Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"


10 сентября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Невероятный по количеству машин контракт привез с завершившегося в субботу в Геленджике «Гидроавиасалона-2018» Казанский вертолетный завод — сразу 104 «Ансата». В условиях охватившего завод кризиса, одним из последствий которого стал переход на четырехдневку, они видятся спасением, хоть и временным. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», попытка «обобрать» КВЗ, вынеся самую «вкусную» часть работ на предприятия Колесова, отбита.

ПУТИН ОДОБРИЛ

Оптимистичная для КВЗ новость пришла с «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике: «Ростех» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 150 вертолетов и 104 из них – «Ансаты» (остальные – улан-удэнские Ми-8АМТ). Добавим, что среди подписавших нынешний контракт есть еще одна сторона – ООО «Авиакапитал-Сервис», которое, собственно, и будет закупать вертолеты и передавать их НССА в финансовый лизинг на 15 лет.

Напомним, в октябре 2016 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. При этом регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем.
 
Но через год «Ростех» в лице руководителя своего авиастроительного кластера, экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта.

По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Госкорпорация предложила при помощи инфраструктурной ипотеки привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников и направить эти средства на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов, а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов.

Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовУслуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовФото: «БИЗНЕС Online»
29 января этого года «Ростех» получил согласие президента РФ Владимира Путина на создание единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России.

С «РЫЧАГОМ» НАПЕРЕВЕС

Единственным исполнителем авиационных работ назначена созданная специально под проект НССА. Что интересно, частью этой компании владеют казанские структуры, близкие к генеральному директору АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» Николаю Колесову. 75% НССА принадлежит петербургскому фонду развития санитарной авиации, а 25% — казанскому АО «Рычаг», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют входящее в личную бизнес-империю Колесова АО «КОМЗ» и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

«Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности оснащает вертолеты Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Но, как выяснилось в нынешнем июне, вертолетные планы «Рычага» оказались куда масштабнее. Как сообщал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, у «Ростеха» появилась идея покупать у КВЗ «зеленый» летающий «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием. Исполнителем работы был назначен именно «Рычаг». Более того, по нашим данным, участие «Рычага» в «Ансате» могло не ограничиться одним только «навешиванием» медицинского модуля: туда могли отдать и работу по оборудованию вертолетов авионикой. Для этого «Рычаг» активно переманивал специалистов КВЗ и создавал свой летно-испытательный комплекс. Так что, КВЗ оставалось лишь поставлять новым коллегам корпус с двигателями.

Но сегодня, по нашим данным, от этой идеи отказались, хотя, по имеющейся информации, «Рычаг» и получил требующийся для такого рода производств сертификат разработчика вертолетной техники. Есть ли у компании сертификат производителя, неизвестно. И, вероятнее всего, «Рычаг» не смог получить у КВЗ документацию на «Ансат»: ее передача означала бы для завода, по сути, передачу прав на сам вертолет в чужие руки. Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский, Колесов, Сердюков.

«И в целом наладить, по сути, новое вертолетное производство – почти неподъемная задача, – говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. – Куда проще было заполучить КВЗ», – намекнул он на попытки Колесова посадить в гендиректорское кресло КВЗ своего человека – тогдашнего гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. К слову, еще новость – он назначен генеральным директором АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», которое, как проектировщик авионики, участвовало в вышеупомянутой схеме «отъема» «Ансата» у КВЗ.

«ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЕДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ОПОРЫ»

Как будет распределено по годам изготовление законтрактованных вчера «Ансатов», пока непонятно. Но еще до подписания контракта Богинский рассказывал «Коммерсанту», что они должны быть выпущены до конца 2020 года. Причем нынешние 104 машины могут оказаться только началом, ведь в «Вертолетах России» не раз намекали, что определенные упомянутым выше медведевским приоритетным проектом 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов.

Спасение ли для находящегося в критической ситуации и перешедшего на четырехдневку КВЗ подмога из 104 «Ансатов»? Скорее это временная передышка для приятия руководством предприятия и «Вертолетов России» более весомых стратегических и конструкторских решений. Почему? Да, загрузка предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» управляющий директор завода Юрий Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает... Причем мы не можем поднять цену на медицинский „Ансат“ — только изыскать внутренние резервы».

Главному до сего дня заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость – 272 млн). Есть основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда и вряд ли цена для НССА будет отличаться в лучшую для КВЗ сторону, то есть речь идет примерно о 23 млрд рублей за все 104 машины. К тому же, по данным источника «БИЗНЕС Online», у КВЗ все-таки отняли часть работы – он будет передавать НССА вертолеты с пустым пассажирским салоном, то есть без медицинского модуля и оборудования... Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится. Не будет ее и от нового продукта КВЗ – Ми-38: машина дорога и, по сути, конкурирует с более дешевым Ми-8/17. «Нынешний заказ — не манна небесная, скорее долгая (непонятно в какие сроки) и серьезная дорога, которую предстоит пройти, — отметил в беде с „БИЗНЕС Online“ старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Для устойчивости производителя недостаточно одной опоры: КВЗ нельзя потерять „восьмерку“ — курицу, которая несет золотые яйца. Надежды на заказы Ми-8/17 есть, однако мир вертолетов уже не будет прежним: рынки рушатся, наши позиции сокращаются, возможности для маневра сужаются».

Безусловно, радует то, что «Ансат» пошел в массовое производство. Как подсчитали авторы блога bmpd (центр анализа стратегий и технологий) на сегодня построено 80 «Ансатов» всех модификаций. Также, по известным данным, есть контракты на 12 машин для ГТЛК и 8 для Китая. Летчики отзываются о машине положительно. «Хороший вертолет, только бы дальность полета увеличить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ пилот-инструктор АО „Русские вертолетные системы“ Георгий Абовян, который налетал на „Ансате“ около 300 часов. — На заводе сейчас доработки ведутся, недавно представили прототип модернизированного „Ансата“, но когда он пойдет в серию? И сопровождает завод машину неплохо — вопросы старается решать оперативно». Матвеев же отметил два проблемных момента — высокие расходы на эксплуатацию и канадские двигатели. Но, констатировал он, «пока машины новые, об этом не задумываются».



комментарии (0):








Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Люди на МКС
Дмитрий Окунев
Газета.Ru
Побег из СССР: зачем грузинские "мажоры" угнали самолет
Герман Костринский
Коммерсантъ
Бюджет отправят дальним рейсом
Алексей Заквасин
RT
"Способность молниеносно реагировать": как Минобороны России укрепляет боевую мощь ВДВ
Алексей Заквасин
RT
Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолёт ВКС России Ил-276
Анна Занина, Анатолий Джумайло, Андрей Райский
КоммерсантЪ
Призрак "Трансаэро" пролетел над БВО
Виктор Сокирко
Взгляд
Зачем из уникальных боевых самолетов "делают чучела"
Елизавета Зорина, Олег Москвин
Взгляд
Что не так со здоровьем пилотов гражданской авиации




ТАСС
Россия представила на авиасалоне в Бахрейне SSJ100 и предложила "билеты" в космос

РИА Новости
"Аэрофлот" планирует перевозить сто миллионов пассажиров уже в 2023 году
Григорий Беденко
Informburo.kz
Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса
Александр Широкорад
Независимое военное обозрение
Бесчеловечная угроза с неба
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Крылатым раритетам велено переезжать
Анатолий Комраков
Независимая газета
Российский авиапром не сможет удовлетворить растущий спрос на гражданские лайнеры
Алексей Сивашенков
Forbes
Эксперты усомнились в некомпетентности пилотов упавшего Boeing
Дмитрий Юров
Известия
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" нашел замдиректора по стратегии
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково принимает новые заявки на полеты
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Со спутниками не всем по пути
Николай Бодрихин
Военно-промышленный курьер
Совместный полет Туполева и Берга
Анатолий Соколов, Николай Оськин
Военно-промышленный курьер
Капкан для дрона
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
Китайские роботы рассекречены
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Беспилотный налет: войска научатся отражать массовые атаки дронов
Алексей Абатуров
Еженедельник "ЗВЕЗДА"
Ка-52: самый "зубастый" вертолет России прошел проверку боем в Сирии
Глеб Столяров, Наталья Чумаков
Reuters
Многомиллиардные убытки российской авиации растут из-за керосина
Александр Ермаков
Известия
Стращай, оружие: что показали в Чжухае
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков
ТАСС
Airshow China 2018. Что крупнейший авиасалон мира принес России
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
"Судя по всему, реально мало что готово": зачем миру напомнили о "преемнике" Ту-160?
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков рассказал о судьбе контракта с Китаем по вертолету AHL
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин
ТАСС
Дотянуться до пятого поколения. Превзойдут ли новые истребители Китая российские "стелс"?
Анна Юдина
ТАСС
От "Страны Советов" до "Медведя". Лучшие самолеты Туполева
Анна Юдина
ТАСС
"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Морские убийцы": стелс-сторожевики получат ударные вертолеты
Анатолий Комраков
Независимая газета
РФ засекретила условия передачи КНР уникальных технологий
Константин Крылов
ТАСС
Деревянные крылья Арктики
Светлана Тарасова
РИА "Воронеж"
"Самые адекватные – вороны". Воронежский авиационный орнитолог рассказал о своей работе
Кристина Акопова
Российская Газета
Трезвый полет
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Дмитрий Рогозин отменил фасадное положение
Константин Барановский
Военно-промышленный курьер
Боевая колбаса
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кто виноват и как лететь?
Алиса Штыкина
Investing.com
Прорыв года: Сможет ли новый МС-21 разогнать акции "Иркута"?
Григорий Беденко
informburo.kz
От "Крокодила" до "Терминатора". Как перевооружается казахстанская армия
Андрей Валеев
Газета.Ru
Менделеев нарасхват: чем завершился второй этап конкурса "Великие имена России"
Татьяна Лисатович
БЕЛТА
Национальный аэропорт Минск готовится к открытию второй взлетной полосы
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
"Редуктор" раскрутил подрядчика
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
"Альманах" разворачивается на Калининград
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Беспилотники на высшем уровне
Храмчихин Александр
Военно-промышленный курьер
Летчики по вызову
И. Цырулева, И. Шекоян П. Гриценко Б. Степовой, А. Рамм
Известия
Фатальный MAX: в Индонезии разбился самый продаваемый самолет Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer