Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Курс на поражение: самолеты — нарушители госграницы разрешат сбивать


11 января 2019 года Алексей Рамм, Александр Круглов, Богдан Степовой, Известия


Гражданские самолеты с пассажирами на борту, нарушившие воздушную границу России, разрешат сбивать. Об этом сказано в проекте постановления правительства, разработанном Минобороны. Документ позволит открыть огонь по воздушному судну-нарушителю, если есть реальная опасность, что его преднамеренное крушение приведет к экологической катастрофе, массовой гибели людей или уничтожению стратегических объектов. Это позволит в том числе предотвратить теракты, связанные с угонами самолетов. Такие меры соответствуют международному опыту, в том числе американскому, отмечают эксперты.

Минобороны разработало проект постановления правительства «О порядке применения оружия и боевой техники при охране госграницы РФ в воздушном пространстве РФ» (документ есть в распоряжении «Известий»). В нем прописан алгоритм действий Вооруженных сил, если границу нарушит самолет, преднамеренное крушение которого может привести к экологическим бедствиям, массовой гибели людей или уничтожению стратегических объектов. Текст документа находится на стадии межведомственных согласований.

Существующий закон «О противодействии терроризму» позволяет сбивать любые гражданские самолеты, находящиеся в воздушном пространстве РФ, если они не соблюдают правила его использования, не подчиняются требованиям о посадке или изменении маршрута и при этом их действия могут привести к массовой гибели людей либо экологической катастрофе. В первую очередь речь идет о лайнерах, оказавшихся в запретных для полетов зонах.

При этом действующее постановление правительства РФ «О порядке применения оружия... в воздушном пространстве» от 1994 года запрещает сбивать самолеты — нарушители госграницы, если известно, что на их борту есть пассажиры.

— Новый документ должен устранить эти противоречия, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Они были заложены в законодательство после громкого международного скандала, связанного с уничтожением советскими ВВС южнокорейского Boeing, нарушившего воздушное пространство страны в 1983 году.

Под контролем ВКС

В новом проекте постановления сказано, что госграницу России в воздушном пространстве защищают соединения Воздушно-космических сил (ВКС), военных округов и Северного флота, находящиеся на боевом дежурстве по ПВО. Именно они первыми встречают нарушителей.

Согласно документу, при обнаружении такого неопознанного воздушного судна дежурные силы тут же будут приведены в готовность №1, после чего боевые самолеты и вертолеты поднимутся в воздух, а органы управления полетами Единой системы организации воздушного движения подключатся к военным, чтобы помочь классифицировать нарушителя.

Повышенная готовность будет объявляться, если потенциальный нарушитель приблизится к госгранице на расстояние 50 км и менее (для Восточного военного округа — на 100 км, для приграничной приморской полосы — 150 км).

Дежурные силы должны будут тут же предупредить экипаж воздушного судна о его возможном вхождении в воздушное пространство РФ и помочь восстановить ориентировку. При необходимости — указать на аэродром для экстренной посадки. Если с нарушителем нельзя будет установить радиосвязь, пилоты ВКС с помощью визуальных сигналов сообщат о навигационной ошибке и необходимых дальнейших действиях.

Гражданские и военно-транспортные суда, экипаж которых отказывается выполнять радио- и визуальные команды, сначала попробуют выдворить за пределы воздушного пространства страны или принудить к посадке на аэродром. Если нарушитель всё же продолжит полет, самолеты ВКС возьмут его на сопровождение и выведут в зону, где осуществят перехват.

Сначала нарушителя визуально и по радиоканалам предупредят, что по нему из-за неподчинения откроют огонь на поражение. Перед самой атакой самолеты и вертолеты, имеющие стрелково-пушечное вооружение, последний раз заявят о серьезности своих намерений — откроют предупредительный огонь.

Если судно-нарушитель не отреагирует и на это, его собьют. При необходимости Вооруженным силам разрешено задействовать зенитные ракетные, ракетно-артиллерийские и артиллерийские средства.

В новом документе подчеркивается, что огонь на поражение возможен только в том случае, если существует реальная опасность массовой гибели людей, наступления экологической катастрофы или воздушного нападения на стратегические объекты. Если такой опасности нет, «оружие и боевая техника дежурных сил на поражение не применяются». Если самолет-нарушитель после открытия огня начал выполнять команды дежурных сил, применение оружия прекращается.

В Минтрансе и МВД, которые значатся соисполнителями по документу, на просьбу прокомментировать законопроект ответили, что его разработчиком является Минобороны. Минпромторг на момент публикации не смог предоставить ответ на запрос «Известий». Источник в военном ведомстве подтвердил разработку документа. 

Предотвратить катастрофу

В СССР и России правила открытия огня по самолетам-нарушителям менялись не раз. В годы холодной войны отдать приказ об уничтожении мог оперативный дежурный зенитно-ракетного полка в звании капитана, позже — командующий армией, конечно, с последующим докладом вышестоящему командиру.

После инцидента 1983 года с южнокорейским лайнером гражданские самолеты запретили сбивать. Именно поэтому Матиас Руст, которого вели дежурные подразделения ПВО, в 1987 году смог долететь до Москвы.

Меняющаяся не в лучшую сторону ситуация с безопасностью полетов в мире требует соответствующих решений, рассказал «Известиям» экс-заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО государств — участников СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев.

— В США после 11 сентября 2001 года разрешено сбивать любые самолеты, которые представляют опасность для АЭС или других стратегических объектов, — отметил Айтеч Бижев. — У нас закон мягче, но сама ситуация диктует новые условия. Нормативно-правовая база должна предоставить возможность военным пресечь любой теракт и предотвратить катастрофу.

За ПВО североамериканского континента отвечает Командование воздушно-космической обороны (NORAD), созданное на основе двусторонних соглашений, подписанных правительствами США и Канады. Решение об уничтожении самолета может быть принято командующим континентальным районом зоны ПВО.

Кто отдаст приказ

Все нюансы не оговоришь даже в самом подробном нормативном акте, но в нем надо четко прописать, в каких случаях можно сбивать самолет-нарушитель, рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. Для этого Минобороны подготовит приказ, в нем будет четкий алгоритм действий конкретных исполнителей.

Решение об уничтожении самолетов-нарушителей, скорее всего, будет принимать Национальный центр управления обороной РФ (НЦУО), рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров.

— В его структуре могут сформировать рабочую группу, которая будет принимать такие решения, — рассказал он. — Она станет действовать на постоянной основе и дежурить круглосуточно, чтобы иметь возможность тут же отреагировать на ЧП. В группу должны войти офицеры всех силовых структур, что поможет избежать накладок при налаживании взаимодействия в экстренной ситуации. Руководить ее работой будет дежурный генерал НЦУО, который в случае воздушного ЧП, скорее всего, и получит право отдавать приказ открыть огонь.

Крушение самолета, направленного, например, на атомную станцию, может вызвать экологическую катастрофу национального или мирового масштаба, от которой пострадает огромное количество людей, отметил член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

— Во многих странах разрешено сбивать воздушные суда в подобных экстренных ситуациях. К сожалению, люди в самолете погибнут, но это позволит избежать более страшной катастрофы и многих человеческих жертв, — сказал он «Известиям». 

В 2014 году, в день открытия Олимпийских игр в Сочи, произошло ЧП с предполагаемым захватом пассажирского самолета, совершавшего рейс из Харькова в Стамбул. Тогда пилоты сообщили, что у террориста есть бомба и он требует посадить судно в Сочи. Возникла реальная угроза для переполненного стадиона «Фишт», где начиналась церемония открытия Игр. Для того чтобы принять решение об уничтожении самолета, пришлось звонить президенту — Владимир Путин сам рассказывал об этой истории. К счастью, огонь открывать не пришлось — это была глупая выходка пьяного пассажира.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Кирилл Сенин
Известия
Паралич доли: за гибель пассажиров Boeing хотят заплатить по минимуму
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Дуэльный комплекс: летчики и подводники переходят на совместное обучение
Виталий Воловатов
Известия
Дрон во спасение: московские пляжи будут патрулировать беспилотники
Дмитрий Серков
РБК
Куратор президентского авиаотряда попал в разработку ФСО
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Имитация любого истребителя. Чем "умный" Як-130 превосходит зарубежных конкурентов

ТАСС
В Малайзии открывается 15-я выставка авиакосмической и морской техники LIMA 2019
Иван Апулеев
Газета.ru
Боевая лошадка: в Америке похвалили истребитель Су-35С
Ольга Захарова, Надежда Мурзаханова, Марина Шеина
ТАСС
Полет нормальный. Как на Кубани заработала новая программа для космонавтов



Сергей Титов
КоммерсантЪ
Правительство взяло управление самолетом на себя. "Авиастару-СП" указали на срыв сроков гособоронзаказа
Илья Крамник
Известия
Стратеги нелокального значения: чем угрожают России B-52 близ границ?
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Для МС-21 нашли запасный выход из ситуации
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Россия выиграла цену на заправку
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Частный космос

Naked Science
Транспорт легче воздуха: в "Ростехе" рассказали о развитии дирижаблестроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В "ручном управлении"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Юрий Борисов хочет серию без срывов
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, арбитражная группа
КоммерсантЪ
К «Трансаэро» накопились личные вопросы
Роман Бирюлин
Красная звезда
Есть у лётчика мечта – высота
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
«Россия» жонглирует багажом
Иван Апулеев
Газета.ru
«У Москвы есть амбиции»: в США оценили гиперзвуковой «Кинжал»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Red Wings пострадала за SSJ 100. Росавиация заблокировала ей поставки канадских A220-300
Максим Рубченко
РИА Новости
Восстание машины. Почему Boeing 737 MAX убивает людей
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Наглотаться пыли: «Ночной суперохотник» обкатают жарой и песком
Алексей Козаченко
Известия
Изображая жертву: пилотов подготовят в дуэльных боях
Иван Синергиев, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Интернет очистят от околокосмического мусора. По заявлению Дмитрия Рогозина возбуждено уголовное дело о клевете
Елизавета Королева
Газета.ru
Тайна раскрыта: о чем говорили пилоты разбившегося Boeing

ТАСС
Безбагажные тарифы "Аэрофлота" позволят получить премиум-услуги за меньшие деньги
Елизавета Королева
Газета.ru
Смертельная посадка: у пассажирского самолета загорелся двигатель

Газета.ru
Шанс для Airbus? Кому выгодно падение Boeing
Волгин Владимир
Военно-промышленный курьер
Самолет в светлое будущее
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиация катастроф
Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру
Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer