Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сталинское задание" Павла Сухого


7 августа 2018 года Иван Драгомиров, Военно-промышленный курьер


В СССР внимательно наблюдали за зарубежными авиановинками и понимали, что многоцелевые бипланы Р-5 и Р-Z конкурировать с иностранными бомбардировщиками не смогут. 27 декабря 1936 года Совет труда и обороны выпустил постановление о конкурсной программе под условным названием «Иванов». Задача – создать перспективный одномоторный многоцелевой самолет.

Предложение поработать над новой машиной получили КБ Алексея Туполева, Николая Поликарпова, Иосифа Немана, Дмитрия Григоровича, Сергея Кочеригина и Сергея Ильюшина. По мнению писателя Дмитрия Хазанова, инициатором конкурса был Сталин, «Иванов» – телеграфный код генсека ЦК ВКП(б). Основные характеристики перспективного самолета руководству виделись так: максимальная скорость на высоте 4000 метров – 420–430, посадочная – 90–95 километров в час, практический потолок – 9000–10 000 метров, нормальная крейсерская дальность полета – 2000 километров. Вооружение – три – пять пулеметов и 200–400 килограммов бомб в зависимости от модификации. Советские «Ивановы» оказались очень близки немецким «Хейнкелям» He-70.

Лучшим проектом оказался двухместный АНТ-351 (по номеру заказа 351), разработанный в туполевском КБ бригадой Павла Сухого. 25 августа шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов поднял первую машину в небо. Кстати, этот самолет получил еще одно имя – СЗ-1 («Сталинское задание»). По отзыву пилота машина получилась простой и удобной в пилотировании, устойчивой и хорошо управляемой. Испытания СЗ-1 проходили до начала 1938 года. После того, как мотор М-62 выработал ресурс, приступили к постройке второго СЗ-2. При создании Сухой использовал новейшие материалы и технологические процессы. В каркасе применили как основные элементы прессованные дюралевые профили открытого типа и высокопрочные алюминиевые сплавы. Решения, принятые конструктором, позволяли широко использовать агрегатную сборку, то есть производство ставилось на поток. Это было большим плюсом при серийном выпуске.

Вместо М-62 на СЗ-2 установили двигатель М-87АВ, однако 3 августа 1938-го самолет разбился. Пока собирали очередной образец, программа испытаний сильно просела и в серийное производство конструкцию под официальным именем Су-2 запустили заочно.

В июне 1940-го Су-2 был принят на вооружение авиации РККА и выпускался на заводах: харьковском № 135, в начале Великой Отечественной эвакуированном в Пермь, и № 207 в Долгопрудном. До 1942 года выпущено 877 Су-2. Его активно использовали в 1941-м как легкий бомбардировщик, разведчик и штурмовик. Поскольку кабина давала очень хороший обзор, применяли и в качестве артиллерийского корректировщика.

Это был свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции: дюралевые крылья, киль частично обшивали полотном, с фюзеляжем типа полумонокок. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное в плане, составное, включающее центроплан и две съемные консоли. Механизация включала элероны типа «Фрайз» и щитки-закрылки Шренка. Шасси убирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Для эксплуатации зимой все серийные самолеты снабжали съемным комплектом лыж.

Кабина летчика, оснащенная двойным управлением, закрывалась выпуклым обтекаемым козырьком и высоким сдвижным фонарем из оргстекла, что позволяло вести обзор на все стороны. Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ, под ней устанавливалась фотокамера АФА-13, а часть самолетов дополнительно оснащалась радиополукомпасом РПК-2.

Су-2 вооружили четырьмя неподвижными 7,62-мм пулеметами ШКАС в консолях крыла и одним – во вращающейся экранированной турели МВ-5. Еще один можно было приладить в нижней люковой установке МВ-2. Бомбовая нагрузка размещалась в отсеке фюзеляжа под кабиной пилота и на внешней подкрыльной подвеске.

К началу войны только один 135-й ббап РККА был вооружен Су-2. В нескольких авиаполках летчики осваивали новые ближние бомбардировщики. Однако большинство ничего не знало о том, как выглядят самолеты Сухого. И в первый день войны Александр Покрышкин сбил Су-2, возвращавшийся с задания. Будущий маршал авиации описывал это так: «Самолеты выкрашены в черно-зеленые и желтые пятна. Конструкция совершенно незнакомая. Чуть довернул к бомбардировщикам, и низкое вечернее солнце ослепило меня. Оно не дало мне рассмотреть более внимательно за эти короткие секунды сближения тип машин. Решаю, что противник сейчас будет бомбить аэродром. Бросаю свой самолет в крутой разворот. Захожу в хвост левому крайнему и метров с пятидесяти открываю огонь. Но успел дать лишь короткую очередь, как мой самолет от струи атакованного самопроизвольно делает бочку. Бомбардировщик, разворачиваясь влево, пошел вниз. «Этому достаточно», – подумал я. Развернул свой самолет на правый фланг группы. Делаю горку для атаки сверху... И тут оцепенел: на крыльях звезды... Однако все закончилось благополучно – бомбардировщик пошел на вынужденную, штурман отделался ранением».

12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко совершила на Су-2 таран. В архиве 135-го бомбардировочного полка хранятся документы о ее фронтовом пути. Участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941-го командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе белорусского Пропойска до 45 танков, 20 автомобилей, до роты солдат и вернувшейся без потерь. Над Ромнами два Су-2 были атакованы семью Ме-109. Зеленко приняла бой (второй бомбардировщик сразу получил серьезные повреждения) и сбила один мессер, второй таранила, но при этом погибла.

Поздней осенью 1941 года одномоторные бомбардировщики чаще других машин работали в небе Белгорода, Ельца, Ливен. В плохую погоду на задания обычно вылетали по пять – семь «сушек» под прикрытием двух-трех истребителей. Низкая облачность прижимала к земле, и штурманы часто сбрасывали бомбы не по прицелам ОПБ-1, а по нарисованным на нижнем остеклении меткам. Однако результаты бомбежки признавались вполне удовлетворительными. В этих условиях от авиаторов требовалось проявить настоящее искусство, и документы говорят, что среди экипажей Су-2 было немало высококлассных мастеров. Так, отчеты штаба 16-й авиадивизии за ноябрь 1941 года говорят, что из десяти экипажей, летавших в любых метеоусловиях, пять входили в 135-й бап. При относительно невысоких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

В 1941 году на Су-2 было совершено 5000 вылетов. Потеряны в бою и пропали без вести 222 легких бомбардировщика. То есть на одну погибшую машину приходилось 22,5 вылета. Средние потери советских бомбардировщиков в первый военный год составляли один на 14 вылетов. За весь 1942-й немецкие истребители и зенитки сбили 64 Су-2, из которых в 8-й воздушной армии при обороне Сталинграда только восемь потеряны безвозвратно. В среднем в 270-й БАД каждый Су-2 успел выполнить до списания в июле-августе 80 самолетовылетов, а Пе-2 – только 20 (221-я БАД, действовавшая в Сталинградской битве на американских «Бостонах», теряла в июне-июле 1942-го один самолет на каждые 19 вылетов). Иные «сушки» попадали в мастерские и рембазы более 20 раз. При относительно низких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

Выпуск Су-2 прекратили в 1942-м. Когда с самолетами поля боя определились окончательно – ими стали бронированные штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2. Однако до 1944 года в небе можно было увидеть и «сушки», корректирующие огонь артиллерии. Это был идеальный для выполнения таких задач самолет.

Подоплека

На испытаниях в апреле 1933 года своего рода сенсацию произвел самолет «Хейнкель» Не-70. Конструкторы фирмы создали машину с блестящими аэродинамическими формами, которая развивала у земли скорость 377 километров в час, притом что в моторном отсеке стоял уже устаревший двигатель BMW-VI. Французские коллеги прикинули ТТХ самолетов, которые немцы создадут на основе заявленного как почтово-пассажирский экспресс He-70. Получалось, что с 860-сильным мотором «Испано-Сюизы» двухместный легкий разведчик и бомбардировщик способен летать на скорости 430 километров в час на высоте до 4000 метров. Потолок – 9000 метров, максимальная дальность полета – 1500 километров. Французы, как в воду глядели: вслед за пассажирским появились военные варианты ближнего бомбардировщика и разведчика – Не-70F и Не-170А.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Кольцово рассматривает предложения
Александр Ермаков
Известия
«Сухой» остаток: чем интересна китайская копия Су-27
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Предварительные расчеты: Сирии переданы более совершенные С-300
Александр Березин
ТАСС
К Меркурию наконец-то полетят зонды
Алексей Заквасин
RT
Беспилотный Су-57: какими возможностями будет обладать российский БПЛА нового поколения
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Возвращение Хургады: о чем договорились Путин и ас-Сиси
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Ступень ракеты не так подняли

Крыминформ
Курс на взлет: продолжение модернизации аэропорта Симферополь



Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Авиаколлегию приблизили к экономике и бизнесу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Управляющего "Трансаэро" завели на посадку
Василий Сычёв
N+1
Изображение широко открытых глаз испугало птиц в аэропорту
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Заместительная космонавтика
Николай Проценко
Взгляд
Российским авиакомпаниям угрожает массовое разорение
Денис Комаровский
Известия
Отреклись от дрона: что случилось с проектом "Альтаир"
Тимур Алимов
Российская Газета
Эффективный и смертоносный: в США оценили модернизацию Ту-22

Национальная служба новостей
Авиакомпании России в 2018 году понесли убытки в 40 миллиардов рублей

BFM
Нужно ли наказывать перевозчиков за овербукинг?

BFM
Зачем создавать аналог Межгосударственного авиационного комитета?
Инна Деготькова
Московский Комсомолец
Авиакомпании предложили жестко штрафовать за жадность: пассажиров защитят от овербукинга
Ирина Цырулева
Известия
Тихая гавань: в аэропортах хотят сократить число голосовых сообщений
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аварию "Союза" соберут по частицам
Анна Юркова
Российская газета
Летает такой парень
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Секрет "живучести" Пе-2 под огнем с земли
Фернандо Дуарте
Русская служба ВВС
Профессия будущего: миру нужны тысячи новых пилотов, но где их взять?
Елизавета Королева
Газета.Ru
Все дело в трубке: Пентагон посадил все F-35
Захар Гельман
Независимое военное обозрение
Ил-20М: трагедия, которую никто не ждал
Марта Литвинова, Оксана Соломатина
RT
Бой с природой: США планируют вырубить охраняемые леса в Польше для расширения военной базы
Алексей Заквасин
RT
«Фактор сдерживания Вашингтона»: на что будет способен новый китайский стратегический бомбардировщик
Иван Жуковский
Газета.Ru
"С-300 бессильны перед F-35": Украина раскрыла все секреты
Иван Сафронов
Коммерсантъ
Распад "Союза"
Дина Непомнящая
Российская газета
Сухая посадка
Елизавета Кузнецова, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
"Якутия" поскользнулась на SSJ 100
С. Самохина, Е. Кузнецова, С. Петунин, Н. Павлова
КоммерсантЪ
Малые родины вспомнят своих героев
Карина Кальярова
КоммерсантЪ - Челябинск
Челябинский аэропорт станет знаменитостью

Интерфакс
Частные акционеры "Шереметьево" отложили продажу 10% аэропорта из расчета на рост цены
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
«Аэроэкспресс» до Пулково задерживается
Майя Иванова, Дарья Кучеренко
КоммерсантЪ - Уфа
Кто ж его посадит
Алексей Брусилов, Алексей Моисеев
Российская Газета
Лучший вариант: почему Алжир выбрал российские Ми-171Ш
Наталья Пономарева
Интерфакс-АВН
Скользкая полоса
Юрий Гень
Российская газета
Роботы прилетели
Илья Крамник
Известия
Санкции или цунами: продаст ли Россия Су-35 Индонезии
Яков Лысенко
Газета.Ru
"Удержать было невозможно": авария самолета в Якутии
Геня Джавршян
ИА Комиинформ
Жители Коми присвоят Сыктывкарскому аэропорту имя достойного соотечественника
Алексей Сивашенков
Forbes
Двигатели торговли. МС-21 добавят экспортной привлекательности
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Контракт безжизненного цикла
Андрей Коц
РИА Новости
"Раптор" против "Фаворита". Сможет ли F-22 обмануть С-300 в Сирии
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
Допилились: "Альтаир" улетает из Казани в Екатеринбург
Роман Рожков
КоммерсантЪ
Совладелец Biletix поменял кресло
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем нужна революция в подготовке военных летчиков

Интерфакс-АВН
"Победа" обжаловала решение ВС РФ о ручной клади сверх нормы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer