Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти


28 января 2019 года Николай Проценко, Взгляд


Российская гражданская авиация продолжает устанавливать рекорды: в прошлом году пассажиропоток отечественных перевозчиков достиг исторического максимума. Но экономические условия работы авиакомпаний становятся все хуже. Момент, когда им все же придется существенно повышать цены на билеты, скорее всего, не за горами. Почему это происходит?

По данным Росавиации, в 2018 году российские авиакомпании перевезли более 116 млн человек, улучшив показатель предыдущего года на 10,5%. Спад рынка пассажирских авиаперевозок, случившийся после девальвации рубля в конце 2014 года, полностью преодолен. Рекордным в прошлом году оказался и такой показатель, как пассажирооборот авиакомпаний, – он прибавил более 10%, составив 286,3 млрд пассажиро-километров; занятость кресел российских перевозчиков при этом достигла очень высокого уровня 83,7%. Наконец, исторический рекорд постсоветского периода был установлен по интенсивности движения в верхнем воздушном пространстве Российской Федерации – 1,681 млн полетов, почти на 10% больше, чем годом ранее.

Однако у экспертов авиационной отрасли эти достижения не вызывают большого энтузиазма – наоборот, они предупреждают, что новый кризис на рынке авиаперевозок может произойти уже скоро. Главная причина – постоянный рост себестоимости услуг авиакомпаний. В условиях, когда цены на авиабилеты почти не растут, это оборачивается резким падением рентабельности бизнеса. В докладе президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, представленном на ее общем собрании по итогам 2018 года, приводилась такая оценка: общий убыток по операционной деятельности авиакомпаний за истекший год может составить около 37–39 млрд рублей. Это еще один рекорд – точнее, антирекорд – последних лет.

Главным фактором ухудшения финансово-экономического состояния авиакомпаний стал рост стоимости топлива. Анализ экспертов АЭВТ показал, что с ноября 2015 года по ноябрь 2018 года динамика роста средневзвешенной цены авиакеросина более чем втрое превышала инфляцию. За девять месяцев 2018 года общие затраты авиакомпаний на топливо выросли на 43%, а удельный вес этих затрат увеличился с 22% до более 27%.

Однако антимонопольные органы, полагают в АЭВТ, не уделяют этому должного внимания. «Создается впечатление, что ответственные чиновники в ФАС России пребывают в каком-то параллельном мире», – говорится в докладе. По-прежнему не решен вопрос и о компенсациях авиакомпаниям в связи с ростом стоимости горючего. Еще в октябре президент Путин поручил представить соответствующие предложения до 1 марта, но на днях министр транспорта Евгений Дитрих сказал, что пока авиакомпании компенсаций не получали.

Растет и такая составляющая себестоимости, как аэропортовые сборы. Как отмечается в докладе АЭВТ, условия концессионных соглашений в отношении аэродромной инфраструктуры аэропортов фактически перекладывают основную массу обязательств и рисков, связанных с исполнением этих соглашений, на авиаперевозчиков. Например, в Шереметьево после заключения концессионного соглашения с авиакомпаниями включение инвестиционной составляющей в сбор за взлет-посадку приведет к его увеличению в два раза. Тем временем деятельность российских аэропортов, как правило, характеризуется высокой рентабельностью, чего не скажешь о большинстве перевозчиков.

«Падение рентабельности негативно отражается на уровне долговой нагрузки в отрасли в целом, что ухудшает кредитоспособность российских авиаперевозчиков. Текущее финансово-экономическое состояние авиакомпаний можно охарактеризовать одной фразой: «Затишье перед бурей». Большинство авиакомпаний перешли от стратегии развития к стратегии выживания», – делается вывод в докладе Владимира Тасуна.

Одним из последних тревожных сигналов стал состоявшийся в конце декабря первый дефолт авиакомпании «Ютэйр» по долгу, который и так уже был реструктурирован в 2015 году. Проблемы с обслуживанием долга компания объяснила именно ростом стоимости топлива.

Обрезали все, что могли

Сложившееся положение дел свидетельствует о завершении цикла, начавшегося пять лет назад и ознаменованного уходом с рынка ряда прежних лидеров (в первую очередь авиакомпании «Трансаэро»).

«По сути, начиная с 2014 года авиация в России держится за счет снижения издержек, потому что уровень цен на билеты не догоняет даже инфляционную составляющую: в реальных ценах авиабилеты сегодня дешевле, чем три-четыре года назад, – комментирует редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Но на данный момент все, что могла сделать отрасль в этой ситуации, то есть сжаться, сэкономить, обрезать, упростить и т. д., она сделала. Пассажир ощущает это даже на регулярных авиарейсах, где более бюджетным стало питание, ужесточились условия провоза багажа. А в результате перевозчикам все равно приходится увеличивать издержки – например, невозможно остановить рост зарплат сотрудников, которые после девальвации рубля требовали поднятия зарплаты примерно на 40%. Фактически у авиакомпаний уже нет никаких ресурсов, которые можно было бы оптимизировать, и остается только пожирать друг друга».

О том, что возможности снижения издержек у авиакомпаний практически исчерпаны, свидетельствует ряд экзотичных инициатив, исходящих от авиаторов. Например, в конце прошлого года руководство авиакомпании «Победа» предложило Минтрансу ввести платную регистрацию на рейсы в российских аэропортах (в зарубежных аэропортах перевозчик такую практику уже реализует). Не менее громко прозвучало и якобы планируемое «Победой» взимание платы за пластиковые стаканчики на борту.

В конечном итоге при сохранении действующих сегодня экономических тенденций авиакомпаниям рано или поздно придется повышать цены на билеты, и здесь в действие может вступить фактор, который пока не слишком влияет на рынок, – а именно затяжное падение доходов населения.

«На первый взгляд, – говорит Гусаров, – на услуги авиакомпаний есть платежеспособный спрос, но экономика не позволяет вести рентабельный бизнес, потому что этот спрос балансирует на грани. Неизбежное подорожание авиабилетов уже в этом году хотя бы на уровень инфляции сразу скажется на спросе, поскольку доходы населения не растут. Так что хорошим результатом 2019 года будет, если удастся сохранить уже имеющееся количество перевезенных пассажиров. Но доживут ли до осени все авиакомпании – очень большой вопрос.

Пока мы видим, что правительство ничего не предпринимает, чтобы изменить эту ситуацию, и даже те разговоры о незначительных компенсациях за повышение авиатоплива, которые обсуждались осенью прошлого года, утихли. Звучали и предложения об обнулении НДС на внутрироссийских маршрутах или хотя бы на маршрутах не из Москвы, но и они оказались просто разговорами. А авиакомпании ожидают нового повышения инфраструктурных сборов, в частности аэропортовых».

Египет про запас

Большинство авиационных экспертов приходят к выводу, что двузначных темпов роста, как в 2017–2018 годах, российские перевозчики показывать уже не будут. Однако при благоприятном стечении обстоятельств они могут уверенно прибавлять, приближаясь к новому ориентиру – 150 млн человек в год. По прогнозу экспертов АЭВТ, в предстоящие пять лет оптимистичный сценарий развития рынка – рост в диапазоне 6–8% в год, а консервативный – 4–5%. В московских аэропортах пассажиропоток уже в 2019 году может превысить 100 млн человек, указывал в конце прошлого года в своем докладе на «DME Business Forum 2018» директор по авиационному маркетингу столичного аэропорта Домодедово Вячеслав Грушин. Уверенный рост пассажиропотока демонстрируют и такие региональные аэропорты, как Сочи, Новосибирск, ростовский Платов и другие.

Одним из главных потенциальных резервов роста рынка остается Египет, куда некогда ежегодно летали более 5 млн россиян. Прекращение чартерных рейсов в Египет до теракта против российского самолета над Синайским полуостровом в 2015 году привело к серьезным и до сих пор не преодоленным последствиям для рынков авиаперевозок и туруслуг. Ближайшим следствием отсутствия Египта стала фактическая монополия в сегменте выездного туризма Турции.

В октябре прошлого года президент России Владимир Путин и президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси договорились о том, что чартеры будут восстановлены. Однако пока единственным способом добраться напрямую из России в Египет остаются регулярные рейсы из Москвы в Каир. Желающие отдохнуть на курортах Красного моря ищут обходные пути, которых становится все больше – туроператоры предлагают россиянам поездки через Минск, Иорданию, Турцию и т. д., что само по себе свидетельствует о сохранении высокого спроса (тем более в России фактически нет пляжных курортов, комфортных для отдыха зимой).

Но перспективы возвращения Египта не должны обольщать те авиакомпании, которые надеются за счет зимних чартеров получить дополнительный поток средств в низкий сезон.

Египетский турпродукт главным образом рассчитан на бюджетного туриста. А если топливная составляющая в себестоимости перелетов будет оставаться высокой, равно как и другие сборы и отчисления авиакомпаний, то на выходе получится цена туров, которая будет отпугивать от Египта основную его аудиторию.

Хотя не исключен и другой вариант, который уже знаком по истории с банкротством авиакомпании «ВИМ-авиа» в 2017 году: перевозчик, даже находясь в предбанкротном состоянии, продолжает намеренно демпинговать, предлагая рынку билеты (включая те же чартеры в Египет) ниже себестоимости, а затем его руководство просто исчезает.

«Именно на это сегодня экономическая ситуация и толкает авиакомпании – они все чаще задумываются о поисках путей выхода из бизнеса, – резюмирует Гусаров. – Конечно, уход очередного крупного игрока на какое-то время разрядит обстановку, продлив жизнь остальным. Можно вообще сказать, что наше авиационное сообщество живет от банкротства до банкротства: банкротится крупная авиакомпания, затем все разбирают ее долю на рынке, и это оказывается очередным глотком воздуха. Но если экономическая ситуация в отрасли не изменится, то банкротства в конечном итоге приведут к тому, что в отрасли останется всего один холдинг – и этому никто не будет рад».




комментарии (0):








Материалы рубрики

Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Война моторов в XXI веке
Ольга Коленцова
Известия
Заглянуть за фюзеляж: дефекты на лайнере после полета найдет робот
Андрей Сафронов
РБК
В США нашли еще одну проблемную модель Boeing. Это Dreamliner.

Газета.ru
«Никогда в него не сяду»: как собирали Dreamliner
Максим Кисляков
Медиагруппа "Звезда"
АН-124 «Руслан» против Локхид C-5 «Гэлэкси»: США бьют числом
Сергей Шумилин
Наука и техника
Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com
Владимир Максимов
Наука и техника
Зачем аэропортам биометрия?
Герман Костринский, Ольга Никитина, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Олег Дерипаска отцепляет крылья



Игнат Шестаков
Известия
Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире
Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer