Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Экспорт перевозок набирает высоту


17 января 2019 года Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, Ольга Никитина, КоммерсантЪ


Как выяснил “Ъ”, Минэкономики подготовило проект стратегии развития экспорта транспортных услуг в РФ, согласно которому объем рынка будет расти почти на 6% в год и к 2024 году достигнет $29,2 млрд. Доминировать в структуре сектора продолжат услуги воздушного транспорта, на которые и сегодня приходится более 50%. Министерство также делает ставку на развитие транзита по Севморпути, контейнерных перевозок по железной дороге между ЕС и Азией, воздушный транзит. Эксперты считают, что документ еще сырой, предлагаемые меры для развития экспорта расплывчаты, но Минэкономики обещает еще доработать текст с участием бизнеса и ведомств.

Минэкономики совместно с Всероссийской академией внешней торговли 27 декабря разослало на обсуждение раздел «Транспортные услуги» проекта «Стратегия развития экспорта услуг РФ до 2025 года». В Минэкономики “Ъ” это подтвердили. «Конечно, поступают замечания и предложения транспортных компаний и ведомств,— говорят в министерстве.— После доработки еще раз соберем ведомства и бизнес для согласования». В Минтрансе “Ъ” сообщили, что документ поступил, ответ направлен Минэкономики.

Как говорится в проекте (есть у “Ъ”), в 2017 году объем экспорта транспортных услуг (речь идет, прежде всего, об оказании услуг потребителям вне РФ с валютной выручкой) составил $19,8 млрд, или 34,3% всего экспорта услуг. По видам транспорта лидирует воздушный — 50,8%, $10,05 млрд, за ним идет морской ($4,91 млрд). Железнодорожные и автомобильные перевозки принесли $1,04 млрд и $0,93 млрд соответственно. «В среднесрочной перспективе ожидается сохранение высокой доли воздушного транспорта»,— сообщается в документе: он будет расти на 5,39% в год — до $14,5 млрд в 2024 году. Основной проблемой отрасли авторы считают рост цены авиакеросина.

Экспорт услуг водного транспорта будет расти на 6,23% в год и к 2024 году может достичь $7,5 млрд. Среди проблем сектора авторы проекта выделяют высокий износ коммерческого флота, нехватку крупнотоннажных судов, невозможность для владельцев судов российского реестра взять льготный кредит, как в странах с удобным флагом. По железнодорожному сегменту экспорт будет расти на 5,54% в год, до $1,45 млрд в 2024 году,— в частности, за счет взрывного роста транзита между ЕС и Китаем по РФ и возможного запуска сообщения с Индией. Проблемы сектора — слабая координация с портами и высокая конкуренция со стороны морских перевозок в обход России. Экспорт услуг автотранспорта будет расти на 7% в год, до $1,5 млрд, ключевыми проблемами авторы считают неравные условия приобретения техники по сравнению с иностранными компаниями, а также несовершенство налогообложения (в сегменте в «сером» секторе 70–80% доставок).

В целом экспорт транспортных услуг покажет «умеренный, но стабильный рост» с темпом 5,75% в год — до $29,2 млрд в 2024 году. Перспективные ниши — железнодорожный и автомобильный транзит между ЕС и Азией, морской по Севморпути, воздушный транзит, услуги трубопроводного, космического транспорта, почтовые и курьерские услуги.

Наиболее серьезной проблемой в секторе авторы считают неэффективность логистики: Россия — лишь на 75-м месте в мировом рейтинге ее эффективности (LPI) и уступает, например, Украине и Казахстану. Среди предложенных мер — программы льготного кредитования морских перевозчиков и льготного лизинга для закупки автотранспорта, льготное налогообложение для автотранзита, подготовка экипажей для плавания в высоких широтах, сглаживание негативного эффекта налогового маневра в нефтяной отрасли, развитие системы узловых аэропортов, а также обновление перегрузочного оборудования и инфраструктуры пограничных пунктов пропуска.

Проект документа очень сырой, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, содержит целый ряд спорных тезисов и крайне малое количество практических мероприятий. «Рост экспорта в значительной степени увязывается с крупными инфраструктурными проектами (в том числе Севморпутем) с огромными потребностями в финансировании и высокой неопределенностью по срокам реализации,— говорит он.— Это справедливо, но едва ли является целью разработки документа. Неоднозначны, например, тезисы об исчерпанности потенциала авиатранзита, частых пересмотрах тарифов на перевозку контейнеров и долгосрочном характере морских тарифов». Эксперт счел крайне неоднозначным и тезис о потенциале экспорта услуг космического транспорта, где «у "Роскосмоса" и производителей техники огромный комплекс проблем, а конкуренция США резко усилилась, что привело к драматическому падению доли России на мировом рынке». На рынке автоперевозок не учтены изменения, связанные с системой «Платон» и развитием системы весогабаритного контроля, говорит господин Бурмистров.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что предлагаемые меры для стимулирования международных перевозок слишком общие. «В России узловой международный аэропорт сегодня, строго говоря, один — Шереметьево»,— говорит он. Хороший потенциал развития есть у Пулково, полагает господин Борисов,— с точки зрения географии трасс Петербург расположен выгоднее Москвы. Для стимулирования перевозок власти должны сделать пребывание иностранных пассажиров в РФ максимально комфортным, полагает эксперт, например, предоставив право 72-часового безвизового пребывания на всей территории России или в Петербурге. «В Шанхае есть такое право в течение 144 часов»,— приводит пример Федор Борисов.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Марат Кузаев
ТАСС
Илон Маск предложил согреть Марс зеркалами. Чем плоха эта идея?
Юрий Сенаторов, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
В VIP-салонах дали козла
Наталия Портякова
Известия
Над проливом тучи ходят: к чему приведут поставки Тайваню оружия США
Александр Плеханов
Популярная механика
От "Сикорского" до "Харбина": каким будет новейший китайский вертолет
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Пошел на запчасти: почему мексиканцы избавляются от SSJ-100

Известия
Авиаэксперт назвал вытеснившую SSJ-100 модель лайнера с мексиканского рынка
Александр Воробьев
Ведомости
Последний зарубежный эксплуатант SSJ100 продает российские самолеты
Марат Кузаев
ТАСС
Сверхзвуковые самолеты возвращаются. Одни этого ждут, другие боятся



Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair разворачивает маршруты
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
России по силам создать самолет не хуже американского F-35B
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Крушение мрии
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Катастрофа 737 MAX: сколько требуют с Boeing
Валентина Брыкалина
ТАСС
Терминал большого города. В Саратове открылся новый аэропорт Гагарин
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
По следу дрона: "Искандеры" получат "глаза и уши"
Мария Кокорева
РБК
ФАС обнаружила рост цен на авиабилеты на рейсах с Superjet
Денис Федутинов, Мария Дранишникова
Ведомости
В булочную на самолете
Анастасия Николаева
Интерфакс
Первый рейс
Анастасия Дагаева
Московский Центр Карнеги
Птица vs самолет. Как ужиться вместе в небе
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Приказ отдан: в "Ильюшине" готовятся массовые сокращения
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Потери от простоя: когда полетит Boeing 737 MAX
Александра Рыжкова
ТАСС
Комиссия проверила потенциально опасные объекты около аэропорта Жуковский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Орнитологическая небезопасность
Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман
Известия
Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденное приземление
Кристина Уколова
Красная звезда
«Есть одна у лётчика мечта – высота…»
Александр Зюзин
ТАСС
Только пассажиры и персонал. В аэропорту Гонконга ввели ограничения на вход в терминал

ТАСС
Лучшие в небе над Рязанью. Российские летчики лидируют на конкурсе "Авиадартс"
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Присмотрят свысока: Крым укрепят эскадрильей БПЛА «Форпост»
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Развернулись над Тверской: западное направление усилят Су-35
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Авианесущий остров: Балтфлот испытал мобильные аэродромы
Илья Крамник
Известия
Конкурс проектов: чей стратегический бомбардировщик будет лучше
Мария Кокорева
РБК
Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Удар по бюджету
Виктор Друшляков, Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Что считать главным в истребителе пятого поколения
Андрей Коц
РИА Новости
Вместо F-35. Что даст Турции покупка российских истребителей Су-35
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Нелетное бремя: авиасообщение с Грузией не восстановят в течение года
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы

Газета.ru
Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Андрей Коц
РИА Новости
Крылатые монстры. Нереализованные авиационные проекты советской оборонки
Олег Грозный
Красная звезда
Воздушные асы сильны не только в небе
Виктор Худолеев
Красная звезда
Укрощая огонь и воду
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Военная авиация России переживает эпоху возрождения
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Винтокрылая "Скопа" на службе Пентагона
Виктор Литовкин
Независимое военное обозрение
Су-57: количество и качество
Юрий Потапов
Независимое военное обозрение
Неизменный горизонт полета
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сервис от производителя
Александр Волобуев
Известия
Месяц, вай: перелеты в Грузию подорожали почти в полтора раза
Олег Грозный
Красная звезда
Небо выявит сильнейших

Красная звезда
Крылья над Матыбулаком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer