Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Бюджет платит дважды: авиакомпании просят у государства 30 миллиардов


7 октября 2019 года Александр Волобуев, Известия


Для сдерживания цен на билеты авиакомпании просят правительство выделить им из бюджета 8–9 млрд в рамках демпфера –– нового механизма компенсаций на случай резких скачков стоимости керосина, а также единовременно еще 23 млрд рублей. Эти предложения, которые направила в кабмин Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, уже поддержал Минтранс. По итогам года отрасль может получить рекордный убыток, который за шесть месяцев уже составил почти 52 млрд рублей, –– больше, чем за весь прошлый год. Впрочем, самим авиакомпаниям стоит поработать над долгосрочными стратегиями развития, внедрить риск-менеджмент и не раздувать парк самолетов, отмечают эксперты.

Демпфер невозврата

Авиакомпании предложили правительству несколько сценариев, позволяющих стабилизировать их финансовое состояние и не допустить резкого подорожания билетов. Все варианты предусматривают помощь из бюджета. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) на прошлой неделе направила инициативы вице-премьеру Максиму Акимову и главе Минтранса Евгению Дитриху, сообщили «Известиям» несколько источников на авиарынке. В аппарате Максима Акимова подтвердили получение письма.

–– Перевозчики просят снизить планку демпфера (компенсация из казны стоимости керосина. –– «Известия») с 48,3 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну –– установить ее на уровне декабря 2017 года, до начала резкого роста цен на авиатопливо, –– рассказал собеседник, знакомый с текстом документа.

Такой шаг считают правильным в Минтрансе. Это позволит задействовать демпфирующий механизм для предотвращения роста расходов авиакомпаний, связанных с подорожанием топлива, заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Глава АЭВТ Владимир Тасун подтвердил, что предложения направлены в кабмин, но от дальнейших комментариев воздержался.

Запущенный правительством с 1 августа механизм демпфера разрешает перевозчикам получать субсидии из бюджета, если экспортная стоимость авиакеросина с учетом таможенной пошлины и затрат на логистику превысит 48,3 тыс. рублей за тонну.

При нынешней цене горючего за рубежом у авиакомпаний нет шансов на материальную поддержку ни в этом году, ни в будущем, полагают перевозчики. В августе цена поставки на экспорт составляла около 43,7–43,9 тыс. за тонну, пояснил источник «Известий». В документе, направленном в кабмин, говорится: если бы демпфер с планкой отсечения в 40 тыс. рублей заработал с 1 августа, авиакомпании получили бы из казны около 5 млрд рублей и еще по 8–9 млрд в последующие годы.

В документе также предлагается альтернативный вариант господдержки, о котором уже говорили в декабре 2018-го, — увеличить коэффициент суммы акциза на керосин с 2,08 до 3,5. В этом случае возмещение авиакомпаниям вырастет с нынешних 3024 до 7 тыс. рублей с каждой тонны топлива. Компенсацию части расходов на приобретение керосина авиакомпании получают с 2015 года.

–– Оба механизма возможны, –– сказал «Известиям» главный эксперт института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов. –– Авиакомпаниям более выгоден второй вариант с повышением выплат по акцизам, а с точки зрения регулирования цен на авиатопливо –– первый со снижением планки демпфера.

На всех, но не поровну

Минтранс в октябре представит свои предложения по новым мерам поддержки авиакомпаний, заявлял на ВЭФ в начале сентября глава ведомства Евгений Дитрих. Во время форума президент РФ Владимир Путин в очередной раз обратил внимание на рост стоимости перелетов в стране, опережающий темпы инфляции.

За шесть месяцев 2019-го цена авиабилетов, по подсчетам Минтранса, выросла на 7%. В целом за год они могут подорожать на 9–10% к прошлогодним показателям, такой прогноз ранее давали «Известиям» в АЭВТ. По итогам мониторинга ФАС, за восемь месяцев рост составил около 6%, что выше инфляции.

По подсчетам ассоциации, которые приводятся в письме Максиму Акимову, за шесть месяцев 2019-го операционные убытки авиакомпаний уже составили 51,9 млрд рублей против около 50 млрд за весь прошлый год. Одна из самых затратных статей перевозчиков, составляющая порядка трети стоимости билета, –– авиатопливо. По статистике АЭВТ, рост цены керосина за прошлый год превысил 30%.

Для того чтобы частично возместить прошлогодние потери, перевозчики просят выделить единовременную финансовую помощь в 23 млрд рублей.

В Министерстве транспорта поддерживают эту позицию, сказал «Известиям» представитель ведомства. В прошлом году Минтранс уже предлагал выделить перевозчикам аналогичную разовую субсидию.

–– Минтранс считает правильным разделить эту сумму на три года и распределить деньги среди 34 крупнейших авиакомпаний, на которые приходится более 90% перевозок. В письме АЭВТ говорится, что деньги нужно выделить в этом году и направить всем авиакомпаниям, пропорционально потребленному топливу, –– сказал «Известиям» источник, знакомый с ходом дискуссии.

ФАС, которая также участвует в обсуждении господдержки для авиакомпаний, не считает нужным предпринимать какие-либо меры до конца года, добавил он.

Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил «Известиям», что сейчас нет оснований для поддержки компаний из-за дорогого горючего. По итогам девяти месяцев этого года цена авиакеросина выросла всего на 2,5–2,8% к аналогичному периоду 2018-го. Доля других расходов, включая обслуживание в аэропортах и фонд оплаты труда, в общей структуре затрат перевозчиков осталась прежней, пояснил он. По его мнению, необходимо обсуждать другие меры поддержки –– субсидирование региональных рейсов и внутренних чартерных перелетов для развития туризма. Анатолий Голомолзин также напомнил, что с 1 октября был отменен НДС на перелеты в обход Москвы.

В Минфине сказали «Известиям», что распределением субсидий авиакомпаниям в рамках утвержденных лимитов занимается Минтранс, поэтому вопросы следует адресовать ему.

Региональный вектор

В Utair и Nordwind сказали «Известиям», что любая поддержка от государства в сложившейся ситуации будет полезна для авиаотрасли и экономики страны в целом.

При этом глава «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков сказал «Известиям», что было бы правильно ориентировать финансовую помощь на региональные рынки, которые «слабее большого и конкурентного московского». Это будет стимулировать перевозчиков перераспределять емкости из столицы в провинцию и заложит хороший базис для развития регионов, добавил топ-менеджер.

В «Уральских авиалиниях» обратили внимание на то, что в рамках демпфера при нынешних условиях компенсации станут возможны, если цены на энергоносители на мировом рынке взлетят на 15–20%. В то же время механизм возврата по акцизам «зарекомендовал себя как наиболее действенный», и компания заинтересована в увеличении коэффициентов. Другие крупные авиакомпании не ответили на запросы «Известий».

По мнению Федора Борисова, финансовые проблемы перевозчиков кроются не только в высоких ценах на керосин.

— Им неплохо было бы внедрить риск-менеджмент и не раздувать парк самолетов, ведь лизинговые платежи также закладываются в цену билета, то есть перекладываются на пассажира, — считает он.

Представитель Максима Акимова сообщил «Известиям», что доклад по итогам анализа результатов деятельности авиакомпаний за III квартал 2019 года будет представлен премьер-министру Дмитрию Медведеву.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку



Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса
Надежда Краснушкина
КоммерсантЪ
Вернемся к нашим квазарам. Как космос в 2019 году стал обыкновенным предпринимательством
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Отделка с правосудием
Игорь Дунаевский
Российская газета
Падение Меленберга
Антон Лавров
Известия
Неуправляемый полет: что погубило Су-57 в Хабаровском крае
Юрий Гаврилов
Российская газета
Ракета против дрона
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Кишинева пошел по рукам
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Полеты загоняют в Бермудский треугольник
Ульяна Смирнова
РБК
8 необычных услуг авиакомпаний, о которых вы даже не мечтали
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Импортозамещение в Superjet-100 принципиально изменит его летную концепцию
Евгений Гайва
Российская газета
На взлет без налога
Михаил Котов
Известия
Кандидаты на вылет: когда станет обыденным космический туризм

Газета.ru
15 миллиардов за отечественное: SuperJet русифицируют
Михаил Ходаренок
Газета.ru
"Удар ногой в дверь": Вашингтон похоронил ДРСМД
Наталья Башлыкова
Известия
Летать не вредно: Минтранс призывают поддержать авиацию малых городов
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" привязали к плоскому тарифу

ТАСС
Эксперт: регионам Дальнего Востока нужно уходить от шоковых цен на внутренних авиарейсах
Александр Воробьев
Ведомости
На легендарный "кукурузник" начали устанавливать американские двигатели

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Запись с кассет на диски: подробности по ссылке.
Отделка и ремонт загородного дома, выбирай на Юду.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer