Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перечеркнуть одним ударом


24 сентября 2018 года Б. Степовой, А. Рамм, А. Козаченко, К. Гулов, А. Забродин, Известия


Военно-воздушные силы Израиля спланировали и нанесли удар по Латакии так, чтобы избежать встречи с новейшими зенитными комплексами «Бук» и «Панцирь», состоящими на вооружении ПВО Сирии. Об этом «Известиям» сообщили несколько источников, близких к российскому военному ведомству. Эти системы расположены преимущественно на юге страны, в районе Дамаска, поэтому израильские ВВС зашли с севера. Минобороны России 23 сентября представило доклад по гибели самолета-разведчика Ил-20. По данным ведомства, вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля. Действия израильских летчиков-истребителей говорят об их непрофессионализме или преступной халатности.

Хронология событий

В Минобороны России поминутно восстановили хронологию трагических событий. Вечером 17 сентября разведывательный самолет Ил-20 выполнял специальную задачу в идлибской зоне деэскалации на севере Сирии. В это же время группа из четырех F-16 вылетела с территории Израиля для нанесения удара по промышленным объектам в районе города Латакия.

В 21:39 представитель штаба ВВС Израиля оповестил российское командование о предстоящем ударе по сирийским объектам на севере страны. Сообщение было сделано на русском языке, и его аудиозапись есть в распоряжении Минобороны. Сам удар последовал спустя минуту.

— Таким образом, израильская сторона сделала предупреждение не заблаговременно, а одновременно с началом удара, — отметил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.

Командир Ил-20, который совершал полет как раз на севере страны, получил указание уходить на юг из района выполнения задачи и возвращаться на базу Хмеймим.

В 21:51 сирийские части ПВО приступили к отражению атаки. Израильские самолеты ушли на 70 км западнее от сирийского побережья в зону дежурства, прикрывшись радиоэлектронными помехами. В 21:59 один из самолетов F-16 начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, который заходил на посадку.

— Знали израильтяне и то, что в вооруженных силах России и Сирии используются разные системы опознавания «свой-чужой», и сирийские радиолокационные станции могут опознать Ил-20 как групповую цель израильских истребителей, — отметил Игорь Конашенков.

Так Ил-20, совершавший посадку, оказался между израильскими самолетами и сирийскими силами ПВО. Маневр израильского пилота был воспринят сирийцами как новая атака, а сирийская ракета поразила более крупную цель — Ил-20. Командир российского самолета доложил о пожаре на борту и начал экстренное снижение. В 22:07 отметка Ил-20 исчезла с экранов радаров.

В 22:29 российский дежурный офицер сообщил израильской стороне, что Ил-20 терпит бедствие и российская сторона начинает спасательную операцию. Израильский офицер информацию принял. Однако F-16 оставались в зоне дежурства до 22:40. В 22:53 оперативный дежурный ВВС Израиля сообщил россиянам, что самолеты очистили зону.

По словам Игоря Конашенкова, действия израильских летчиков говорят об их непрофессионализме или преступной халатности. А вина за трагедию лежит целиком на ВВС Израиля.

В Армии обороны Израиля не согласны с докладом. По данным израильских военных, на момент поражения Ил-20 F-16 уже находились в воздушном пространстве своей страны.

Боязнь «Панцирей» и «Буков»

Как рассказали «Известиям» несколько источников, близких к российскому военному ведомству, израильский удар был построен так, чтобы атакующие истребители не столкнулись с зенитными комплексами «Бук-М2Э» и «Панцирь-С», стоящими на вооружении Сирии. Также за несколько дней до удара была отмечена активизация средств радиотехнической разведки Армии обороны Израиля. Эти системы вели поиск именно позиций новейших ЗРК. В отличие от более старых комплексов «Буки» и «Панцири» отличаются высокой подвижностью. Их легко перебросить и развернуть в большинстве районов Сирии.

— ВВС Израиля последние несколько лет не наносили ударов по районам Латакии. Это для сирийских ПВО стало неожиданностью, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. — Основные сирийские средства ПВО размещены вокруг Дамаска и на южной сухопутной границе — в районе Голанских высот и на границе с Ливаном. Современные комплексы — «Панцири» и «Буки», переданные арабской республике российской стороной, сосредоточены рядом с Дамаском или прикрывают авиабазы. Со стороны Латакии оборона гораздо слабее. То есть атака была предпринята с наиболее уязвимого направления.

Незаслуженные уступки

Как заявил Игорь Конашенков, Россия неоднократно шла на уступки Израилю. В частности, Сирии было отказано в поставках зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2. Также Москва провела переговоры с Дамаском и Тегераном по отводу проиранских вооруженных формирований от сирийско-израильских границ.

По словам Антона Лаврова, сирийская ПВО могла быть более мощной и современной. Но Россия несколько лет назад отказалась от поставок Дамаску зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Радары и ракеты «Фаворита» гораздо эффективнее при борьбе с истребителями, чем у довольно старого комплекса С-200. Как отметил эксперт, если бы С-300 были на вооружении сирийских ПВО, то налет на Латакию Израиль вряд ли бы смог провести.

— Россия провела с Ираном консультации, результатом которых стал отвод проиранских отрядов на расстояние 140 км от контролируемых Израилем Голанских высот, — рассказал военный эксперт Юрий Лямин. — Сейчас они не несут никакой угрозы для Израиля. Хотя раньше проиранские силы могли обстрелять или нанести ракетный удар из реактивных систем залпового огня, вплотную подойдя к границе. 

Кроме того, после зачистки от боевиков территории на юго-западе САР отрядами российской военной полиции были развернуты несколько наблюдательных пунктов на линии разграничения между израильскими и сирийскими силами на Голанских высотах, установленной в 1974 году. Это позволило впоследствии, впервые после шестилетнего перерыва, возобновить патрулирование буферной зоны миротворцами ООН.

Кстати, во время войны в Ливане в 1982 году трофеем сирийских войск стали несколько израильских танков «Магах-3». Один из них был передан СССР и оказался в экспозиции музея в Кубинке.

— В 2016 году по просьбе израильской стороны этот танк был возвращен Израилю, — рассказал «Известиям» военный историк Алексей Хлопотов. — Известно, что экипаж танка погиб. Но для родных танкистов боевая машина является реликвией, единственной памятью.

Другими словами, даже в этом вопросе Москва пошла навстречу Израилю, не говоря уже о посреднической миссии в урегулировании палестино-израильского конфликта. Даже в момент, когда основной союзник Израиля США при администрации Барака Обамы в 2016 году попытались продвинуть неудобную для Тель-Авива повестку на СБ ООН, Россия встала на сторону израильских партнеров. Кроме того, Россия помогла организовать эвакуацию тел погибших в Сирии израильских военнослужащих, которые остались на территории, подконтрольной боевикам ИГИЛ (запрещено в РФ). И хотя эта операция была приостановлена из-за угрозы жизни российских военных, Москва по-прежнему говорит о готовности возобновить работу.

Заигрались с «иранской угрозой»

В своих попытках ликвидировать присутствие проиранских вооруженных групп на территории Сирии Израиль забыл о мерах предосторожности, заявил «Известиям» член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

— Я не думаю, что в тот день нужно было ставить на кон взаимоотношения с Россией ради того, чтобы уничтожить какой-то склад с боеприпасами в Латакии. В Сирии очень много игроков, и, боюсь, недобросовестная игра Израиля на руку отдельно взятым политикам, которые добиваются сворачивания отношений между Россией и Израилем, — полагает сенатор.

Оценивая последовавшее 23 сентября высказывание министра обороны Авигдора Либермана о том, что в действиях ВВС Израиля «ничего не изменится», эксперт назвал такую позицию контрпродуктивной, однако выразил надежду на то, что сторонам всё же удастся прийти к общему знаменателю.

Еще в 2015 году, в самом начале российской военной операции в САР, Россия и Израиль наладили механизм коммуникации для предотвращения инцидентов и столкновений. Между Тель-Авивом и Хмеймимом появилась «горячая линия». За время работы этого канала связи российская сторона 310 раз уведомляла коллег о действиях ВКС РФ вблизи израильской территории. От Израиля было получено всего 25 таких сообщений. Хотя анонимные источники в Армии обороны страны сообщали, что за прошедшие полтора года израильские ВВС нанесли около 200 авиаударов по территории Сирии.

При этом, напомнил Франц Клинцевич, механизм по предотвращению конфликтов на территории САР есть и между ВКС РФ и ВВС США и он не давал сбоев.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer