Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сталинское задание" Павла Сухого


7 августа 2018 года Иван Драгомиров, Военно-промышленный курьер


В СССР внимательно наблюдали за зарубежными авиановинками и понимали, что многоцелевые бипланы Р-5 и Р-Z конкурировать с иностранными бомбардировщиками не смогут. 27 декабря 1936 года Совет труда и обороны выпустил постановление о конкурсной программе под условным названием «Иванов». Задача – создать перспективный одномоторный многоцелевой самолет.

Предложение поработать над новой машиной получили КБ Алексея Туполева, Николая Поликарпова, Иосифа Немана, Дмитрия Григоровича, Сергея Кочеригина и Сергея Ильюшина. По мнению писателя Дмитрия Хазанова, инициатором конкурса был Сталин, «Иванов» – телеграфный код генсека ЦК ВКП(б). Основные характеристики перспективного самолета руководству виделись так: максимальная скорость на высоте 4000 метров – 420–430, посадочная – 90–95 километров в час, практический потолок – 9000–10 000 метров, нормальная крейсерская дальность полета – 2000 километров. Вооружение – три – пять пулеметов и 200–400 килограммов бомб в зависимости от модификации. Советские «Ивановы» оказались очень близки немецким «Хейнкелям» He-70.

Лучшим проектом оказался двухместный АНТ-351 (по номеру заказа 351), разработанный в туполевском КБ бригадой Павла Сухого. 25 августа шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов поднял первую машину в небо. Кстати, этот самолет получил еще одно имя – СЗ-1 («Сталинское задание»). По отзыву пилота машина получилась простой и удобной в пилотировании, устойчивой и хорошо управляемой. Испытания СЗ-1 проходили до начала 1938 года. После того, как мотор М-62 выработал ресурс, приступили к постройке второго СЗ-2. При создании Сухой использовал новейшие материалы и технологические процессы. В каркасе применили как основные элементы прессованные дюралевые профили открытого типа и высокопрочные алюминиевые сплавы. Решения, принятые конструктором, позволяли широко использовать агрегатную сборку, то есть производство ставилось на поток. Это было большим плюсом при серийном выпуске.

Вместо М-62 на СЗ-2 установили двигатель М-87АВ, однако 3 августа 1938-го самолет разбился. Пока собирали очередной образец, программа испытаний сильно просела и в серийное производство конструкцию под официальным именем Су-2 запустили заочно.

В июне 1940-го Су-2 был принят на вооружение авиации РККА и выпускался на заводах: харьковском № 135, в начале Великой Отечественной эвакуированном в Пермь, и № 207 в Долгопрудном. До 1942 года выпущено 877 Су-2. Его активно использовали в 1941-м как легкий бомбардировщик, разведчик и штурмовик. Поскольку кабина давала очень хороший обзор, применяли и в качестве артиллерийского корректировщика.

Это был свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции: дюралевые крылья, киль частично обшивали полотном, с фюзеляжем типа полумонокок. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное в плане, составное, включающее центроплан и две съемные консоли. Механизация включала элероны типа «Фрайз» и щитки-закрылки Шренка. Шасси убирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Для эксплуатации зимой все серийные самолеты снабжали съемным комплектом лыж.

Кабина летчика, оснащенная двойным управлением, закрывалась выпуклым обтекаемым козырьком и высоким сдвижным фонарем из оргстекла, что позволяло вести обзор на все стороны. Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ, под ней устанавливалась фотокамера АФА-13, а часть самолетов дополнительно оснащалась радиополукомпасом РПК-2.

Су-2 вооружили четырьмя неподвижными 7,62-мм пулеметами ШКАС в консолях крыла и одним – во вращающейся экранированной турели МВ-5. Еще один можно было приладить в нижней люковой установке МВ-2. Бомбовая нагрузка размещалась в отсеке фюзеляжа под кабиной пилота и на внешней подкрыльной подвеске.

К началу войны только один 135-й ббап РККА был вооружен Су-2. В нескольких авиаполках летчики осваивали новые ближние бомбардировщики. Однако большинство ничего не знало о том, как выглядят самолеты Сухого. И в первый день войны Александр Покрышкин сбил Су-2, возвращавшийся с задания. Будущий маршал авиации описывал это так: «Самолеты выкрашены в черно-зеленые и желтые пятна. Конструкция совершенно незнакомая. Чуть довернул к бомбардировщикам, и низкое вечернее солнце ослепило меня. Оно не дало мне рассмотреть более внимательно за эти короткие секунды сближения тип машин. Решаю, что противник сейчас будет бомбить аэродром. Бросаю свой самолет в крутой разворот. Захожу в хвост левому крайнему и метров с пятидесяти открываю огонь. Но успел дать лишь короткую очередь, как мой самолет от струи атакованного самопроизвольно делает бочку. Бомбардировщик, разворачиваясь влево, пошел вниз. «Этому достаточно», – подумал я. Развернул свой самолет на правый фланг группы. Делаю горку для атаки сверху... И тут оцепенел: на крыльях звезды... Однако все закончилось благополучно – бомбардировщик пошел на вынужденную, штурман отделался ранением».

12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко совершила на Су-2 таран. В архиве 135-го бомбардировочного полка хранятся документы о ее фронтовом пути. Участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941-го командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе белорусского Пропойска до 45 танков, 20 автомобилей, до роты солдат и вернувшейся без потерь. Над Ромнами два Су-2 были атакованы семью Ме-109. Зеленко приняла бой (второй бомбардировщик сразу получил серьезные повреждения) и сбила один мессер, второй таранила, но при этом погибла.

Поздней осенью 1941 года одномоторные бомбардировщики чаще других машин работали в небе Белгорода, Ельца, Ливен. В плохую погоду на задания обычно вылетали по пять – семь «сушек» под прикрытием двух-трех истребителей. Низкая облачность прижимала к земле, и штурманы часто сбрасывали бомбы не по прицелам ОПБ-1, а по нарисованным на нижнем остеклении меткам. Однако результаты бомбежки признавались вполне удовлетворительными. В этих условиях от авиаторов требовалось проявить настоящее искусство, и документы говорят, что среди экипажей Су-2 было немало высококлассных мастеров. Так, отчеты штаба 16-й авиадивизии за ноябрь 1941 года говорят, что из десяти экипажей, летавших в любых метеоусловиях, пять входили в 135-й бап. При относительно невысоких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

В 1941 году на Су-2 было совершено 5000 вылетов. Потеряны в бою и пропали без вести 222 легких бомбардировщика. То есть на одну погибшую машину приходилось 22,5 вылета. Средние потери советских бомбардировщиков в первый военный год составляли один на 14 вылетов. За весь 1942-й немецкие истребители и зенитки сбили 64 Су-2, из которых в 8-й воздушной армии при обороне Сталинграда только восемь потеряны безвозвратно. В среднем в 270-й БАД каждый Су-2 успел выполнить до списания в июле-августе 80 самолетовылетов, а Пе-2 – только 20 (221-я БАД, действовавшая в Сталинградской битве на американских «Бостонах», теряла в июне-июле 1942-го один самолет на каждые 19 вылетов). Иные «сушки» попадали в мастерские и рембазы более 20 раз. При относительно низких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

Выпуск Су-2 прекратили в 1942-м. Когда с самолетами поля боя определились окончательно – ими стали бронированные штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2. Однако до 1944 года в небе можно было увидеть и «сушки», корректирующие огонь артиллерии. Это был идеальный для выполнения таких задач самолет.

Подоплека

На испытаниях в апреле 1933 года своего рода сенсацию произвел самолет «Хейнкель» Не-70. Конструкторы фирмы создали машину с блестящими аэродинамическими формами, которая развивала у земли скорость 377 километров в час, притом что в моторном отсеке стоял уже устаревший двигатель BMW-VI. Французские коллеги прикинули ТТХ самолетов, которые немцы создадут на основе заявленного как почтово-пассажирский экспресс He-70. Получалось, что с 860-сильным мотором «Испано-Сюизы» двухместный легкий разведчик и бомбардировщик способен летать на скорости 430 километров в час на высоте до 4000 метров. Потолок – 9000 метров, максимальная дальность полета – 1500 километров. Французы, как в воду глядели: вслед за пассажирским появились военные варианты ближнего бомбардировщика и разведчика – Не-70F и Не-170А.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer