Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров


21 января 2019 года Валерия Комарова, РБК


Рост затрат на авиакеросин существенно превысил доходы авиакомпаний от перевозок, топливо для ряда компаний подорожало на 24–58% за год, выяснила Росавиация. Поднять цены на билеты не позволил ограниченный спрос.

Насколько выросли затраты на авиакеросин

Росавиация в соответствии с поручением аппарата правительства проанализировала данные пяти крупных («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Уральские авиалинии», Utair) и выборочно трех региональных перевозчиков («Комиавиатранс», «Якутия», «Нордавиа») за январь—сентябрь 2017 и 2018 годов.

Подлинность письма подтвердил отраслевой чиновник, знакомый с содержанием документа.

В ходе проверки ведомство выяснило, что доля затрат на авиатопливо в общем объеме расходов на выполнение перевозок в 2018 году увеличилась у каждой авиакомпании на 2–7 процентных пункта (с 14–30 до 16–35%). Меньше всего доля расходов на авиакеросин у «Сибири», наибольшая — у «Нордавиа» (35%), посчитали сотрудники ведомства.

Ряд российских авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин получил убытки от перевозок за январь—сентябрь 2018 года против прибыли годом ранее, следует из материалов Росавиации. Среди них — «Аэрофлот», Utair и «Якутия».

Средняя стоимость одной тонны топлива в 2018 году увеличилась для авиакомпаний на 9–16 тыс. руб. — это рост от 24% для «Комиавиатранса» до 58% у «Якутии». Из пятерки крупнейших перевозчиков больше всего средняя цена авиакеросина выросла у «Аэрофлота» (+38%), меньше всего — у «Уральских авиалиний» и Utair (+31%).

Как компенсировать затраты

Специалисты Росавиации рассчитали, что цена билета (средний доход авиакомпании на одного пассажира) увеличилась от 4% (у «Аэрофлота») до 18% у «России». Utair единственная среди перевозчиков снизила стоимость — на 0,1%. Как указывают специалисты ведомства, рост стоимости топлива для каждой авиакомпании в 2018 году существенно выше роста цен на билеты. «При ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров российские авиакомпании не имеют возможности возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет», — говорится в письме.

В результате у большинства из этих восьми перевозчиков финансовые результаты от основной деятельности (валовая прибыль) существенно ухудшились по сравнению с январем—сентябрем 2017 года. Ряд авиакомпаний ушел в минус по итогам девяти месяцев: «Аэрофлот» (-13,57 млрд руб.), «Россия» (-1,88 млрд руб.), Utair (-1,42 млрд руб.), «Комиавиатранс» (-533,4 млн руб.) и «Якутия» (-406,87 млн руб.).

При этом специалисты Росавиации уточняют, что выделить степень влияния только роста цен на топливо на финансовый результат перевозчиков невозможно, так как на показатели финансово-экономического состояния компаний влияет множество факторов (маршрутная сеть, курс нацвалюты и стоимость аренды самолетов, платежеспособность пассажиров).

Еще 14 августа Минтранс предложил авиакомпаниям компенсировать рост цен на керосин, чтобы они не повышали стоимость билетов. Речь шла о выделении 22,5 млрд руб. По прогнозам ведомства, совокупный рост цены на авиакеросин по итогам года мог составить до 30%.

В конце октября президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о компенсации авиакомпаниям из-за цен на топливо и представить предложения до 1 марта 2019 года. 19 января глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что пока компенсацию на повышение стоимости авиакеросина авиакомпании не получили.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что зарубежные и российские перевозчики используют сходную тактику компенсации убытков, связанных с повышением цен на топливо при необходимости сдерживать цены на билеты. По его словам, в этом случае авиакомпании могут получать доход от предоставления дополнительных услуг: от провоза багажа сверх установленной нормы до платной регистрации с выбором места.

«Сейчас держать цены до упора есть возможность далеко не у всех участников рынка, поскольку к извечным проблемам дорожающего топлива прибавилась еще проблема повышенной ставки НДС, поэтому до конца года билеты не могут не подорожать. Рост, на мой взгляд, составит порядка 8% по дорогим дальним направлениям, а вот на внутренних, относительно дешевых рейсах, скорее всего, нельзя исключать рост и на 15–20%», — добавил Жарский.

Реакция авиаперевозчиков

О возросших тратах на авиатопливо не раз заявляли российские перевозчики. Одной из первых озаботилась ростом стоимости топлива авиакомпания S7. В декабре 2017 года совладелица S7 Наталия Филева сообщила о сговоре российских нефтяных компаний, который приводит к завышению цен на керосин.

«Мы не можем переложить рост цен на пассажира. Это конкурентный рынок, мы не можем диктовать любые цены», — сообщил РБК представитель авиакомпании в понедельник.

​Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в начале июня 2018 года говорил, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают «постепенно», а половина рейсов внутри страны нерентабельна.

В начале сентября «Аэрофлот» вслед за другими компаниями заявил об ухудшении финансовых показателей из-за роста цен на авиакеросин. В первом полугодии 2018 года перевозчик показал убыток на 7,2 млрд руб., в компании это объясняли возросшими расходами на топливо. Позже «Аэрофлот» уточнил, что по итогам года может потерять 55 млрд руб. из-за топлива и девальвации рубля.

Источник РБК в «Аэрофлоте» в понедельник пояснил, что компания проводит сдержанную ценовую политику и учитывает факторы спроса и конкуренции на рынке, это накладывает определенные ограничения на возможность повышения цен на билеты.

Президент Utair Павел Пермяков сообщил РБК, что затраты перевозчика на авиакеросин за январь—сентябрь составили 12,77 млрд руб., их доля выросла до с 24 до 29%, но перевозчик не поднимал цены на билеты. «Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка», — добавил он. Еще в конце лета Пермяков предупреждал об ухудшении финансовых результатов из-за роста расходов на топливо. По его словам, авиакомпания может закончить год с убытком в десятки или даже сотни миллионов рублей.

РБК направил запросы в «Уральские авиалинии», «Якутию», «Нордавиа» и Минтранс.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Война моторов в XXI веке
Ольга Коленцова
Известия
Заглянуть за фюзеляж: дефекты на лайнере после полета найдет робот
Андрей Сафронов
РБК
В США нашли еще одну проблемную модель Boeing. Это Dreamliner.

Газета.ru
«Никогда в него не сяду»: как собирали Dreamliner
Максим Кисляков
Медиагруппа "Звезда"
АН-124 «Руслан» против Локхид C-5 «Гэлэкси»: США бьют числом
Сергей Шумилин
Наука и техника
Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com
Владимир Максимов
Наука и техника
Зачем аэропортам биометрия?
Герман Костринский, Ольга Никитина, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Олег Дерипаска отцепляет крылья



Игнат Шестаков
Известия
Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире
Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer