Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Ученые потеряли связь с российским космическим телескопом "Спектр-Р"


12 января 2019 года РИА Новости


Единственный российский космический телескоп "Спектр-Р" (проект "Радиоастрон") не принимает команды с Земли. Об этом сообщил РИА Новости директор Астрокосмического центра ФИАН академик Николай Кардашев. Попытки восстановить связь продолжаются, ученые не исключают, что спутник снова заработает.

"Сейчас проводятся попытки наладить ситуацию, идут сеансы и сегодня, и завтра <…>. Там разные системы связи, часть работает, часть не работает. Часть сигналов есть. Такие сбои уже бывали. Может все заработать. Мы на это надеемся", — рассказал Кардашев.

По его словам, аппарат не работает только на прием командной информации, но на Земле продолжают принимать научные данные от него. Сейчас идут работы по восстановлению двусторонней связи, но несколько таких попыток уже закончились неудачей.

При этом Кардашев подчеркнул, что гарантийный срок существования "Спектра-Р" уже истек.
В пресс-службе госкорпорации "Роскосмос" уточнили, что проблемы в работе служебных систем "Спектра-Р" возникли утром 10 января. Сейчас специалисты работают над их устранением.

Что могло произойти

Управление космическим телескопом "Спектр-Р" могло быть потеряно из-за выхода из строя резервного комплекта приемо-передающего устройства, рассказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

"За время эксплуатации космического аппарата у него вышел из строя основной и первый резервный комплект приемо-передающего устройства. Более года аппарат работает на втором резервном комплекте, с которым могли возникнуть проблемы", — сказал он.

Руководитель научной программы проекта "Радиоастрон", член-корреспондент Российской академии наук Юрий Ковалев добавил, что утром 10 января, во время планового сеанса связи, который происходит раз в три дня, на борту космического аппарата не включился передатчик. Специалисты провели четыре сеанса управления, но передатчик так и не удалось включить.
Следующий сеанс связи будет утром 13 января, сообщил Ковалев. Он пояснил, что во время сеансов связи ученые получают телеметрическую информацию о ситуации со спутником за последние дни и заливают на его борт новый набор команд для управления на следующие несколько дней.

По словам ученого, космический телескоп работает только в том интервале времени, который закладывается ему с Земли. Во время каждого сеанса связи на борт посылается сигнал на включение приемо-передающей антенны. Затем спутник переводится так, чтобы телескоп мог следить за нужным объектом в космосе, а полутораметровая антенна поворачивается на наземную станцию слежения. После этого проводятся научные наблюдения, данные ученые получают в режиме реального времени.

По окончании сеанса наблюдения приемники выключаются, а радиотелескоп переводится в "домашнее положение". "Приемники выключаются для того, чтобы усилители на борту космического аппарата не сгорели от наведенных от передатчиков токов", — уточнил Ковалев.

Что будет дальше

Сейчас, продолжил ученый, аппарат находится в "домашнем положении", в котором у него наиболее оптимальный режим.
"Необходимые части спутника защищены от Солнца. Солнечные батареи питаются и запитывают аппарат, но другие части спутника охлаждаются", — рассказал собеседник агентства, отметив, что научная аппаратура на телескопе продолжает работать.

"Даже при отсутствии связи удалось узнать, что аппарат жив, на борту есть питание, научная аппаратура жива, высокоинформативный радиокомплекс работает. Похоже, что со спутником все нормально, и проблема заключается в том, что не включается передатчик по команде с Земли. Сейчас НПО имени Лавочкина занимается тем, чтобы решить эту проблему", — сказал Ковалев.

Но если связь со спутником восстановить не удастся, то проект "Радиоастрон" придется завершить, считает ученый. При этом он отметил, что технические проблемы со "Спектром-Р" случаются раз в несколько месяцев, и выразил надежду, что и на этот раз с ними удастся справиться.

"Надо НПО имени Лавочкина просто дать больше времени с ним поработать с меньшими нервами. Это не первые технические проблемы, и специалисты НПО имени Лавочкина всегда позитивно их решали", — заключил руководитель проекта.

Проект "Радиоастрон"

Космический комплекс "Спектр-Р" — искусственный спутник Земли с десятиметровым радиотелескопом на борту. Это ключевое звено проекта "Радиоастрон" — наземно-космического интерферометра, позволяющего объединять мощности наземных и орбитальных радиотелескопов в единую виртуальную радиотарелку гигантских размеров. Благодаря этому "Радиоастрон" может достигать очень высокого углового разрешения — до семи микросекунд, что позволяет ему заглянуть в центры галактик и даже видеть "тень" черной дыры.

Космический аппарат "Спектр-Р" создали в НПО имени С. А. Лавочкина. Его запустили с космодрома Байконур 18 июля 2011 года. В ноябре того же года ученые провели первые наблюдения, а в январе 2012-го "Спектр-Р" в связке с наземными радиотелескопами образовал виртуальный радиотелескоп с рекордным диаметром зеркала — 220 тысяч километров, что помогло "Радиоастрону" попасть в книгу рекордов Гиннесса.

За время работы "Спектра-Р" ученые совершили несколько интересных открытий, меняющих представления об устройстве галактик и работе черных дыр. В частности, радиотелескоп помог обнаружить линзы в межзвездной среде — турбулентности, которые фокусируют излучение астрономических объектов.

По словам Юрия Ковалева, за это время ученые накопили большой объем данных, обработка которых займет еще несколько лет.

Работу телескопа предполагалось завершить в 2016 году, но ее продлили до 31 декабря 2019-го. Весной планируется запустить в космос новый российско-немецкий телескоп "Спектр-РГ".



комментарии (0):








Материалы рубрики

Татьяна Пичугина
РИА Новости
Как в России делают суперлегкие детали для самолетов и ракет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Жуковский грезит о транзите
Алексей Сивашенков
Forbes
Крылатый внедорожник. Какие самолеты придут на смену Ту-134

BFM
Россиян ждет взлет цен на авиабилеты?

Газета.ru
Не взлетели: SSJ-100 как зеркало российской экономики
Эльнар Байназаров
Известия
Стреляная Гиза: взрыв в Египте не повлияет на открытие рейсов
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Это им не задавали. Почему пилоты сгоревшего в Шереметьево «Суперджета» могли не справиться с управлением
Николай Протопопов
РИА Новости
Наперегонки с "Раптором": хватит ли России трех полков Су-57



Богдан Степовой, Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Для истребителей Су-57 создают особые военные подразделения
Илья Крамник
Известия
Полтриллиона за господство в воздухе: сколько стоит партия Су-57
Ольга Коленцова
Известия
Союз композитов: мощность двигателей для авиации повышена в два раза
Мария Кокорева
РБК
«Аэрофлот» разошелся с производителем SSJ 100 в цене запчастей и ремонта
Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов
Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer