Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сталинское задание" Павла Сухого


7 августа 2018 года Иван Драгомиров, Военно-промышленный курьер


В СССР внимательно наблюдали за зарубежными авиановинками и понимали, что многоцелевые бипланы Р-5 и Р-Z конкурировать с иностранными бомбардировщиками не смогут. 27 декабря 1936 года Совет труда и обороны выпустил постановление о конкурсной программе под условным названием «Иванов». Задача – создать перспективный одномоторный многоцелевой самолет.

Предложение поработать над новой машиной получили КБ Алексея Туполева, Николая Поликарпова, Иосифа Немана, Дмитрия Григоровича, Сергея Кочеригина и Сергея Ильюшина. По мнению писателя Дмитрия Хазанова, инициатором конкурса был Сталин, «Иванов» – телеграфный код генсека ЦК ВКП(б). Основные характеристики перспективного самолета руководству виделись так: максимальная скорость на высоте 4000 метров – 420–430, посадочная – 90–95 километров в час, практический потолок – 9000–10 000 метров, нормальная крейсерская дальность полета – 2000 километров. Вооружение – три – пять пулеметов и 200–400 килограммов бомб в зависимости от модификации. Советские «Ивановы» оказались очень близки немецким «Хейнкелям» He-70.

Лучшим проектом оказался двухместный АНТ-351 (по номеру заказа 351), разработанный в туполевском КБ бригадой Павла Сухого. 25 августа шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов поднял первую машину в небо. Кстати, этот самолет получил еще одно имя – СЗ-1 («Сталинское задание»). По отзыву пилота машина получилась простой и удобной в пилотировании, устойчивой и хорошо управляемой. Испытания СЗ-1 проходили до начала 1938 года. После того, как мотор М-62 выработал ресурс, приступили к постройке второго СЗ-2. При создании Сухой использовал новейшие материалы и технологические процессы. В каркасе применили как основные элементы прессованные дюралевые профили открытого типа и высокопрочные алюминиевые сплавы. Решения, принятые конструктором, позволяли широко использовать агрегатную сборку, то есть производство ставилось на поток. Это было большим плюсом при серийном выпуске.

Вместо М-62 на СЗ-2 установили двигатель М-87АВ, однако 3 августа 1938-го самолет разбился. Пока собирали очередной образец, программа испытаний сильно просела и в серийное производство конструкцию под официальным именем Су-2 запустили заочно.

В июне 1940-го Су-2 был принят на вооружение авиации РККА и выпускался на заводах: харьковском № 135, в начале Великой Отечественной эвакуированном в Пермь, и № 207 в Долгопрудном. До 1942 года выпущено 877 Су-2. Его активно использовали в 1941-м как легкий бомбардировщик, разведчик и штурмовик. Поскольку кабина давала очень хороший обзор, применяли и в качестве артиллерийского корректировщика.

Это был свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции: дюралевые крылья, киль частично обшивали полотном, с фюзеляжем типа полумонокок. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное в плане, составное, включающее центроплан и две съемные консоли. Механизация включала элероны типа «Фрайз» и щитки-закрылки Шренка. Шасси убирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Для эксплуатации зимой все серийные самолеты снабжали съемным комплектом лыж.

Кабина летчика, оснащенная двойным управлением, закрывалась выпуклым обтекаемым козырьком и высоким сдвижным фонарем из оргстекла, что позволяло вести обзор на все стороны. Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ, под ней устанавливалась фотокамера АФА-13, а часть самолетов дополнительно оснащалась радиополукомпасом РПК-2.

Су-2 вооружили четырьмя неподвижными 7,62-мм пулеметами ШКАС в консолях крыла и одним – во вращающейся экранированной турели МВ-5. Еще один можно было приладить в нижней люковой установке МВ-2. Бомбовая нагрузка размещалась в отсеке фюзеляжа под кабиной пилота и на внешней подкрыльной подвеске.

К началу войны только один 135-й ббап РККА был вооружен Су-2. В нескольких авиаполках летчики осваивали новые ближние бомбардировщики. Однако большинство ничего не знало о том, как выглядят самолеты Сухого. И в первый день войны Александр Покрышкин сбил Су-2, возвращавшийся с задания. Будущий маршал авиации описывал это так: «Самолеты выкрашены в черно-зеленые и желтые пятна. Конструкция совершенно незнакомая. Чуть довернул к бомбардировщикам, и низкое вечернее солнце ослепило меня. Оно не дало мне рассмотреть более внимательно за эти короткие секунды сближения тип машин. Решаю, что противник сейчас будет бомбить аэродром. Бросаю свой самолет в крутой разворот. Захожу в хвост левому крайнему и метров с пятидесяти открываю огонь. Но успел дать лишь короткую очередь, как мой самолет от струи атакованного самопроизвольно делает бочку. Бомбардировщик, разворачиваясь влево, пошел вниз. «Этому достаточно», – подумал я. Развернул свой самолет на правый фланг группы. Делаю горку для атаки сверху... И тут оцепенел: на крыльях звезды... Однако все закончилось благополучно – бомбардировщик пошел на вынужденную, штурман отделался ранением».

12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко совершила на Су-2 таран. В архиве 135-го бомбардировочного полка хранятся документы о ее фронтовом пути. Участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941-го командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе белорусского Пропойска до 45 танков, 20 автомобилей, до роты солдат и вернувшейся без потерь. Над Ромнами два Су-2 были атакованы семью Ме-109. Зеленко приняла бой (второй бомбардировщик сразу получил серьезные повреждения) и сбила один мессер, второй таранила, но при этом погибла.

Поздней осенью 1941 года одномоторные бомбардировщики чаще других машин работали в небе Белгорода, Ельца, Ливен. В плохую погоду на задания обычно вылетали по пять – семь «сушек» под прикрытием двух-трех истребителей. Низкая облачность прижимала к земле, и штурманы часто сбрасывали бомбы не по прицелам ОПБ-1, а по нарисованным на нижнем остеклении меткам. Однако результаты бомбежки признавались вполне удовлетворительными. В этих условиях от авиаторов требовалось проявить настоящее искусство, и документы говорят, что среди экипажей Су-2 было немало высококлассных мастеров. Так, отчеты штаба 16-й авиадивизии за ноябрь 1941 года говорят, что из десяти экипажей, летавших в любых метеоусловиях, пять входили в 135-й бап. При относительно невысоких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

В 1941 году на Су-2 было совершено 5000 вылетов. Потеряны в бою и пропали без вести 222 легких бомбардировщика. То есть на одну погибшую машину приходилось 22,5 вылета. Средние потери советских бомбардировщиков в первый военный год составляли один на 14 вылетов. За весь 1942-й немецкие истребители и зенитки сбили 64 Су-2, из которых в 8-й воздушной армии при обороне Сталинграда только восемь потеряны безвозвратно. В среднем в 270-й БАД каждый Су-2 успел выполнить до списания в июле-августе 80 самолетовылетов, а Пе-2 – только 20 (221-я БАД, действовавшая в Сталинградской битве на американских «Бостонах», теряла в июне-июле 1942-го один самолет на каждые 19 вылетов). Иные «сушки» попадали в мастерские и рембазы более 20 раз. При относительно низких боевых потерях бомбардировочным полкам остро не хватало запчастей и новых моторов.

Выпуск Су-2 прекратили в 1942-м. Когда с самолетами поля боя определились окончательно – ими стали бронированные штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2. Однако до 1944 года в небе можно было увидеть и «сушки», корректирующие огонь артиллерии. Это был идеальный для выполнения таких задач самолет.

Подоплека

На испытаниях в апреле 1933 года своего рода сенсацию произвел самолет «Хейнкель» Не-70. Конструкторы фирмы создали машину с блестящими аэродинамическими формами, которая развивала у земли скорость 377 километров в час, притом что в моторном отсеке стоял уже устаревший двигатель BMW-VI. Французские коллеги прикинули ТТХ самолетов, которые немцы создадут на основе заявленного как почтово-пассажирский экспресс He-70. Получалось, что с 860-сильным мотором «Испано-Сюизы» двухместный легкий разведчик и бомбардировщик способен летать на скорости 430 километров в час на высоте до 4000 метров. Потолок – 9000 метров, максимальная дальность полета – 1500 километров. Французы, как в воду глядели: вслед за пассажирским появились военные варианты ближнего бомбардировщика и разведчика – Не-70F и Не-170А.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Red Wings пострадала за SSJ 100. Росавиация заблокировала ей поставки канадских A220-300
Максим Рубченко
РИА Новости
Восстание машины. Почему Boeing 737 MAX убивает людей
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Наглотаться пыли: «Ночной суперохотник» обкатают жарой и песком
Алексей Козаченко
Известия
Изображая жертву: пилотов подготовят в дуэльных боях
Иван Синергиев, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Интернет очистят от околокосмического мусора. По заявлению Дмитрия Рогозина возбуждено уголовное дело о клевете
Елизавета Королева
Газета.ru
Тайна раскрыта: о чем говорили пилоты разбившегося Boeing

ТАСС
Безбагажные тарифы "Аэрофлота" позволят получить премиум-услуги за меньшие деньги
Елизавета Королева
Газета.ru
Смертельная посадка: у пассажирского самолета загорелся двигатель




Газета.ru
Шанс для Airbus? Кому выгодно падение Boeing
Волгин Владимир
Военно-промышленный курьер
Самолет в светлое будущее
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиация катастроф
Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру
Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Джет лег: какие схемы могла использовать авиамафия в Домодедово

Интерфакс
Большинство стран мира запретили летать на Boeing 737 MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Присоединились к ограничению
Роман Барский
Наука и техника
Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?

РИА Новости
Все больше стран запрещают полеты Boeing 737 MAX 8
Ольга Самофалова
Взгляд
Boeing может не пережить новую авиакатастрофу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Строителя Восточного арестовали за хищения у ВТБ. Генпрокуратура просит выдать беглого заемщика из Чехии
Денис Передельский, Татьяна Шадрина
Российская газета
Забыли правила
Игорь Затямин
Независимая газета
На каком топливе будет летать авиация XXI века

Forbes
«Тревога в авиационной отрасли»: компании приостанавливают эксплуатацию Boeing 737 Max 8
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Трое россиян погибли в катастрофе Boeing в Африке
Игорь Дунаевский
Российская газета
Ведал, что творил
Диана Чабанова
Business FM
Катастрофа в Эфиопии: опасно ли летать на Boeing 737 MAX 8?
Валентина Гаврикова
РБК
Delta попробует спасти авиакомпанию Alitalia. Пора избавляться от акций?
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Авиационный английский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром для туристов
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиабилеты дорожают над Пакистаном
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
По прозвищу «Суперкрокодил»: армия начала модернизацию вертолетов
Ольга Вандышева
БИЗНЕС Online
Александр Хинштейн: "В Саров мышь не проскочит, а дрон пролетит. Что делать охране?"
Александр Мосесов
ТАСС
Малыми усилиями. Япония вступает в клуб "авианосных держав"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer