Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Пустовгаров откупоривает шампанское: санавиация заказала 104 "Ансата"


10 сентября 2018 года Тимур Латыпов, Бизнес-ONLINE


Невероятный по количеству машин контракт привез с завершившегося в субботу в Геленджике «Гидроавиасалона-2018» Казанский вертолетный завод — сразу 104 «Ансата». В условиях охватившего завод кризиса, одним из последствий которого стал переход на четырехдневку, они видятся спасением, хоть и временным. При этом, как выяснил «БИЗНЕС Online», попытка «обобрать» КВЗ, вынеся самую «вкусную» часть работ на предприятия Колесова, отбита.

ПУТИН ОДОБРИЛ

Оптимистичная для КВЗ новость пришла с «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике: «Ростех» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 150 вертолетов и 104 из них – «Ансаты» (остальные – улан-удэнские Ми-8АМТ). Добавим, что среди подписавших нынешний контракт есть еще одна сторона – ООО «Авиакапитал-Сервис», которое, собственно, и будет закупать вертолеты и передавать их НССА в финансовый лизинг на 15 лет.

Напомним, в октябре 2016 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. При этом регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем.
 
Но через год «Ростех» в лице руководителя своего авиастроительного кластера, экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта.

По идее «Ростеха», в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг, что позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру. Это повысит качество медицинской помощи, снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Госкорпорация предложила при помощи инфраструктурной ипотеки привлечь около 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников и направить эти средства на создание в 2018–2021 годах парка воздушных судов, а также необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, а также IТ-системы и центра управления полетами. Вернуть вложения инвесторы должны в 2021–2035 годах за счет оплаты оказанных гражданам услуг фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС). Также для этой цели всем субъектам Федерации предлагается выделить из бюджета субсидии. Эксперты полагают, что услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторов.

Услуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовУслуги санитарной авиации будут востребованы долгие годы, что делает проект привлекательным для потенциальных инвесторовФото: «БИЗНЕС Online»
29 января этого года «Ростех» получил согласие президента РФ Владимира Путина на создание единого оператора авиационных работ для оказания скорой экстренной медицинской помощи по всей России.

С «РЫЧАГОМ» НАПЕРЕВЕС

Единственным исполнителем авиационных работ назначена созданная специально под проект НССА. Что интересно, частью этой компании владеют казанские структуры, близкие к генеральному директору АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» Николаю Колесову. 75% НССА принадлежит петербургскому фонду развития санитарной авиации, а 25% — казанскому АО «Рычаг», 75,2% капитала которого владеет ОАО «Радиоприборснаб», единственным акционером последнего выступает КРЭТ. А по 12,4% капитала «Рычага» владеют входящее в личную бизнес-империю Колесова АО «КОМЗ» и родственное заводу АО «КОМЗ-Байгыш».

«Рычаг» находится на территории КОМЗа и выполняет крупные заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности оснащает вертолеты Ми-8 системой РЭБ «Рычаг». Но, как выяснилось в нынешнем июне, вертолетные планы «Рычага» оказались куда масштабнее. Как сообщал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, у «Ростеха» появилась идея покупать у КВЗ «зеленый» летающий «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием. Исполнителем работы был назначен именно «Рычаг». Более того, по нашим данным, участие «Рычага» в «Ансате» могло не ограничиться одним только «навешиванием» медицинского модуля: туда могли отдать и работу по оборудованию вертолетов авионикой. Для этого «Рычаг» активно переманивал специалистов КВЗ и создавал свой летно-испытательный комплекс. Так что, КВЗ оставалось лишь поставлять новым коллегам корпус с двигателями.

Но сегодня, по нашим данным, от этой идеи отказались, хотя, по имеющейся информации, «Рычаг» и получил требующийся для такого рода производств сертификат разработчика вертолетной техники. Есть ли у компании сертификат производителя, неизвестно. И, вероятнее всего, «Рычаг» не смог получить у КВЗ документацию на «Ансат»: ее передача означала бы для завода, по сути, передачу прав на сам вертолет в чужие руки. Не исключено, что вопрос с «Рычагом» был решен на июльском совещании, в котором участвовали президент РТ Рустам Минниханов, генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский, Колесов, Сердюков.

«И в целом наладить, по сути, новое вертолетное производство – почти неподъемная задача, – говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. – Куда проще было заполучить КВЗ», – намекнул он на попытки Колесова посадить в гендиректорское кресло КВЗ своего человека – тогдашнего гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. К слову, еще новость – он назначен генеральным директором АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», которое, как проектировщик авионики, участвовало в вышеупомянутой схеме «отъема» «Ансата» у КВЗ.

«ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НЕДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ОПОРЫ»

Как будет распределено по годам изготовление законтрактованных вчера «Ансатов», пока непонятно. Но еще до подписания контракта Богинский рассказывал «Коммерсанту», что они должны быть выпущены до конца 2020 года. Причем нынешние 104 машины могут оказаться только началом, ведь в «Вертолетах России» не раз намекали, что определенные упомянутым выше медведевским приоритетным проектом 34 субъекта — это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов.

Спасение ли для находящегося в критической ситуации и перешедшего на четырехдневку КВЗ подмога из 104 «Ансатов»? Скорее это временная передышка для приятия руководством предприятия и «Вертолетов России» более весомых стратегических и конструкторских решений. Почему? Да, загрузка предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» управляющий директор завода Юрий Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает... Причем мы не можем поднять цену на медицинский „Ансат“ — только изыскать внутренние резервы».

Главному до сего дня заказчику «Ансатов» — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) эти машины продают с серьезной скидкой, по 222 млн рублей (изначальная стоимость – 272 млн). Есть основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда и вряд ли цена для НССА будет отличаться в лучшую для КВЗ сторону, то есть речь идет примерно о 23 млрд рублей за все 104 машины. К тому же, по данным источника «БИЗНЕС Online», у КВЗ все-таки отняли часть работы – он будет передавать НССА вертолеты с пустым пассажирским салоном, то есть без медицинского модуля и оборудования... Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится. Не будет ее и от нового продукта КВЗ – Ми-38: машина дорога и, по сути, конкурирует с более дешевым Ми-8/17. «Нынешний заказ — не манна небесная, скорее долгая (непонятно в какие сроки) и серьезная дорога, которую предстоит пройти, — отметил в беде с „БИЗНЕС Online“ старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Для устойчивости производителя недостаточно одной опоры: КВЗ нельзя потерять „восьмерку“ — курицу, которая несет золотые яйца. Надежды на заказы Ми-8/17 есть, однако мир вертолетов уже не будет прежним: рынки рушатся, наши позиции сокращаются, возможности для маневра сужаются».

Безусловно, радует то, что «Ансат» пошел в массовое производство. Как подсчитали авторы блога bmpd (центр анализа стратегий и технологий) на сегодня построено 80 «Ансатов» всех модификаций. Также, по известным данным, есть контракты на 12 машин для ГТЛК и 8 для Китая. Летчики отзываются о машине положительно. «Хороший вертолет, только бы дальность полета увеличить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ пилот-инструктор АО „Русские вертолетные системы“ Георгий Абовян, который налетал на „Ансате“ около 300 часов. — На заводе сейчас доработки ведутся, недавно представили прототип модернизированного „Ансата“, но когда он пойдет в серию? И сопровождает завод машину неплохо — вопросы старается решать оперативно». Матвеев же отметил два проблемных момента — высокие расходы на эксплуатацию и канадские двигатели. Но, констатировал он, «пока машины новые, об этом не задумываются».



комментарии (0):






Материалы рубрики

Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК



Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию
Владимир Картошин
Военно-промышленный курьер
Истребители, легкие на подъем
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Снежный взгляд: новый радар закрыл Арктику от атак с воздуха

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer