Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов


1 ноября 2019 года Павел Заволокин, Красная звезда


Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА), расположенный на аэродроме Саки, позволяет отрабатывать технику горизонтального взлёта и посадки самолётов на палубу авианесущего корабля. От того, насколько успешно будут пройдены этапы тренировки на НИТКА, зависит, допустят ли лётчика в дальнейшем к выполнению полётов на корабль.

Решение о создании наземного комплекса, который позволил бы провести апробацию катапультных и трамплинных схем взлёта-посадки самолётов на корабль для дальнейшего строительства авианосцев, тестирование корабельного авиатехнического оборудования, а также испытания конструктивных особенностей самолётов палубной авиации, было принято в 1979 году. Уже через четыре года первые самолёты начали проверять аэрофинишёры комплекса.

«Этот уникальный объект был построен в короткие сроки, и на нём было установлено множество различного оборудования с первыми заводскими номерами», – вспоминает один из ветеранов НИТКА, бывший заместитель командира по вооружению, а ныне техник комплекса Владислав Журава. К примеру, тормозные машины, за тросы которых цепляется крюком-гаком садящийся на палубу самолёт, носят заводские номера с первого по четвёртый.

Посадочный блок комплекса представляет собой металлическую палубу, установленную вровень с бетонным покрытием аэродрома. Размеры площадки, установленные системы посадки, управления полётами и безопасности соответствуют корабельным, для того чтобы максимально приблизить условия тренировок к морской реальности. Прежде даже команда, обеспечивающая работу комплекса, имела штатную корабельную структуру.

Под мощным стальным покрытием посадочной палубы скрыты многочисленные механизмы и оборудование, по сути это блок корпуса корабля, уложенный в бетонной чаше основания. Опытные техники на звук могут контролировать работу механизмов комплекса, оценивать их состояние. Просто проверить индикаторы работы тормозных машин специалисты комплекса считают недостаточным. «Когда трос аэрофинишёра после зацепа возвращается обратно, есть около 20 секунд, когда техники внимательно вслушиваются в работу кинематики и могут по звучанию обнаружить возможную неисправность», – рассказывает Владислав Журава.

Для многих лётчиков отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота тренировки на НИТКА привычны. Лётный состав полка регулярно бывает в Крыму, где молодые пилоты части начинают постигать специфику корабельных полётов, а опытные закрепляют навыки посадки на авианосец.

По плану лётных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси её поверхности и зацеп

Истребители МиГ-29К поколения «4++» последних модификаций в тёмной «морской» окраске раз за разом заходят на короткую металлическую «палубу» тренажёра. Сейчас по плану лётных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси её поверхности и зацеп, то есть полностью завершённая посадка.

«Часть лётного состава этот вид подготовки осваивает впервые, при этом обязательно проводится детальный анализ всех элементов упражнения, и только после того как лётчик добивается чёткого их выполнения на хорошую оценку, он переходит к следующему этапу», – рассказывает руководящий подготовкой командир авиационного полка полковник Владимир Кокурин. На счету Кокурина более 100 выполненных посадок на лётную палубу тяжёлого авианесущего крейсера. По оценке командира полка, данный вид подготовки сложен и небезопасен, так как самолёт приземляется на палубу и корабля, и тренажёра на скорости около 250 км/ч и после зацепа на 90-метровой дистанции гасит скорость до нуля. Всё это происходит скоротечно и требует от лётчика определённых манипуляций как до посадки, так и во время и после неё. При этом человек испытывает перегрузки от трёх до пяти единиц.

Несмотря на жёсткий предварительный психологический отбор и строгую оценку персональных лётных качеств, не каждый в состоянии освоить данный вид подготовки и стать в итоге настоящим лётчиком-палубником. Упражнения на НИТКА помогают определить непосредственно, кто способен выполнять полёты на корабль, а кому, увы, это не дано.

«Максимум допустимых отклонений при выполнении каждого из трёх этапов по факту очень небольшой, это требует от лётчика предельного внимания, безукоризненной точности техники пилотирования», – поясняет один из тренирующихся майор Иван Касьянов. При этом, даже если у лётчика на тренажёре всё получалось прекрасно, ещё не факт, что он сумеет справиться с психологической нагрузкой при посадке на настоящую корабельную палубу в море. Всё же условия слишком отличны, палуба НИТКА находится на земле, и упражнения на ней подсознательно воспринимаются как посадка на обычную полосу, которая просто дополнительно требует повышенной точности и хорошей техники пилотирования. А ведь при заходе на корабль, для лётчика он выглядит сверху меньше, чем спичечный коробок, и именно на него следует посадить многотонную машину без вариантов уйти на другой аэродром.

«Это тонкая, аккуратная работа, которая требует предельного внимания. Всё выполняется плавно, никаких резких движений», – описывает упражнения первого этапа майор Артём Ломалов. Для него это первая командировка на НИТКА, и он откровенно признаётся, что работать по плану тренировок действительно сложно. Тем не менее лётчик, как и остальные его товарищи, успешно выполняет тренировочные задачи. «Главное – летать, а для этого надо уметь садиться», – констатирует он с улыбкой.

Всего более полутора десятков лётчиков прибыли из Североморска в Саки для совершенствования навыков посадки на авианосец. Перелёт в Крым совершили три самолёта МиГ-29, а также две «спарки» МиГ-29КУБ. Планируется, что после реализации тренировочной программы эту группу лётчиков на НИТКА сменят их коллеги из другого авиаполка на истребителях Су-33.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUFyK
Бригада для строительства дачи на http://remont.youdo.com/building/contractor/brigade/suburban/.
Юду: http://remont.youdo.com/repair/flat/redecorating/price/, подробнее здесь.
http://nnovgorod.youdo.com/remont-tehniki/tv/zhk/: смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer