Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию


22 января 2019 года Максим Казанин, Военно-промышленный курьер


Новейшие китайские разработки в области боевой авиации, в частности создание собственных стелсов, встревожили чиновников из Разведуправления Минобороны США. По их данным, стратегический бомбардировщик под условным обозначением «Хун-20» (H-20) будет оснащен РЛС с АФАР и вооружен ракетами «воздух-воздух». Первые образцы поступят в НОАК в 2025 году, предупреждает американская разведка.

В самом факте скорого появления в КНР самолета-невидимки ничего сенсационного нет – там давно работают над этой темой. Из открытых источников известно, что китайские конструкторы избрали схему «летающее крыло» с минимальным количеством углов и сопряжений поверхностей.

Внешне стратег H-20 будет напоминать американские В-2 «Спирит» или В-21. В Поднебесной созданы материалы, достаточно эффективно поглощающие радиолокационное излучение в различных диапазонах, есть наработки специальных лакокрасочных покрытий.

Главный вопрос заключается в том, готова ли силовая установка для такого бомбардировщика. Потому что это основная проблема – наличие современного мощного двигателя, который позволял бы выполнять полеты на стратегическую дальность – десять и более тысяч километров – в различных режимах без дозаправки. Когда он появится, сегодня никто не скажет. Над его созданием бьются несколько НИИ и предприятий, но пока силовой установки, которая была бы сопоставима по мощности с двигателем, к примеру, американского В-2, у китайцев нет.

“Китайский самолет-невидимка привлекает большое внимание”

Что касается вооружения перспективного малозаметного бомбардировщика для ВВС НОАК, предусматриваются исключительно крылатые ракеты воздушного базирования, вероятнее всего, «Длинный меч-10», «Длинный меч-20» и, может быть, перспективный «Длинный меч-30», с дальностью от 1000 до 2500 километров. Головные части этих КРВБ достаточно компактны, но носители требуют доработки да и реальные стрельбы на такие расстояния не проводились. Можно предположить, что в пусковом барабане внутри фюзеляжа будет помещаться до 12 ракет, внешне напоминающих российские «Калибры» или нечто среднее между 3М-14 и ракетами воздушного базирования типа Х-101 и Х-555.

Правомерен вопрос: если для стратега двигателя пока нет, то, может быть, он создан для перспективного истребителя-бомбардировщика? Проект такого самолета существует, над его воплощением работают в городе Шиньяне. Правда, получается скорее очень тяжелый истребитель и двигателя для него опять-таки нет. У китайских конструкторов есть понимание того, каким он должен быть: параметры, мощность, температура в камере сгорания. Сделаны расчеты, созданы необходимые материалы, но до конца работ еще далеко.

Чтобы существенно продвинуться вперед, есть несколько вариантов: купить разработки у американцев либо скооперироваться с нашими конструкторами и инвестировать в российский оборонно-промышленный комплекс, чтобы соответствующая силовая установка разрабатывалась у нас, скажем, на основе «Изделия 30» или других отечественных двигателей. Но китайцы пытаются уйти от зависимости в поставках из-за рубежа, хотя пока не могут обеспечить ни мощность, ни тягу, ни ресурс, ни надежность при самостоятельном создании требуемой силовой установки.

Отсюда можно сделать вывод, что беспокойство РУМО США насчет начала поставок новых машин в НОАК в 2025 году – большое допущение. Очередной традиционный ужастик понадобился для того, чтобы выбить побольше финансов на проекты Пентагона и военно-промышленных корпораций.

Перспективные самолеты если и появятся к указанному сроку, то только в виде опытных образцов, не более того. Да и полноценно отрабатывать задачи они не смогут. Об опытно-войсковой эксплуатации вообще речь не идет.

Пока что единственный самолет, который в определенной мере можно отнести к классу стелс, – это истребитель пятого поколения «Цзянь-20», в фюзеляже которого размещается шесть ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Его надежность и эффективность основываются на российском двигателе АЛ-31. Истребители планируется модернизировать под новые моторы российского производства АЛ-41 и по возможности усовершенствовать под установку двигателей с управляемым вектором тяги, что придаст «Цзянь-20» больше маневренности.

У китайских конструкторов есть собственная разработка двигателя с УВТ – на ноябрьском авиасалоне в Чжухае («Китайские роботы рассекречены») показывали классический истребитель «Цзянь-10С», оснащенный таким мотором, но с более скромными параметрами. Если в российских силовых установках отклонение по всем ракурсам составляет 20 градусов, то в китайских в вертикальной плоскости – 16, а в горизонтальной – лишь 12.

Надо признать, что конструкторы КНР сделали серьезный шаг вперед, и все-таки их двигатель с УВТ WC-10 TVC на максимуме слабее, нежели серийный российский АЛ-41, который ставится на Су-30СМ, другие модификации «сушек» и опытные образцы Су-57.

Так что китайские стелс-бомбардировщики остаются пока что проектами. Но их можно расценить как предупреждение: разработки ведутся при полном понимании необходимости наличия в НОАК самолетов такого уровня и класса. Только адресат информации не американцы, бомбардировок за океаном китайцы не планируют. У них более приземленные задачи для своей стратегической авиации: иметь возможность подавления целей на территории Японии, Южной Кореи, Гуама, надежно прикрыть воздушное пространство над Южно-Китайским морем. Кстати, согласно доктринальному документу, регламентирующему тактику ВВС КНР, боевые самолеты должны действовать в пределах прикрытия сил ПВО страны, которые базируются вдоль побережья.

Кто-то, наверное, скажет, что НОАК перспективные стратеги не очень-то и нужны. Однако это заблуждение. Они требуются как доказательство того, что у страны есть необходимые для их создания и производства технологии. Таким образом демонстрируются и военные, и экономические возможности государства.

Продолжение темы – в статье «Стратегическая малозаметность».




комментарии (0):







Материалы рубрики

Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Щит и винт: Калининград защитит новый вертолетный полк
Руслан Мельников
Российская газета
Российский МиГ-35 против F-35 США: СМИ сравнили два истребителя Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Татьяна Дмитракова
Российская газета
Охота в Охотск
Александр Уткин
Военно-промышленный курьер
Су-15ТМ идет на таран
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить



Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer