Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ил-2: как "летающий танк" стал самым массовым военным самолетом


2 октября 2019 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


2 октября исполняется 80 лет со дня первого полета самолета ЦКБ-55 (или БШ-2 — бронированного штурмовика), впоследствии знаменитого Ил-2, оказавшегося самым массовым советским самолетом в истории Великой Отечественной войны и вообще рекордсменом по числу построенных экземпляров в мире. Ил-2 стал таким же символом Победы над гитлеровской Германией, как пистолет-пулемет ППШ, танк Т-34 или установка залпового огня "Катюша".

Авиаконструктор Сергей Ильюшин создавал самолет, который должен был атаковать противника на поле боя, а это означало, что он должен был быть хорошо защищенным от мощного ответного огня с земли. Однако бронирование самолета утяжеляло его и резко ухудшало летные качества. Ильюшин нашел оригинальное решение: он включил броню самолета, первоначально весящую около 700 кг, в силовую схему, сделав ее частью планера, и разработал хорошо обтекаемый бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части самолета: двигатель, кабину пилота, бензо- и маслосистему. Таким образом, у самолета были и неплохие летные данные, и хорошая бронированная защита.

В новой машине Ильюшин, к 1937–1938 годам уже накопивший немалый опыт конструкторской и административной работы, использовал новейшие достижения отечественной науки и техники. Он установил мощный двигатель жидкостного охлаждения, скорострельные авиационные пушки, реактивные снаряды, применил штампуемую гетерогенную, с высокой твердостью наружного слоя броню и прозрачную авиационную броню. Разработал двухместный свободнонесущий моноплан под мотор АМ-35 с низкорасположенным крылом.

Требования военных

После недолгих испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспосадочным перелетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет приняли в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военные потребовали увеличить дальность, усилить вооружение, поставить более мощный, но не высотный мотор АМ-38, то в результате появился одноместный вариант, который и встретил войну летом 1941 года. Правда, к этому времени выпустили всего 249 "Илов", а освоить машину успели лишь единицы летчиков.

Ожесточенные сражения подтвердили правоту замыслов Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы врага на линии фронта и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим штурмовая авиация несла большие потери. Так, в наиболее жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели в среднем выполнял всего 13 самолето-вылетов. Поэтому наиболее частые и общие пожелания фронтовиков касались необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.

Перед главным конструктором стояла задача: быстро провести доработку так, чтобы никоим образом не снижалось серийное производство. Поэтому кабину стрелка с крупнокалиберным пулеметом смонтировали вне бронекорпуса; такие машины стали выпускать с осени 1942 года.

Может показаться, что в развитии штурмовика было противоречие. Действительно, в первом периоде войны, когда "Мессершмитты" фактически господствовали в небе и имели возможность с близких дистанций расстреливать одноместные "Илы" с задней полусферы, ее защита стрелком была бы кстати. Затем, когда количество и качество нашей истребительной авиации возросло, имелась возможность надежно прикрыть идущие на задание штурмовики, то их стрелки-радисты вроде бы были уже не нужны.

Но это не так. Поскольку "Илы" действовали на поле боя и с малых высот, то небронированные "Лавочкины" и "Яковлевы" не могли без серьезного риска снизиться — а следовательно, и надежно защитить штурмовики, и тут все надежды были на расторопность и меткость воздушного стрелка.

"Илы" против "Тигров" и "Пантер"

Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не являлся противотанковым самолетом. Ведь пушки ВЯ-23 и тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелой бронетехнике. Попасть в танк фугасной бомбой или реактивным снарядом со средних высот можно было только случайно. Все изменилось с принятием на вооружение ВВС КА кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова.

При сбрасывании с высоты 75–100 метров с каждого самолета Ил-2 по 192 бомбы создавалась полоса шириной примерно 15 метров и длиной 70 метров, в которой прожигались все цели, включая новейшие "Тигры" и "Пантеры". Впервые примененные массированно 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы, наши штурмовики этими бомбами нанесли огромный урон бронетанковой технике и вынудили немецких танкистов отказаться от использования сосредоточенных строев.

В ходе боев росло мастерство летчиков-штурмовиков. Александр Ефимов, который в годы войны выполнил 222 успешных боевых вылета преимущественно в составе 198-го штурмового авиаполка, нанес огромный урон живой силе и технике неприятеля, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии стал маршалом авиации, подчеркивал роль ведущих групп в благополучном выполнении заданий при минимальных потерях. Опытные и грамотные ведущие стремились выйти на цель там, где их не ждало ПВО противника, точно оценивали воздушную обстановку, всегда "собирали" группу при отходе, не позволяя вражеским истребителям добивать поврежденные машины.

Операция "Багратион", 75-летие которой отмечали совсем недавно, стала одной из наиболее успешных из тех, что Красная армия провела в третьем периоде Великой Отечественной войны. В ее ходе была разгромлена большая часть группы армий "Центр", освобождена территория Белоруссии и юго-восток Прибалтики. Наша авиация внесла огромный вклад в эту победу, а штурмовики (к началу операции во всех четырех воздушных армиях насчитывалось 1744 Ил-2), казалось, были просто вездесущими. Массированных ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 года оказалось немного, но штурмовики действовали эшелонированно, а эскадрильи часто меняли друг друга в воздухе. Урон неприятеля был огромным, что подтверждали и сами немцы, которым посчастливилось уцелеть.

Так, командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель в плену заявил: "В настоящей операции, в успехах русских войск авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла, уже абсолютно ясно, на ход всей летней кампании на центральном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики явились эффективным средством, нарушавшим планомерный отход войск на новые оборонительные рубежи. Расстроив походный порядок колонн, вызвав панику, русская авиация не позволила нашим соединениям оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина. Моральное воздействие от налетов на войска было исключительно большим".

Поразительная живучесть

Во всех крупных операциях, проводимых Красной армией в 1944–1945 годах, штурмовики играли важную роль. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой возрастало от месяца к месяцу, то потери Ил-2 оставались высокими. В то же время при самых значительных повреждениях планера с разрушением силовых узлов конструкции машины благополучно возвращались на свою территорию и даже садились на аэродромы. Трудно сказать, скольким экипажам таким образом была спасена жизнь.

В ходе штурма нашими войсками Будапешта и отражения многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие "Илы" приземлялись с десятками прострелов фюзеляжей, винтов, плоскостей… 7 января 1945 года на Ил-2 210-го штурмового авиаполка (10-го штурмового корпуса) зенитный снаряд повредил управление рулем высоты, но летчик, младший лейтенант П.А. Таранович, перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку в поле, изрытом окопами. При этом произошла деформация фюзеляжа со смещением узлов, машину разобрали на запчасти, но летчик и стрелок не пострадали.

Аналогичных живучих самолетов не имели ни наши противники, ни союзники. Хотя формально германский Hs 129 можно считать бронированным штурмовиком, он не получил распространения, а с наземными войсками на поле боя бо́льшую часть войны взаимодействовали пикировщики Ju 87. В англо-американской авиации функции штурмовиков выполняли истребители-бомбардировщики, такие как "Тайфун", "Темпест", "Тандерболт" и др.

"Горбатые" и реактивная эпоха

В конце войны Ил-2 стали заменять более совершенными штурмовиками Ил-10, но именно Ил-2, любовно называемые экипажами "ильюшами", "горбатыми", "летающими танками", вынесли на своих плечах основной груз боев. В 1941–1945 годах серийные заводы выпустили 36 163 "Ила".

Бронированные штурмовики Ильюшина оказали влияние и на послевоенное развитие нашей авиации уже в период реактивной эры. Речь идет о штурмовике Ил-40, силовой установкой которого служили два турбореактивных двигателя АМ-5Ф. Первый полет опытный экземпляр совершил 7 марта 1953 года под управлением все того же Владимира Коккинаки. Самолет являлся простым в пилотировании: летчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40.

У земли новый штурмовик разгонялся до 993 км/ч (против 385 км/ч у серийных Ил-2), имел нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В процессе подготовки серийного производства Ил-40 военные сделали вывод, что рост эффективности войсковой системы ПВО приведет к большим неоправданным потерям штурмовиков, несмотря на их мощное бронирование. А 29 апреля 1956 года было принято решение ликвидировать штурмовую авиацию как род войск, работы над самолетом Ильюшина свернули.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcJYH
Смотрите здесь - https://youdo.com/rabota/virtualnyj/rerajter/: полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer