← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов


1 ноября 2019 года Павел Заволокин, Красная звезда


Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный (НИТКА), расположенный на аэродроме Саки, позволяет отрабатывать технику горизонтального взлёта и посадки самолётов на палубу авианесущего корабля. От того, насколько успешно будут пройдены этапы тренировки на НИТКА, зависит, допустят ли лётчика в дальнейшем к выполнению полётов на корабль.

Решение о создании наземного комплекса, который позволил бы провести апробацию катапультных и трамплинных схем взлёта-посадки самолётов на корабль для дальнейшего строительства авианосцев, тестирование корабельного авиатехнического оборудования, а также испытания конструктивных особенностей самолётов палубной авиации, было принято в 1979 году. Уже через четыре года первые самолёты начали проверять аэрофинишёры комплекса.

«Этот уникальный объект был построен в короткие сроки, и на нём было установлено множество различного оборудования с первыми заводскими номерами», – вспоминает один из ветеранов НИТКА, бывший заместитель командира по вооружению, а ныне техник комплекса Владислав Журава. К примеру, тормозные машины, за тросы которых цепляется крюком-гаком садящийся на палубу самолёт, носят заводские номера с первого по четвёртый.

Посадочный блок комплекса представляет собой металлическую палубу, установленную вровень с бетонным покрытием аэродрома. Размеры площадки, установленные системы посадки, управления полётами и безопасности соответствуют корабельным, для того чтобы максимально приблизить условия тренировок к морской реальности. Прежде даже команда, обеспечивающая работу комплекса, имела штатную корабельную структуру.

Под мощным стальным покрытием посадочной палубы скрыты многочисленные механизмы и оборудование, по сути это блок корпуса корабля, уложенный в бетонной чаше основания. Опытные техники на звук могут контролировать работу механизмов комплекса, оценивать их состояние. Просто проверить индикаторы работы тормозных машин специалисты комплекса считают недостаточным. «Когда трос аэрофинишёра после зацепа возвращается обратно, есть около 20 секунд, когда техники внимательно вслушиваются в работу кинематики и могут по звучанию обнаружить возможную неисправность», – рассказывает Владислав Журава.

Для многих лётчиков отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота тренировки на НИТКА привычны. Лётный состав полка регулярно бывает в Крыму, где молодые пилоты части начинают постигать специфику корабельных полётов, а опытные закрепляют навыки посадки на авианосец.

По плану лётных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси её поверхности и зацеп

Истребители МиГ-29К поколения «4++» последних модификаций в тёмной «морской» окраске раз за разом заходят на короткую металлическую «палубу» тренажёра. Сейчас по плану лётных занятий последовательно отрабатываются три упражнения: проход над палубой, касание шасси её поверхности и зацеп, то есть полностью завершённая посадка.

«Часть лётного состава этот вид подготовки осваивает впервые, при этом обязательно проводится детальный анализ всех элементов упражнения, и только после того как лётчик добивается чёткого их выполнения на хорошую оценку, он переходит к следующему этапу», – рассказывает руководящий подготовкой командир авиационного полка полковник Владимир Кокурин. На счету Кокурина более 100 выполненных посадок на лётную палубу тяжёлого авианесущего крейсера. По оценке командира полка, данный вид подготовки сложен и небезопасен, так как самолёт приземляется на палубу и корабля, и тренажёра на скорости около 250 км/ч и после зацепа на 90-метровой дистанции гасит скорость до нуля. Всё это происходит скоротечно и требует от лётчика определённых манипуляций как до посадки, так и во время и после неё. При этом человек испытывает перегрузки от трёх до пяти единиц.

Несмотря на жёсткий предварительный психологический отбор и строгую оценку персональных лётных качеств, не каждый в состоянии освоить данный вид подготовки и стать в итоге настоящим лётчиком-палубником. Упражнения на НИТКА помогают определить непосредственно, кто способен выполнять полёты на корабль, а кому, увы, это не дано.

«Максимум допустимых отклонений при выполнении каждого из трёх этапов по факту очень небольшой, это требует от лётчика предельного внимания, безукоризненной точности техники пилотирования», – поясняет один из тренирующихся майор Иван Касьянов. При этом, даже если у лётчика на тренажёре всё получалось прекрасно, ещё не факт, что он сумеет справиться с психологической нагрузкой при посадке на настоящую корабельную палубу в море. Всё же условия слишком отличны, палуба НИТКА находится на земле, и упражнения на ней подсознательно воспринимаются как посадка на обычную полосу, которая просто дополнительно требует повышенной точности и хорошей техники пилотирования. А ведь при заходе на корабль, для лётчика он выглядит сверху меньше, чем спичечный коробок, и именно на него следует посадить многотонную машину без вариантов уйти на другой аэродром.

«Это тонкая, аккуратная работа, которая требует предельного внимания. Всё выполняется плавно, никаких резких движений», – описывает упражнения первого этапа майор Артём Ломалов. Для него это первая командировка на НИТКА, и он откровенно признаётся, что работать по плану тренировок действительно сложно. Тем не менее лётчик, как и остальные его товарищи, успешно выполняет тренировочные задачи. «Главное – летать, а для этого надо уметь садиться», – констатирует он с улыбкой.

Всего более полутора десятков лётчиков прибыли из Североморска в Саки для совершенствования навыков посадки на авианосец. Перелёт в Крым совершили три самолёта МиГ-29, а также две «спарки» МиГ-29КУБ. Планируется, что после реализации тренировочной программы эту группу лётчиков на НИТКА сменят их коллеги из другого авиаполка на истребителях Су-33.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/11/1/30818/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.