Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию


22 января 2019 года Максим Казанин, Военно-промышленный курьер


Новейшие китайские разработки в области боевой авиации, в частности создание собственных стелсов, встревожили чиновников из Разведуправления Минобороны США. По их данным, стратегический бомбардировщик под условным обозначением «Хун-20» (H-20) будет оснащен РЛС с АФАР и вооружен ракетами «воздух-воздух». Первые образцы поступят в НОАК в 2025 году, предупреждает американская разведка.

В самом факте скорого появления в КНР самолета-невидимки ничего сенсационного нет – там давно работают над этой темой. Из открытых источников известно, что китайские конструкторы избрали схему «летающее крыло» с минимальным количеством углов и сопряжений поверхностей.

Внешне стратег H-20 будет напоминать американские В-2 «Спирит» или В-21. В Поднебесной созданы материалы, достаточно эффективно поглощающие радиолокационное излучение в различных диапазонах, есть наработки специальных лакокрасочных покрытий.

Главный вопрос заключается в том, готова ли силовая установка для такого бомбардировщика. Потому что это основная проблема – наличие современного мощного двигателя, который позволял бы выполнять полеты на стратегическую дальность – десять и более тысяч километров – в различных режимах без дозаправки. Когда он появится, сегодня никто не скажет. Над его созданием бьются несколько НИИ и предприятий, но пока силовой установки, которая была бы сопоставима по мощности с двигателем, к примеру, американского В-2, у китайцев нет.

“Китайский самолет-невидимка привлекает большое внимание”

Что касается вооружения перспективного малозаметного бомбардировщика для ВВС НОАК, предусматриваются исключительно крылатые ракеты воздушного базирования, вероятнее всего, «Длинный меч-10», «Длинный меч-20» и, может быть, перспективный «Длинный меч-30», с дальностью от 1000 до 2500 километров. Головные части этих КРВБ достаточно компактны, но носители требуют доработки да и реальные стрельбы на такие расстояния не проводились. Можно предположить, что в пусковом барабане внутри фюзеляжа будет помещаться до 12 ракет, внешне напоминающих российские «Калибры» или нечто среднее между 3М-14 и ракетами воздушного базирования типа Х-101 и Х-555.

Правомерен вопрос: если для стратега двигателя пока нет, то, может быть, он создан для перспективного истребителя-бомбардировщика? Проект такого самолета существует, над его воплощением работают в городе Шиньяне. Правда, получается скорее очень тяжелый истребитель и двигателя для него опять-таки нет. У китайских конструкторов есть понимание того, каким он должен быть: параметры, мощность, температура в камере сгорания. Сделаны расчеты, созданы необходимые материалы, но до конца работ еще далеко.

Чтобы существенно продвинуться вперед, есть несколько вариантов: купить разработки у американцев либо скооперироваться с нашими конструкторами и инвестировать в российский оборонно-промышленный комплекс, чтобы соответствующая силовая установка разрабатывалась у нас, скажем, на основе «Изделия 30» или других отечественных двигателей. Но китайцы пытаются уйти от зависимости в поставках из-за рубежа, хотя пока не могут обеспечить ни мощность, ни тягу, ни ресурс, ни надежность при самостоятельном создании требуемой силовой установки.

Отсюда можно сделать вывод, что беспокойство РУМО США насчет начала поставок новых машин в НОАК в 2025 году – большое допущение. Очередной традиционный ужастик понадобился для того, чтобы выбить побольше финансов на проекты Пентагона и военно-промышленных корпораций.

Перспективные самолеты если и появятся к указанному сроку, то только в виде опытных образцов, не более того. Да и полноценно отрабатывать задачи они не смогут. Об опытно-войсковой эксплуатации вообще речь не идет.

Пока что единственный самолет, который в определенной мере можно отнести к классу стелс, – это истребитель пятого поколения «Цзянь-20», в фюзеляже которого размещается шесть ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Его надежность и эффективность основываются на российском двигателе АЛ-31. Истребители планируется модернизировать под новые моторы российского производства АЛ-41 и по возможности усовершенствовать под установку двигателей с управляемым вектором тяги, что придаст «Цзянь-20» больше маневренности.

У китайских конструкторов есть собственная разработка двигателя с УВТ – на ноябрьском авиасалоне в Чжухае («Китайские роботы рассекречены») показывали классический истребитель «Цзянь-10С», оснащенный таким мотором, но с более скромными параметрами. Если в российских силовых установках отклонение по всем ракурсам составляет 20 градусов, то в китайских в вертикальной плоскости – 16, а в горизонтальной – лишь 12.

Надо признать, что конструкторы КНР сделали серьезный шаг вперед, и все-таки их двигатель с УВТ WC-10 TVC на максимуме слабее, нежели серийный российский АЛ-41, который ставится на Су-30СМ, другие модификации «сушек» и опытные образцы Су-57.

Так что китайские стелс-бомбардировщики остаются пока что проектами. Но их можно расценить как предупреждение: разработки ведутся при полном понимании необходимости наличия в НОАК самолетов такого уровня и класса. Только адресат информации не американцы, бомбардировок за океаном китайцы не планируют. У них более приземленные задачи для своей стратегической авиации: иметь возможность подавления целей на территории Японии, Южной Кореи, Гуама, надежно прикрыть воздушное пространство над Южно-Китайским морем. Кстати, согласно доктринальному документу, регламентирующему тактику ВВС КНР, боевые самолеты должны действовать в пределах прикрытия сил ПВО страны, которые базируются вдоль побережья.

Кто-то, наверное, скажет, что НОАК перспективные стратеги не очень-то и нужны. Однако это заблуждение. Они требуются как доказательство того, что у страны есть необходимые для их создания и производства технологии. Таким образом демонстрируются и военные, и экономические возможности государства.

Продолжение темы – в статье «Стратегическая малозаметность».




комментарии (0):






Материалы рубрики

Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Каста» воздушных следопытов: в войсках появятся антидроные отряды
Сергей Стрельцов
Известия
Aero India 2019: что Россия может предложить для ОПК Индии
Юлия Сырова
КоммерсантЪ - Пермь
Примите этот Краснодар

ТАСС
Аэрокосмическая выставка Aero India - 2019 открывается в Бангалоре
Марина Мазина
РБК
Авиастроителей ОАК разделят на две компании. Что теперь будет с акциями
Мария Кокорева, Инна Сидоркова, Светлана Бурмистрова
РБК
Задержка рейса длиной в год: почему отложили серийное производство МС-21
Анастасия Николаева
Интерфакс
Задержка на год
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Небесные бастионы



А. Рамм, А. Козаченко, Б. Степовой, К. Валентинов
Известия
ВДВ окрыляют: десантники получат собственную авиацию
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
«Крылатая пехота» становится мобильнее
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
IDEX 2019 говорит по-русски
Илья Крамник
Известия
Иллюзия возможностей: зачем нужен сверхзвуковой пассажирский самолет
Светлана Баева
РИА Новости
Ручная кладь в четыре сантиметра: авиакомпании вводят новые правила
Алексей Сивашенков
Forbes
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
Иван Ткачёв, Инна Сидоркова, Петр Канаев
РБК
Не поставленные в Китай ракеты С-400 оказались поводом для санкций США
Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer