Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук


5 января 2019 года Андрей Станавов, РИА Новости


Ракетные ускорители, стремительная геометрия крыла и бешеная по тем временам скороподъемность — ровно 65 лет назад, 5 января 1954-го, Советский Союз поднял в воздух сверхзвуковой реактивный истребитель СМ-9, прототип одноместного МиГ-19. Эта машина стала первой планкой, через которую в погоне за скоростью перемахнули советские авиаконструкторы. Уже через десять лет взлетят "трехмаховые" МиГ-25, и… гонка прервется. О том, почему пилотируемой боевой авиации теперь некуда спешить, — в материале РИА Новости.

Скоростная лихорадка

Справедливости ради отметим, что МиГ-19 не первая машина, перепрыгнувшая звуковой барьер. Эру сверхзвуковых полетов семью годами ранее открыл американский пилот Чарльз Йегер, разогнавший экспериментальный Bell X-1 до рекордной скорости 1127 километров в час. Однако "девятнадцатый" стал первым серийным самолетом, способным перехватывать цели на сверхзвуке. В авиации к скорости вообще особое, трепетное отношение, есть даже поговорка: "лучше потерять жену, чем скорость".

Особенно активно Советский Союз и США "ускоряли" боевые самолеты с начала 1950-х и до середины 1970-х. Именно тогда появились такие шедевры как стратегический разведчик Lockheed SR-71 "Черный дрозд", перехватчик МиГ-25, сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie и легендарная "сотка" Т-4. Самым быстрым в истории пилотируемым самолетом считается экспериментальный North American X-15, разогнавшийся до гиперзвуковой скорости 8,2 тысячи километров в час. Впрочем, за некоторым исключением, эти революционные машины так и не пошли в серию. Со временем скорость перестала быть самоцелью и в перспективные проекты начали закладывать более скромные динамические характеристики.

"Скорость никто не увеличивал с 1960-х годов, когда вопрос стоял не иначе как выше, дальше, быстрее, — объясняет РИА Новости главный редактор журнала "Взлет" Андрей Фомин. — Вот это "быстрее" закончилось примерно в те годы. Когда высоких скоростей добились технически, возник уже вопрос целесообразности и назначения. Обратите внимание: созданные в 1980-х бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3 не просто скоростные, а многорежимные, могут совершать сверхзвуковые броски для прорыва ПВО или развернуть крыло, перейти на дозвук и покрывать большие расстояния".
 
Тише едешь

Эксперты не исключают, что в будущем сверхзвуковые режимы и вовсе останутся уделом истребителей, а стратегические бомбардировщики "притормозят" и перейдут в дозвуковую нишу, к штурмовикам и транспортникам. Например, американское дозвуковое летающее крыло B-2 и проект перспективного стратегического бомбардировщика B-21, который также будет дозвуковым. Связано это в первую очередь с меняющейся концепцией применения таких машин — сейчас важно доставить противнику "подарок" не столько быстро, сколько незаметно для средств слежения ПВО.

"Американцы к этому пришли давно, начиная с B-1, — рассказывает РИА Новости историк, специалист по боевой авиации Николай Якубович. — Они же сначала задумали сверхзвуковую машину, а потом поняли, что это не защитит их от средств ПВО противника. В итоге перешли на малые скорости и низкие высоты полетов, как и мы. Единственное исключение — Ту-160, но надо помнить, что Россия окружена американскими базами, а своих за рубежом не имеет. Поэтому нужны скоростные ударные самолеты".

Проблема заметности касается не только бомбардировщиков. Неслучайно в число основных требований к истребителям пятого поколения включили способность совершать крейсерский сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме. Дело в том, что на форсаже из сопел двигателей вырывается мощная газовая струя, отлично различимая в тепловом диапазоне на больших расстояниях. С таким "шлейфом" даже самые продвинутые стелс-технологии и особая геометрия планера бесполезны. Кроме того, форсажные режимы делают самолет чрезвычайно прожорливым (керосин буквально льется в форсажную камеру за турбиной), что резко ограничивает радиус действия и время боевого применения.

"По скоростям боевая авиация остановилась в пределах 2,3 Маха, — отмечает Якубович. — Это тот оптимум, при котором еще возможно широкое использование легких конструкционных материалов. Дальше — аэродинамический нагрев, требуются титановые и стальные сплавы. Вообще, в пилотируемой авиации скорость сейчас не играет особой роли, поскольку на первое место вышло управляемое самонаводящееся оружие — ракеты большой дальности. На МиГ-31 достигли трех Махов, что сегодня фактически не нужно".

Скоростные и дальнобойные самолеты-разведчики тоже оказались пережитком прошлого — миссию фотосъемки и сбора информации военные переложили на спутники, и те неплохо справляются.
 
Восстание ракет

Тем не менее высокие скорости не везде утратили актуальность. Погоня за ними только набирает обороты, но уже в другой плоскости — ракетной. В битве за стабильный и управляемый гиперзвуковой полет столкнулись лучшие умы мира, и российские специалисты пока находятся в авангарде. Причем и в буквальном смысле тоже.

В декабре минувшего года командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил в интервью "Красной Звезде", что уже в 2019-м на вооружение РВСН поступит система "Авангард". Крылатый блок способен совершать управляемые полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на скорости более 20 Махов. Поверхность блока нагревается до 1600-2000 градусов по Цельсию, фактически он летит в плазме.

Впрочем, по словам экспертов, отнести "Авангард" к гиперзвуковым летательным аппаратам можно лишь условно, так как это скорее аэробаллистическая система. "Гиперзвук подразумевает крейсерский полет с использованием воздушно-реактивных или атомных двигателей, — уточняет историк. — Есть определенные критерии: сверхзвуковыми считают скорости до пяти Махов, а далее уже гиперзвуковой диапазон. Причислять аэробаллистические ракеты к гиперзвуковым все же не совсем корректно, хотя и серьезной ошибкой это не назвать. Тут все очень условно".

Работы по гиперзвуку развернуты в России сразу по нескольким направлениям. Так, ВКС уже оттачивают приемы боевого применения высокоточного гиперзвукового авиационного ракетного комплекса "Кинжал", который "подвешивается" к перехватчикам МиГ-31. Кроме того, в августе Минобороны России и Московский институт теплотехники (МИТ) подписали контракт на разработку гиперзвукового летательного аппарата большой дальности "Анчар-РВ". Детали проекта пока не разглашаются. НПО "Молния" планирует в наступившем году завершить испытания гиперзвуковой ракеты-мишени, а "НПО машиностроения" продолжает работать над гиперзвуковой противокорабельной ракетой "Циркон", которой вооружат надводные корабли и подлодки.

"Делать гиперзвуковые ракеты гораздо проще, чем самолеты, — подчеркивает Якубович. — Нет необходимости охлаждать поверхности с большими площадями и не нужно создавать комфортные условия для летчика. Думаю, в дальнейшем пилотируемые самолеты будут развиваться в первую очередь как платформа для такого оружия".



комментарии (0):








Материалы рубрики

Валентина Брыкалина
ТАСС
Терминал большого города. В Саратове открылся новый аэропорт Гагарин
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
По следу дрона: "Искандеры" получат "глаза и уши"
Мария Кокорева
РБК
ФАС обнаружила рост цен на авиабилеты на рейсах с Superjet
Денис Федутинов, Мария Дранишникова
Ведомости
В булочную на самолете
Анастасия Николаева
Интерфакс
Первый рейс
Анастасия Дагаева
Московский Центр Карнеги
Птица vs самолет. Как ужиться вместе в небе
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Приказ отдан: в "Ильюшине" готовятся массовые сокращения
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Потери от простоя: когда полетит Boeing 737 MAX



Александра Рыжкова
ТАСС
Комиссия проверила потенциально опасные объекты около аэропорта Жуковский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Орнитологическая небезопасность
Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман
Известия
Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденное приземление
Кристина Уколова
Красная звезда
«Есть одна у лётчика мечта – высота…»
Александр Зюзин
ТАСС
Только пассажиры и персонал. В аэропорту Гонконга ввели ограничения на вход в терминал

ТАСС
Лучшие в небе над Рязанью. Российские летчики лидируют на конкурсе "Авиадартс"
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Присмотрят свысока: Крым укрепят эскадрильей БПЛА «Форпост»
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Развернулись над Тверской: западное направление усилят Су-35
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Авианесущий остров: Балтфлот испытал мобильные аэродромы
Илья Крамник
Известия
Конкурс проектов: чей стратегический бомбардировщик будет лучше
Мария Кокорева
РБК
Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Удар по бюджету
Виктор Друшляков, Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Что считать главным в истребителе пятого поколения
Андрей Коц
РИА Новости
Вместо F-35. Что даст Турции покупка российских истребителей Су-35
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Нелетное бремя: авиасообщение с Грузией не восстановят в течение года
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы

Газета.ru
Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Андрей Коц
РИА Новости
Крылатые монстры. Нереализованные авиационные проекты советской оборонки
Олег Грозный
Красная звезда
Воздушные асы сильны не только в небе
Виктор Худолеев
Красная звезда
Укрощая огонь и воду
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Военная авиация России переживает эпоху возрождения
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Винтокрылая "Скопа" на службе Пентагона
Виктор Литовкин
Независимое военное обозрение
Су-57: количество и качество
Юрий Потапов
Независимое военное обозрение
Неизменный горизонт полета
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сервис от производителя
Александр Волобуев
Известия
Месяц, вай: перелеты в Грузию подорожали почти в полтора раза
Олег Грозный
Красная звезда
Небо выявит сильнейших

Красная звезда
Крылья над Матыбулаком
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Совет по авиастроению: работа на перспективу
Наталия Михальченко
Известия
Гари не знает: российский водородный самолет представят на МАКС-2019
Александра Баландина
Газета.ru
"Пламя пожирало самолет": хроника крушения Boeing-747 на Гуаме
Дмитрий Литовкин
Известия
Заправка в космос: в России создают проект подзарядки спутников на орбите
Наталья Катрич
Военно-промышленный курьер
Как советские летчики спасли иностранных дипломатов
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Кто бросит вызов "Боингу" с "Эрбасом"
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Поведение с мотором: "Супер Сухие" смогут летать, как вертолеты
Роман Маркелов
Российская газета
Бензин, керосин, билет
Николай Протопопов
РИА Новости
Смертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Направил самолет в гущу": кто первым применил "огненный таран"
Антон Лавров
Известия
Браво выбору: что стоит за индийским контрактом по покупке Р-27
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Что означает для пассажиров перенос серверов систем бронирования авиабилетов в РФ

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer