← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

В небо стартуют с земли


1 ноября 2019 года Юрий Дмитриев, Красная звезда


…На военном аэродроме кипит работа. Очередной Су-27 готовится выполнить задачи по плану боевой учёбы. В истребительном авиационном полку Балтийского флота, где начальником инженерной авиационной службы подполковник Владимир Дисс, поддержание в исправном состоянии машин, на которых лётный состав выполняет программы подготовки, – задача, как водится, самая приоритетная.

Сейчас, перед началом очередной лётной смены, работы выполняются непосредственно на авиационной технике. Проверяется исправность систем и оборудования, организуются все этапы предполётной подготовки. Уже во время смены будут проведены работы перед повторным вылетом, а сразу после неё выполнено послеполётное обслуживание. Таков устоявшийся в течение многих лет порядок.

Случись на машине какой-то отказ в небе, к ней – внимание повышенное. Например, если лётчик высказал замечания по связи: не настроен канал, проходят шумы. Всё это устраняется оперативно, хотя бы при этом пришлось поменять и целые блоки. Ведь пилот всегда должен быть на связи – поддерживать контакт с руководителем полётов, запрашивать погоду и прочие параметры. Иначе нельзя.

Владимир Дисс на своей нынешней должности с декабря 2018 года. С самого момента создания этого истребительного авиаполка. Начинал же службу в 2001-м, после окончания Иркутского высшего военного авиационного училища. Тогда молодой офицер был назначен техником самолёта. Спустя шесть лет стал начальником расчёта эскадрильи, а в 2010-м получил назначение на должность заместителя начальника ИАС.

– У меня на контроле эскадрильи Су-27, а также ТЭЧ полка, выполняющая регламентные работы, – рассказывает Владимир Константинович. – На каждый самолёт распределено не менее десяти инженеров авиационного комплекса. Воздушное судно обслуживают инженеры разных групп, в том числе электронной автоматики, прицельно-навигационного комплекса, авиационного вооружения.

Примерно половина персонала представлена офицерами, остальные – прапорщики и сержанты. Отметим, что в состав части входит и подразделение беспилотных летательных аппаратов. Их также обслуживает личный состав инженерно-авиационной службы.

Опыт, как говорится, сын ошибок трудных. За годы своей службы и практической работы Владимир Дисс составил определённый перечень ситуаций, в которых может понадобиться экстренная помощь технического персонала. Среди наиболее частых инцидентов – попадание посторонних предметов в двигатель. Речь о птицах. Как следствие, техникам иной раз приходилось мобилизовывать все усилия, чтобы устранить возникшие неполадки. И всякий раз самолёт возвращался в строй только после детального обслуживания и окончательного осмотра, с проверкой работы всех систем и механизмов.

Недавний инцидент в Подмосковье, где именно птицы стали причиной выхода из строя двигателей гражданского авиалайнера и его срочной посадки на кукурузное поле, ещё раз подтверждает, что мелочей в аэродромном хозяйстве нет и быть не может. На военном аэродроме, где базируются машины этого авиаполка, имеются установки, отпугивающие птиц. Кроме того, на полосу нередко выпускают пожарную машину: её сигналы весьма эффективно отпугивают непрошеных пернатых гостей. Все эти «процедуры» – также забота службы подполковника Владимира Дисса.
Кстати, не только птицы представляют опасность для летательных аппаратов. Приносит проблемы и погода. В практике подполковника Дисса были случаи, когда в самолёт попадали молнии. После таких инцидентов техники обязаны провести ряд мероприятий по проверке оборудования. А если необходимо, то и устранить возникшие неполадки.

– Я долгие годы тружусь на Су-27, – говорит Владимир Дисс. – Изучил этот самолёт досконально. Но приобретать новые знания приходится всё равно. Для меня не зазорно заглянуть в справочник, чтобы найти ответ на интересующий вопрос.

Су-27 офицер считает лучшим в мире. Он как никто убедился в его надёжности, выносливости. Конечно, когда обслуживание выполнено отлично.

Мелочей, частностей в аэродромном хозяйстве нет и быть не может

– В период формирования авиаполка мы получали самолёты с других аэродромов, чтобы укомплектовать ими свои эскадрильи, – вспоминает подполковник. – Тогда в строю было всего лишь четыре инженера, которые занимались приёмкой этой техники, но они точно так же выполняли необходимый объём работ. И все задачи тогда были решены в срок.

Сегодня эта воинская часть укомплектована полностью. Это касается и обеспечения технического состава необходимым инвентарём и оборудованием: в инженерной авиационной службе, по свидетельству её руководителя, есть всё, что нужно для подготовки самолётов к полётам, ремонта и регламентных работ.

Есть и самое главное – умение, навыки и повседневное стремление выполнять своё дело на высоком профессиональном уровне. Даже значительные объёмы работ не сказались на их качестве. Кстати, трудиться инженерам зачастую приходится на открытом воздухе: дождь ли, снег, а работы выполняются. Истребительная авиация ведь у нас всепогодная…

В ангарах проводят лишь регламентные работы. Здесь выполняются наиболее сложные процедуры. Например, замена двигателя или основных стоек шасси. На это уходит до нескольких дней, после чего в обязательном порядке проводится пристрастная проверка всего комплекса выполненных работ. Далее следуют контрольный осмотр и контрольный полёт. Лишь пройдя эти этапы, самолёт признаётся готовым к полноценной эксплуатации.

Наверное, ещё и поэтому люди в инженерной авиационной службе – на вес золота. И речь не только о мастерах, способных вылечить у крылатых машин любой «недуг». В период формирования полка было много забот, связанных с подготовкой документации. С этим отлично справились старший инженер по самолётным двигателям майор Павел Федотов, старшие инженеры капитаны Алексей Кизилов, Владимир Мальцев и Иван Хороших.

Профессионально выполняют свои обязанности инженеры авиационного комплекса старший прапорщик Николай Бондаренко и прапорщик Алексей Чернега. Оба они прибыли из групп авиационного оборудования и парашютно-десантного снаряжения. В полку переобучились на инженеров, успешно сдали зачёты и приступили к выполнению своих новых обязанностей.

– О кадрах надо постоянно заботиться, – убеждён Владимир Дисс. – В хороших специалистах есть потребность всегда.

Кстати, сегодня в инженерную авиационную службу принимают кандидатов и с «гражданки». Например, не так давно сюда на пополнение пришли выпускники Уфимского государственного авиационного технического университета. Заключили контракт, прошли аттестацию, получили воинские звания. Служат достойно. К примеру, Евгений Котов, успешно сдав зачёты, стал инженером авиационного комплекса, а сейчас уже возглавляет группу обслуживания самолётов, авиадвигателей и средств аварийного покидания воздушного судна, имеет воинское звание капитан. Недавно стали в строй выпускники упомянутого выше вуза Тагир Якупов и Айрат Хасамутдинов. Оба – лейтенанты.

…Молодым офицерам, конечно, приходится набираться опыта. Но они смотрят в будущее с оптимизмом, думают о перспективах. Благодаря личному составу технической службы лётчики этого авиационного полка каждый раз уверенно поднимаются в небо, успешно решают задачи по предназначению на западных рубежах нашей страны.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/11/1/30820/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.