Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Нечего надеть: как отсутствие подходящих скафандров на полгода отсрочило "женский" выход в космос


1 ноября 2019 года Алия Григ, Forbes


Эмансипация давно преодолела пределы земного тяготения, и женщина в космосе сегодня — такая же обыденность, как в кабине авиалайнера или в директорском кресле. Вот только обмундирование космонавтов, разработанное по заказу NASA еще в середине 70-х, этого не учитывает

Американки Кристина Кук и Джессика Меир вышли в открытый космос 18 октября. Время пребывания женского дуэта за бортом МКС составило 7 часов 17 минут. За этот период астронавты успели заменить вышедший из строя блок аккумуляторной батареи и выполнили ряд рутинных операций по обслуживанию бортового оборудования. По возвращении на станцию, девушки получили поздравления от президента США. Это событие широко освещалась в СМИ, о нем знают если не все, то многие. Однако с его предысторией знаком далеко не каждый.

Дело в том, что только вторая попытка американцев выпустить в открытый космос женский тандем оказалась успешной. Первая была запланирована на конец марта, пару Кристине Кук, тогда еще новобранцу МКС, должна была составить опытная Энн Макклейн. Однако все пошло не по плану. Буквально за несколько дней до акции выяснилось, что на станции есть только один скафандр среднего размера, соответствующий антропологическим особенностям женской фигуры. Остальные — L и XL — оказались безнадежно велики Кук и Макклейн. Работать в них за бортом было бы не только некомфортно, но и опасно.

В результате американцы решили, что заменить человека легче, чем скафандр, и 29 марта за борт МКС отправился смешанный экипаж. Напарником Кристины Кук в открытом космосе стал астронавт-мужчина Ник Хейг. Сдвоенный женский выход в космическое пространство пришлось отложить более чем на полгода, а репутации Национального космического агентства США (NASA) был нанесен болезненный удар.

Старая коллекция

Сегодня ругать Роскосмос — чуть ли не признак хорошего тона. Все устарело, количество перспективных разработок стремится к нулю, отечественная космическая отрасль со скрипом выезжает на багаже, наработанном еще в советскую эпоху. Так ли это? Отчасти да. Однако… Бюджет NASA по сравнению c бюджетом российского космического агентства выглядит более чем внушительно: $21,5 млрд против приблизительно $2,7 млрд на 2019 год. Но деньги решают далеко не все, и ситуация с американскими скафандрами — яркое тому подтверждение.

Разработка EMU (Extravehicular Mobility Unit), который сегодня используют для выходов в открытый космос астронавты NASA, была начата почти полвека назад, в 1974 году, На вооружение агентства он поступил в далеком 1981-м. С тех пор на Земле появился интернет, началась и закончилась эра сотовых телефонов, сменившие их смартфоны совершенствуются чуть ли не ежемесячно, по улицам ездят беспилотные автомобили. Но астронавты раз за разом продолжают облачаться в скафандры, которые надевали еще Стори Масгрейв и Дональд Питерсон, впервые испытавшие их в открытом космосе в 1983 году.

Экспертное сообщество критикует пассивность NASA в этой области уже не первый год. Плановый срок эксплуатации EMU составляет 15 лет, многие скафандры, состоящие на вооружении агентства, переработали его почти вдвое. По данным Службы генерального инспектора NASA за 2017 год, в распоряжении американских астронавтов оставалось 11 работоспособных костюмов, из них на борту МКС — только четыре. То, что в начале весны на станции не нашлось двух исправных EMU нужного размера, стало последней каплей. Мартовский провал повлек за собой волну негативных комментариев в СМИ и соцсетях в адрес NASA, от откровенного недоумения до язвительных насмешек.

Чтобы хоть как-то уменьшить репутационные потери, накануне второй попытки выхода женского тандема в открытый космос агентство устроило большое шоу — презентацию экипировки астронавтов нового поколения. Широкой публике были представлены прототипы скафандров для дальних космических полетов и высадки на Луну:

— OCSS — легкий скафандр, предназначенный для использования внутри космического корабля, орбитальной станции и спускаемого модуля;
— xEMU — тяжелый скафандр для выходов в открытый космос и прогулок по поверхности других планет.

Характерно, что продемонстрировать новинки в действии было доверено женщине — инженеру-разработчику NASA Кристине Дэвис. Продефилировав по сцене в xEMU, девушка подняла с пола и вручила главе агентства камень, призванный символизировать собой образец лунной породы. В процессе презентации было особо отмечено, что новые скафандры можно подгонять по фигуре не только для мужчин, но и для астронавтов-женщин.

Призрак феминизма на орбите

Первые разработчики снаряжения для выхода в безвоздушное пространство никак не рассчитывали, что женщины станут пользователями их продукции. Сегодня космос — территория равных возможностей, и то, что отряд американских астронавтов в последние годы состоит из мужчин только наполовину, — лучшее тому подтверждение. Однако, путь к паритету не был усеян розами. Например, Хиллари Клинтон, конкурент Трампа по последней президентской гонке, в свое время так и не смогла стать участником гонки космической. Хотя очень хотела. В 2012 году она признавалась: «Я с детства мечтала стать астронавтом. Когда мне было тринадцать, я написала в NASA, чтобы выяснить, что нужно, чтобы полететь в космос». Шел 1960 год, до полета Валентины Терешковой оставалось еще три года. Ничего удивительного, что юной Хиллари вежливо отказали.

Спустя два десятилетия картину уже не узнать: женщина в космическом пространстве перестала считаться экзотикой. Наглядный пример: 1980 год, специальный отдел NASA упорно трудится над созданием… космической косметички. В состав первой астрокосметички разработчики включили:

— тушь, подводку для глаз, тени для век;
— губную помаду, румяна;
— средство для снятия макияжа.

Средствами по уходу за кожей или лаком для ногтей женщин на орбите было решено не баловать.

Еще без малого сорок лет — и сегодня в космосе бурлят нешуточные феминистские страсти. В эпицентре событий — астронавт Энн Макклейн, о которой я упоминала выше. Оказывается, находясь на орбите, Макклейн пользовалась служебным положением и через серверы NASA отслеживала движение средств по банковским счетам своей супруги, сотрудницы американской разведки Саммер Уорден. С которой, кстати, дистанционно разводилась. Результаты расследования не афишируются, но, если вина Маккклейн будет доказана, она рискует стать первым в истории космическим преступником. Достижение, конечно, хоть весьма сомнительное, но уникальное.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Ольга Коленцова
Известия
Подлетный лов: Разработан новый способ стыковки орбитальных аппаратов
Дмитрий Болтенков
Известия
Морские звезды: авиация ВМФ завершает первый этап реформирования
Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Разбор пилотов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Рейс МН-17: вещдоки против разведданных
Михаил Стрелец
Военно-промышленный курьер
Генерал, вышедший из авиашколы с квалификацией победителя
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Ускоренный взлет: будущих летчиков посадят за штурвал на год раньше
Сергей Карпачев
Военно-промышленный курьер
"Ильюшин" слетел с катушек
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
ВЭБ попросил 70 млрд руб. из бюджета на поставку Superjet для "Аэрофлота"



Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"
Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Сервис подбора специалистов: прайс телефон iPhone здесь.
Услуги мастера: частные объявления электромонтажные можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer