Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"


10 сентября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Невероятный по количеству машин контракт привез с завершившегося в субботу в Геленджике «Гидроавиасалона-2018» Казанский вертолетный завод — сразу 104 «Ансата». В условиях охватившего завод кризиса, одним из последствий которого стал переход на четырехдневку, они видятся спасением, хоть и временным. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», попытка «обобрать» КВЗ, вынеся самую «вкусную» часть работ на предприятия Колесова, отбита.

ПУТИН ОДОБРИЛ

Оптимистичная для КВЗ новость пришла с «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике: «Ростех» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 150 вертолетов и 104 из них – «Ансаты» (остальные – улан-удэнские Ми-8АМТ). Добавим, что среди подписавших нынешний контракт есть еще одна сторона – ООО «Авиакапитал-Сервис», которое, собственно, и будет закупать вертолеты и передавать их НССА в финансовый лизинг на 15 лет.

Напомним, в октябре 2016 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. При этом регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем.
 
Но через год «Ростех» в лице руководителя своего авиастроительного кластера, экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта.

По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Госкорпорация предложила при помощи инфраструктурной ипотеки привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников и направить эти средства на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов, а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов.

Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовУслуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовФото: «БИЗНЕС Online»
29 января этого года «Ростех» получил согласие президента РФ Владимира Путина на создание единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России.

С «РЫЧАГОМ» НАПЕРЕВЕС

Единственным исполнителем авиационных работ назначена созданная специально под проект НССА. Что интересно, частью этой компании владеют казанские структуры, близкие к генеральному директору АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» Николаю Колесову. 75% НССА принадлежит петербургскому фонду развития санитарной авиации, а 25% — казанскому АО «Рычаг», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют входящее в личную бизнес-империю Колесова АО «КОМЗ» и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

«Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности оснащает вертолеты Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Но, как выяснилось в нынешнем июне, вертолетные планы «Рычага» оказались куда масштабнее. Как сообщал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, у «Ростеха» появилась идея покупать у КВЗ «зеленый» летающий «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием. Исполнителем работы был назначен именно «Рычаг». Более того, по нашим данным, участие «Рычага» в «Ансате» могло не ограничиться одним только «навешиванием» медицинского модуля: туда могли отдать и работу по оборудованию вертолетов авионикой. Для этого «Рычаг» активно переманивал специалистов КВЗ и создавал свой летно-испытательный комплекс. Так что, КВЗ оставалось лишь поставлять новым коллегам корпус с двигателями.

Но сегодня, по нашим данным, от этой идеи отказались, хотя, по имеющейся информации, «Рычаг» и получил требующийся для такого рода производств сертификат разработчика вертолетной техники. Есть ли у компании сертификат производителя, неизвестно. И, вероятнее всего, «Рычаг» не смог получить у КВЗ документацию на «Ансат»: ее передача означала бы для завода, по сути, передачу прав на сам вертолет в чужие руки. Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский, Колесов, Сердюков.

«И в целом наладить, по сути, новое вертолетное производство – почти неподъемная задача, – говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. – Куда проще было заполучить КВЗ», – намекнул он на попытки Колесова посадить в гендиректорское кресло КВЗ своего человека – тогдашнего гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. К слову, еще новость – он назначен генеральным директором АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», которое, как проектировщик авионики, участвовало в вышеупомянутой схеме «отъема» «Ансата» у КВЗ.

«ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЕДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ОПОРЫ»

Как будет распределено по годам изготовление законтрактованных вчера «Ансатов», пока непонятно. Но еще до подписания контракта Богинский рассказывал «Коммерсанту», что они должны быть выпущены до конца 2020 года. Причем нынешние 104 машины могут оказаться только началом, ведь в «Вертолетах России» не раз намекали, что определенные упомянутым выше медведевским приоритетным проектом 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов.

Спасение ли для находящегося в критической ситуации и перешедшего на четырехдневку КВЗ подмога из 104 «Ансатов»? Скорее это временная передышка для приятия руководством предприятия и «Вертолетов России» более весомых стратегических и конструкторских решений. Почему? Да, загрузка предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» управляющий директор завода Юрий Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает... Причем мы не можем поднять цену на медицинский „Ансат“ — только изыскать внутренние резервы».

Главному до сего дня заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость – 272 млн). Есть основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда и вряд ли цена для НССА будет отличаться в лучшую для КВЗ сторону, то есть речь идет примерно о 23 млрд рублей за все 104 машины. К тому же, по данным источника «БИЗНЕС Online», у КВЗ все-таки отняли часть работы – он будет передавать НССА вертолеты с пустым пассажирским салоном, то есть без медицинского модуля и оборудования... Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится. Не будет ее и от нового продукта КВЗ – Ми-38: машина дорога и, по сути, конкурирует с более дешевым Ми-8/17. «Нынешний заказ — не манна небесная, скорее долгая (непонятно в какие сроки) и серьезная дорога, которую предстоит пройти, — отметил в беде с „БИЗНЕС Online“ старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Для устойчивости производителя недостаточно одной опоры: КВЗ нельзя потерять „восьмерку“ — курицу, которая несет золотые яйца. Надежды на заказы Ми-8/17 есть, однако мир вертолетов уже не будет прежним: рынки рушатся, наши позиции сокращаются, возможности для маневра сужаются».

Безусловно, радует то, что «Ансат» пошел в массовое производство. Как подсчитали авторы блога bmpd (центр анализа стратегий и технологий) на сегодня построено 80 «Ансатов» всех модификаций. Также, по известным данным, есть контракты на 12 машин для ГТЛК и 8 для Китая. Летчики отзываются о машине положительно. «Хороший вертолет, только бы дальность полета увеличить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ пилот-инструктор АО „Русские вертолетные системы“ Георгий Абовян, который налетал на „Ансате“ около 300 часов. — На заводе сейчас доработки ведутся, недавно представили прототип модернизированного „Ансата“, но когда он пойдет в серию? И сопровождает завод машину неплохо — вопросы старается решать оперативно». Матвеев же отметил два проблемных момента — высокие расходы на эксплуатацию и канадские двигатели. Но, констатировал он, «пока машины новые, об этом не задумываются».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer