Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров


21 января 2019 года Валерия Комарова, РБК


Рост затрат на авиакеросин существенно превысил доходы авиакомпаний от перевозок, топливо для ряда компаний подорожало на 24–58% за год, выяснила Росавиация. Поднять цены на билеты не позволил ограниченный спрос.

Насколько выросли затраты на авиакеросин

Росавиация в соответствии с поручением аппарата правительства проанализировала данные пяти крупных («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Уральские авиалинии», Utair) и выборочно трех региональных перевозчиков («Комиавиатранс», «Якутия», «Нордавиа») за январь—сентябрь 2017 и 2018 годов.

Подлинность письма подтвердил отраслевой чиновник, знакомый с содержанием документа.

В ходе проверки ведомство выяснило, что доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение перевозок в 2018 году увеличилась у каждой авиакомпании на 2–7 процентных пункта (с 14–30 до 16–35%). Меньше всего доля расходов на авиакеросин у «Сибири», наибольшая — у «Нордавиа» (35%), посчитали сотрудники ведомства.

Ряд российских авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин получил убытки от перевозок за январь—сентябрь 2018 года против прибыли годом ранее, следует из материалов Росавиации. Среди них — «Аэрофлот», Utair и «Якутия».

Средняя стоимость одной тонны топлива в 2018 году увеличилась для авиакомпаний на 9–16 тыс. руб. — это рост от 24% для «Комиавиатранса» до 58% у «Якутии». Из пятерки крупнейших перевозчиков больше всего средняя цена авиакеросина выросла у «Аэрофлота» (+38%), меньше всего — у «Уральских авиалиний» и Utair (+31%).

Как компенсировать затраты

Специалисты Росавиации рассчитали, что цена билета (средний доход авиакомпании на одного пассажира) увеличилась от 4% (у «Аэрофлота») до 18% у «России». Utair единственная среди перевозчиков снизила стоимость — на 0,1%. Как указывают специалисты ведомства, рост стоимости топлива для каждой авиакомпании в 2018 году существенно выше роста цен на билеты. «При ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров российские авиакомпании не имеют возможности возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет», — говорится в письме.

В результате у большинства из этих восьми перевозчиков финансовые результаты от основной деятельности (валовая прибыль) существенно ухудшились по сравнению с январем—сентябрем 2017 года. Ряд авиакомпаний ушел в минус по итогам девяти месяцев: «Аэрофлот» (-13,57 млрд руб.), «Россия» (-1,88 млрд руб.), Utair (-1,42 млрд руб.), «Комиавиатранс» (-533,4 млн руб.) и «Якутия» (-406,87 млн руб.).

При этом специалисты Росавиации уточняют, что выделить степень влияния только роста цен на топливо на финансовый результат перевозчиков невозможно, так как на показатели финансово-экономического состояния компаний влияет множество факторов (маршрутная сеть, курс нацвалюты и стоимость аренды самолетов, платежеспособность пассажиров).

Еще 14 августа Минтранс предложил авиакомпаниям компенсировать рост цен на керосин, чтобы они не повышали стоимость билетов. Речь шла о выделении 22,5 млрд руб. По прогнозам ведомства, совокупный рост цены на авиакеросин по итогам года мог составить до 30%.

В конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за цен на топливо и представить предложения до 1 марта 2019 года. 19 января глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что пока компенсацию на повышение стоимости авиакеросина авиакомпании не получили.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что зарубежные и российские перевозчики используют сходную тактику компенсации убытков, связанных с повышением цен на топливо при необходимости сдерживать цены на билеты. По его словам, в этом случае авиакомпании могут получать доход от предоставления дополнительных услуг: от провоза багажа сверх установленной нормы до платной регистрации с выбором места.

«Сейчас держать цены до упора есть возможность далеко не у всех участников рынка, поскольку к извечным проблемам дорожающего топлива прибавилась еще проблема повышенной ставки НДС, поэтому до конца года билеты не могут не подорожать. Рост, на мой взгляд, составит порядка 8% по дорогим дальним направлениям, а вот на внутренних, относительно дешевых рейсах, скорее всего, нельзя исключать рост и на 15–20%», — добавил Жарский.

Реакция авиаперевозчиков

О возросших тратах на авиатопливо не раз заявляли российские перевозчики. Одной из первых озаботилась ростом стоимости топлива авиакомпания S7. В декабре 2017 года совладелица S7 Наталия Филева сообщила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен на керосин.

«Мы не можем переложить рост цен на пассажира. Это конкурентный рынок, мы не можем диктовать любые цены», — сообщил РБК представитель авиакомпании в понедельник.

​Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в начале июня 2018 года говорил, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают «постепенно», а половина рейсов внутри страны нерентабельна.

В начале сентября «Аэрофлот» вслед за другими компаниями заявил об ухудшении финансовых показателей из-за роста цен на авиакеросин. В первом полугодии 2018 года перевозчик показал убыток на 7,2 млрд руб., в компании это объясняли возросшими расходами на топливо. Позже «Аэрофлот» уточнил, что по итогам года может потерять 55 млрд руб. из-за топлива и девальвации рубля.

Источник РБК в «Аэрофлоте» в понедельник пояснил, что компания проводит сдержанную ценовую политику и учитывает факторы спроса и конкуренции на рынке, это накладывает определенные ограничения на возможность повышения цен на билеты.

Президент Utair Павел Пермяков сообщил РБК, что затраты перевозчика на авиакеросин за январь—сентябрь составили 12,77 млрд руб., их доля выросла до с 24 до 29%, но перевозчик не поднимал цены на билеты. «Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка», — добавил он. Еще в конце лета Пермяков предупреждал об ухудшении финансовых результатов из-за роста расходов на топливо. По его словам, авиакомпания может закончить год с убытком в десятки или даже сотни миллионов рублей.

РБК направил запросы в «Уральские авиалинии», «Якутию», «Нордавиа» и Минтранс.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer