Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Радиоэлектронные средства мониторинга и защиты гидроавиации


31 августа 2018 года Михаил Замарин, Владимир Солдатов, Николай Бодрихин, Независимое военное обозрение


6 сентября на территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта «Геленджик» открывается 12-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018». АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», входящее в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», как один из ведущих разработчиков комплексов радиоэлектронной защиты, в том числе для самолетов ВМФ и палубных, регулярно участвует в этих выставках и конференциях.

Основная цель выставки – демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив ее развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, выполнения патрульных и спасательных операций на море, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Отличительная черта «Гидроавиасалона» – уникальная летная программа, в которой лучшие летчики России, прославившие национальную пилотажную школу, демонстрируют возможности авиатехники в небе над Геленджикской бухтой.

В рамках «Гидроависалона» регулярно проводится научная конференция, на которой рассматриваются проблемы применения гидроавиации в решении боевых, транспортных, противопожарных, спасательных, поисковых, экологических и других задач, а также вопросы разработки специальных комплексов и оборудования для морских летательных аппаратов.

В работе «Гидроавиасалона» традиционно принимают участие представители администрации президента РФ, правительственные структуры, министерства, ведущие предприятия авиационно-космической промышленности России и зарубежья, аккредитованные в России представители военных атташе, торговые представительства.

Начало созданию комплексов радиоэлектронной защиты было положено НИР «Исток», выполненной усилиями сотрудников Института вместе с Новосибирским НИАП, некоторыми другими НИИ и КБ (Казань, Омск, Москва) в середине 60-х годов. Посредством этой НИР были разработаны научные основы создания бортовых комплексов защиты или обороны (БКО) боевых самолетов различного назначения.

Было принято, что БКО должен включать в себя самолетную станцию помех (станция активных помех радиолокационного диапазона «Герань»), станцию предупреждения об облучении, теплопеленгатор, фиксирующий пуск атакующей ракеты, автомат отстрела пиропатронов, позволяющий нейтрализовать атакующие ракеты с тепловыми головками самонаведения (система отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей), информационный вычислитель – прибор управления комплексом (вычислительно-управляющее устройство «Неон-Ф»). БКО является системой с централизованным автоматизированным управлением.

Впоследствии эффективные БКО были созданы для бомбардировщиков Ту-22М2 и М3 – «Урал-М»; Ту-95 МС – «Метеор-Н»; Ту-142 МР – «Саяны-М»; Ту-160 – «Байкал-М»; для военно-транспортного самолета Ил-76 – «Алай-М»; для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 – «Кряж-М».

Ряд перечисленных выше самолетов, таких как Су-24М, Ту-22М3, Ту-142МР, состоит на вооружении ВМФ.

В 1970–1980-е годы осуществлялось проектирование и создание уникального представителя гидроавиации – самого большого в то время в мире летательного аппарата – экраноплана КМ (главный конструктор Р.Е. Алексеев). Также разрабатывались экранопланы «Орленок», «Лунь». ЦНИРТИ создало для обеспечения радиоэлектронной защиты этих объектов уникальный комплекс, в составе которого впервые находились буксируемые средства. После смерти конструктора Р.Е. Алексеева и министра обороны Д.Ф. Устинова, курировавшего экранопланы, все работы по их созданию были свернуты, свернутыми оказались и работы по радиоэлектронной защите. Был создан единственный экраноплан-ракетоносец «Лунь».

В 2005 году АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» была поручена разработка комплекса радиоэлектронного подавления (КРЭП) для индивидуальной и взаимной защиты самолетов-амфибий А-42, предназначенных для спасения экипажей гибнущих кораблей.

В разработке КРЭП для А-42 предусматривалось применение современных радиотехнических и оптико-электронных средств, позволяющих обнаруживать и создавать противодействие средствам ПВО в широком диапазоне частот (от инфракрасного до СВЧ), применение современных схемотехнических, технологических и конструктивных решений, а также применение новых видов помех. Однако ввиду финансовых трудностей заказчика разработка самолета-амфибии и БКО для него были приостановлены. Дальнейшим развитием этого направления явилось проектирование БКО для самолета-амфибии Бе-200, разработанного ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в рамках тендера, проводимого МО Индии на создание многоцелевых морских патрульных самолетов береговой охраны. Проектирование велось на базе разработки БКО для самолетов Ил-76. Работы по этому комплексу находятся на стадии летных межведомственных испытаний.

В основополагающих работах НИР «Проросток» и ОКР «Анчар-42» в институте впервые были созданы базовые цифровые станции активных помех, работающие в составе бортового радиоэлектронного комплекса самолета. Также были разработаны базовые устройства систем РЭБ: цифровая радиочастотная память (DRFM), переносчики частоты, быстродействующие синтезаторы, элементы АФАР.

На основе проведенных в институте НИР и ОКР было начато создание одноконтейнерной станции активных помех МСП-418К для защиты летательных аппаратов типа МиГ-29, в том числе палубных истребителей МиГ-29К, БЛА и др. Названная станция предназначена для установки на легкие летательные средства. В настоящее время доработанная станция проходит летные испытания.

Станция МСП-418К предназначена для индивидуальной защиты самолетов типа МиГ-29 путем создания активных шумовых (маскирующих) и имитирующих помех радиоэлектронным средствам обнаружения и наведения противника. В результате ее работы за счет активных помех у противника создается иллюзия о наличии в воздухе множества целей. Это происходит за счет того, что интенсивность отметок ложных целей превосходит отметку от реальной и последняя на их фоне теряется. Причем ложные цели имеют различные скорости, дальности и координаты. Принцип действия названной станции основан на технологии DRFM, которая обеспечивает анализ радиоэлектронной обстановки, запоминание в цифровом виде сигналов РЭС противника и формирование на их основе движущихся по правдоподобной траектории имитирующих (ложных) помех (целей).

Станция радиоэлектронного противодействия МСП-418К способна сопровождать более четырех радиоэлектронных средств противника и излучать помехи, достаточные для противодействия. Время приведения аппаратуры в готовность после включения не превышает нескольких минут. Масса контейнера станции не превышает 160 кг. Питание аппаратуры станции осуществляется от бортовой сети самолета-носителя напряжением 27 В.

Решение проблемы создания широкополосного когерентного цифрового приемника-передатчика, работающего в реальном масштабе времени, позволит обеспечить защиту от широкого спектра современного и перспективного управляемого оружия.

На протяжении последних лет институт занимался также разработкой комплексной аппаратуры радиоэлектронной защиты, размещаемой на наземных средствах, предназначенных для полигонов, таких как комплекс для исследования и анализа радиоизлучений «Трильяж» и подвижной наземный помеховый комплекс «Геликон-М», смонтированные на шасси КамАЗов. В институте были созданы радиолокационные и радиотепловые измерительные комплексы «Дончанка» и «Егорьевец».

В институте были созданы и серийно выпускаются безэховые радиочастотные камеры. Радиочастотные камеры используются для построения диаграмм направленности излучения антенн, изучения электромагнитной совместимости и построения диаграмм ЭПР. Измерения могут проводиться как на полноразмерных объектах, включая самолеты, так и на уменьшенных моделях (с соответствующим уменьшением длины волны излучения радара). Радиочастотные безэховые камеры, использующие пирамидальные поглотители радиоволн из пористого материала, отчасти обладают свойствами акустических безэховых камер.

Названные измерительные приборы, комплексы и безэховая камера способны заменить в правильно поставленном эксперименте крупные и дорогостоящие полигонные системы и позволяют снизить время и стоимость проведения экспериментов и испытаний, необходимых для создания новой радиолокационной техники, в том числе и для палубных самолетов.

Схемы (макеты) названных комплексов представлены в экспозиции АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга».

Комплексы радиоэлектронной защиты, созданные в нашем институте, чаще малозаметны, но по своей эффективности, по влиянию на ход боевых действий их вклад может быть исключителен, что было не раз доказано в конфликтах последних десятилетий.

АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» готово к диалогу с предприятиями – создателями объектов современной гидроавиации, радиоэлектронного мониторинга и систем радиоэлектронной защиты.      




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer