Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию


22 января 2019 года Максим Казанин, Военно-промышленный курьер


Новейшие китайские разработки в области боевой авиации, в частности создание собственных стелсов, встревожили чиновников из Разведуправления Минобороны США. По их данным, стратегический бомбардировщик под условным обозначением «Хун-20» (H-20) будет оснащен РЛС с АФАР и вооружен ракетами «воздух-воздух». Первые образцы поступят в НОАК в 2025 году, предупреждает американская разведка.

В самом факте скорого появления в КНР самолета-невидимки ничего сенсационного нет – там давно работают над этой темой. Из открытых источников известно, что китайские конструкторы избрали схему «летающее крыло» с минимальным количеством углов и сопряжений поверхностей.

Внешне стратег H-20 будет напоминать американские В-2 «Спирит» или В-21. В Поднебесной созданы материалы, достаточно эффективно поглощающие радиолокационное излучение в различных диапазонах, есть наработки специальных лакокрасочных покрытий.

Главный вопрос заключается в том, готова ли силовая установка для такого бомбардировщика. Потому что это основная проблема – наличие современного мощного двигателя, который позволял бы выполнять полеты на стратегическую дальность – десять и более тысяч километров – в различных режимах без дозаправки. Когда он появится, сегодня никто не скажет. Над его созданием бьются несколько НИИ и предприятий, но пока силовой установки, которая была бы сопоставима по мощности с двигателем, к примеру, американского В-2, у китайцев нет.

“Китайский самолет-невидимка привлекает большое внимание”

Что касается вооружения перспективного малозаметного бомбардировщика для ВВС НОАК, предусматриваются исключительно крылатые ракеты воздушного базирования, вероятнее всего, «Длинный меч-10», «Длинный меч-20» и, может быть, перспективный «Длинный меч-30», с дальностью от 1000 до 2500 километров. Головные части этих КРВБ достаточно компактны, но носители требуют доработки да и реальные стрельбы на такие расстояния не проводились. Можно предположить, что в пусковом барабане внутри фюзеляжа будет помещаться до 12 ракет, внешне напоминающих российские «Калибры» или нечто среднее между 3М-14 и ракетами воздушного базирования типа Х-101 и Х-555.

Правомерен вопрос: если для стратега двигателя пока нет, то, может быть, он создан для перспективного истребителя-бомбардировщика? Проект такого самолета существует, над его воплощением работают в городе Шиньяне. Правда, получается скорее очень тяжелый истребитель и двигателя для него опять-таки нет. У китайских конструкторов есть понимание того, каким он должен быть: параметры, мощность, температура в камере сгорания. Сделаны расчеты, созданы необходимые материалы, но до конца работ еще далеко.

Чтобы существенно продвинуться вперед, есть несколько вариантов: купить разработки у американцев либо скооперироваться с нашими конструкторами и инвестировать в российский оборонно-промышленный комплекс, чтобы соответствующая силовая установка разрабатывалась у нас, скажем, на основе «Изделия 30» или других отечественных двигателей. Но китайцы пытаются уйти от зависимости в поставках из-за рубежа, хотя пока не могут обеспечить ни мощность, ни тягу, ни ресурс, ни надежность при самостоятельном создании требуемой силовой установки.

Отсюда можно сделать вывод, что беспокойство РУМО США насчет начала поставок новых машин в НОАК в 2025 году – большое допущение. Очередной традиционный ужастик понадобился для того, чтобы выбить побольше финансов на проекты Пентагона и военно-промышленных корпораций.

Перспективные самолеты если и появятся к указанному сроку, то только в виде опытных образцов, не более того. Да и полноценно отрабатывать задачи они не смогут. Об опытно-войсковой эксплуатации вообще речь не идет.

Пока что единственный самолет, который в определенной мере можно отнести к классу стелс, – это истребитель пятого поколения «Цзянь-20», в фюзеляже которого размещается шесть ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Его надежность и эффективность основываются на российском двигателе АЛ-31. Истребители планируется модернизировать под новые моторы российского производства АЛ-41 и по возможности усовершенствовать под установку двигателей с управляемым вектором тяги, что придаст «Цзянь-20» больше маневренности.

У китайских конструкторов есть собственная разработка двигателя с УВТ – на ноябрьском авиасалоне в Чжухае («Китайские роботы рассекречены») показывали классический истребитель «Цзянь-10С», оснащенный таким мотором, но с более скромными параметрами. Если в российских силовых установках отклонение по всем ракурсам составляет 20 градусов, то в китайских в вертикальной плоскости – 16, а в горизонтальной – лишь 12.

Надо признать, что конструкторы КНР сделали серьезный шаг вперед, и все-таки их двигатель с УВТ WC-10 TVC на максимуме слабее, нежели серийный российский АЛ-41, который ставится на Су-30СМ, другие модификации «сушек» и опытные образцы Су-57.

Так что китайские стелс-бомбардировщики остаются пока что проектами. Но их можно расценить как предупреждение: разработки ведутся при полном понимании необходимости наличия в НОАК самолетов такого уровня и класса. Только адресат информации не американцы, бомбардировок за океаном китайцы не планируют. У них более приземленные задачи для своей стратегической авиации: иметь возможность подавления целей на территории Японии, Южной Кореи, Гуама, надежно прикрыть воздушное пространство над Южно-Китайским морем. Кстати, согласно доктринальному документу, регламентирующему тактику ВВС КНР, боевые самолеты должны действовать в пределах прикрытия сил ПВО страны, которые базируются вдоль побережья.

Кто-то, наверное, скажет, что НОАК перспективные стратеги не очень-то и нужны. Однако это заблуждение. Они требуются как доказательство того, что у страны есть необходимые для их создания и производства технологии. Таким образом демонстрируются и военные, и экономические возможности государства.

Продолжение темы – в статье «Стратегическая малозаметность».




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer