На своей странице в соцсетях блогер и бизнесмен Александр Соколовский рассказал, что в декабре 2018 года летал из Москвы в Ниццу компанией «Аэрофлот». По его словам, в салоне возникло задымление, из-за чего самолет был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Вены. В подобных ситуациях авиакомпании обычно предлагают альтернативные варианты, позволяющие с наименьшим ущербом для клиента добраться до пункта назначения. Однако, заявил господин Соколовский, «Аэрофлот» предложил вернуться обратно в московский аэропорт Шереметьево и уже оттуда вылететь в Ниццу с потерей дня.
«В какой-то момент выходит сотрудник „Аэрофлота“ и говорит, что рейс продолжен не будет и единственное, что сделает компания, это даст возможность всем улететь в Москву на ближайшем рейсе авиакомпании, далее нужно будет подождать следующий рейс около пяти часов в Шереметьево — и только потом отправиться в Ниццу», — делится впечатлениями блогер. Соколовский добавил, что на время ожидания авиалинии пассажирам предоставили только воду и отказались заселять в гостиницу.
После безуспешных споров с компанией Соколовский и некоторые пассажиры отказались возвращаться обратно в Москву и самостоятельно купили билеты на рейсы других перевозчиков до Ниццы. По словам Соколовского, авиакомпания не принесла извинений за испорченный полет и не компенсировала дополнительные затраты. «Деньги за билеты никто не вернул, как и никакой компенсации вообще не было», — утверждает блогер.
В «Аэрофлоте» же подчеркивают, что посадка рейса SU2474 из Москвы в Ниццу была произведена «исключительно по техническим причинам». В компании добавили, что обслужили пассажиров в соответствии со стандартами «Аэрофлота». В правилах перевозки пассажиров на сайте авиакомпании указано, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности.
Оптимизация за счет пассажиров
Впрочем, авиакомпания могла отправить пассажиров, которые по ее вине застряли ночью в Вене, рейсами местных авиалиний, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Авиакомпания вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки другому лицу, в том числе другому перевозчику. Для этого „Аэрофлот“ должен был купить билеты на рейсы местных авиалиний и таким путем выполнить свои обязательства. Однако в реальности такие действия привели бы к дополнительным затратам для компании и потребовали бы много времени на согласование с центром», — объяснил собеседник «360».
По данным портала «Яндекс.Авиабилеты», цены на полет из Вены в Ниццу стартуют от пяти тысяч рублей. Учитывая, что тот рейс из Москвы до Ниццы выполнял Airbus 320, вместимость которого в зависимости от конфигурации лайнера может составлять от 140 до 158 мест, минимальные затраты перевозчика на такой перелет составили бы примерно 700-790 тысяч рублей. При этом цена перелета Москва — Ницца на сайте авиакомпании — около 22 тысяч рублей. Таким образом, с продажи билетов на один рейс в этом направлении «Аэрофлот» получает 3-3,5 миллиона рублей, в зависимости от вместимости самолета.
Плата за испорченный полет
Также в рамках Монреальской конвенции клиенты «Аэрофлота» также могут потребовать компенсацию за задержку рейса. Согласно документу, пассажиры могут получить до 400 тысяч рублей, подчеркнул Роман Гусаров. «Данный случай подпадает под несоблюдение сроков выполнения перевозки, и пассажиры могут требовать денежного возмещения за нанесенный вред по вине перевозчика», — говорит собеседник «360».
Между тем люди уже не первый раз несут издержки по вине «Аэрофлота». Так, несколько пассажиров из США подали в суд на авиакомпанию. Они утверждают, что в результате плохо организованного процесса регистрации на рейс из Шереметьево — а они прибыли к месту посадки на самолет приблизительно за 20 минут до его отправления — не были допущены на борт. В итоге американцы вынужденно провели сутки в аэропорту, понеся при этом дополнительные расходы, а «Аэрофлот» вместо предоставления мест на одном из своих рейсов вынудил их приобрести новые билеты на сумму около 2,5 тысячи долларов. Истцы требуют от компании компенсацию в 3,6 миллиона долларов.