО» от 29.06.18).

В 1989 году руководивший тогда предприятием А.К. Константинов решил создавать конверсионную, уменьшенную, копию «Альбатроса» – многоцелевой самолет-амфибию для тушения лесных пожаров А-200, которая затем была переименована в Бе-200. На следующий год А.К. Константинова сменил новый директор, Геннадий Сергеевич Панатов, принявший решение воплотить многообещающий проект в металле. В том же году был выполнен эскизный проект самолета – с двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП. Производство новой машины было налажено на Иркутском авиационном производственном объединении, причем для ускорения процесса запуска Бе-200 в серию опытные самолеты решили строить по серийной технологии.

Первая «двухсотка», построенная в противопожарном варианте, впервые поднялась в воздух 24 сентября 1998 года. Произошло это в Иркутске, командиром экипажа был летчик-испытатель Константин Валерьевич Бабич. Он же 10 сентября 1999 года впервые поднимал Бе-200 с воды – но уже в Таганроге. С 2011 года серийное производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог (более подробно о Бе-200 см. «Самолет-амфибия из Таганрога», «НВО» от 20.04.18).

Свои новые разработки специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева, которым сегодня руководит Юрий Владимирович Грудинин, представят на нынешнем «Гидроавиасалоне».

Обширная программа

Программа выставки традиционно разнообразна и насыщена различными мероприятиями: от научных конференций до демонстрационных полетов различных самолетов и вертолетов и показательных выступлений мастеров экстра-класса из пилотажных групп. Мероприятие пользуется популярностью и промышленности. Достаточно сказать, что количество участников выставки в этом году превысило 170, включая и такие крупные компании, как корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации, ВПК «НПО машиностроения», Вертолеты России, ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга, концерн «Вега», холдинг «Технодинамика», компания «Швабе» и другие. Среди участников есть и компании из Белоруссии, Люксембурга, Израиля, Италии, США и Франции.

Традиционно зрелищной обещает быть летная программа.

«Лучшие летчики страны украсят небо Геленджикской бухты захватывающей демонстрацией уникальных возможностей гражданских и боевых воздушных судов, – подчеркивают организаторы мероприятия. – Только здесь, на выставочной площадке «Гидроавиасалон-2018», в непосредственной близости вы сможете увидеть спуски на воду и завораживающие выходы на берег летающих лодок и самолетов-амфибий».

Звездами нынешнего гидроавиасалона станут самолет-амфибия Бе-200ЧС, который «филигранно выполнит виражи и проходы на минимальной и максимальной скоростях, осуществит посадку на воду, чтобы там, на глиссировании, набрать в водобаки 12 т воды и сбросить на точку, имитирующую место пожара, а кульминацией выступления станет сброс воды в виде российского флага», а также уникальная летающая лаборатория Ил-114ЛЛ, созданная компанией «Радар ммс» совместно с Авиационным комплексом Ильюшина по заказу ВМФ РФ для отработки и испытаний широкого класса бортовых радиоэлектронных систем.

Ну а более широкому кругу посетителей мероприятия доставит удовольствие доставит наблюдать за зрелищным пилотажем летчиков авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» и пилотажной группы «Первый полет» – первой в стране профессиональной пилотажной группы на поршневых самолетах, летающей на шести самолетах Як-52 и Як-54 в желто-красной окраске.

Причем особо отметим, что «Гидроавиасалон» – не просто выставка, а имеющее насыщенную деловую и научную программу весьма представительное и серьезное мероприятие. В рамках конференций и круглых столов здесь регулярно обсуждаются важнейшие проблемы морского авиастроения. Так, в 12-й раз пройдет Международная научная конференция по амфибийной и безаэродромной авиации, которая будет включать в себя пленарное заседание и работу в шести секциях. Кроме того, в дни работы «Гидроавиасалона» состоится III Международная научно-техническая конференция «Коррозия, старение и биостойкость материалов в морском климате», в рамках которой запланировано проведение пленарного заседания и двух тематический секций.

«Шире на вопросы развития авиационной промышленности взглянут участники открытого диалога с руководством отрасли, в ходе которого будет представлен доклад Минпромторга о текущей ситуации и стоящих задачах, а также будут даны ответы на актуальные вопросы, – указывают организаторы выставки. – Проблеме создания беспилотных авиационных систем и их компонентов будут посвящены две панельные дискуссии и две конференции, состоятся презентации и круглые столы. Также в рамках совместного выездного заседания комитетов Госдумы пройдет обсуждение вопросов формирования нормативно-правовой базы применения беспилотников».

Запланировано также проведение пленарного заседания «Искусственный интеллект в промышленности», панельной сессии «Цифровая трансформация промышленных предприятий», круглого стола «Цифровизация в авиастроении», панельной дискуссии «Национальная цифровая платформа сервисов для промышленности» и ряда прикладных мероприятий. А вопросы возрождения скоростного флота затронут на круглом столе, организатором которого выступит Крыловский государственный научный центр.

Особо следует отметить, что, принимая во внимание существенное увеличение количества мероприятий деловой программы, а также числа их участников, оператором выставки проведена работа по подготовке необходимой инфраструктуры: впервые посетителей примет конгресс-центр, в котором предусмотрены зал пленарных заседаний и шесть залов панельных дискуссий.

В целом можно с уверенностью сказать, что «Гидроавиасалон», значительная часть истории которого пришлась на непростые годы существования нашего государства, сумел прочно занять отдельную и весьма значимую нишу в мире международных выставок авиационно-космической тематики. Будем надеяться, что и нынешние непростые времена пролетят мимо него, словно брызги от стремительно проносящегося по водной глади Геленджикской бухты самолета-амфибии Бе-200.          




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer