Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Я бы в летчики пошел, пусть меня научат


01.11.19 13:57 Юрий Дарымов, Журнал "АвиаСоюз"


Чем человек выше занимает пост в табеле о рангах, тем ответственней каждое сказанное им слово и тем большее внимание оно вызывает у окружающих. К тому же, если столь интригующе звучит заголовок публикации в СМИ от этого человека – «Три вопроса Минтрансу».


Юрий Дарымов, заслуженный работник транспорта РФ, член Совета Клуба «Опыт», в 1977-1987 гг. – начальник Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР.

Именно так озаглавлено интервью с заместителем министра транспорта РФ Александром Юрчиком в журнале «Гражданская авиация» (№ 8-9, август 2019 г.). С определенным подтекстом и вопрос корреспондента: «Александр Алексеевич, в последнее время у общественности много вопросов к профессионализму российских летных экипажей. Кто-то связывает это с изъянами в самой системе их подготовки. Какова позиция Минтранса, что в этой системе стоит изменить?»

Хотел бы сразу отметить, что таким вопросом, на мой взгляд, уже задан утверждающий посыл о неудовлетворительном профессионализме летных экипажей, изъянах в системе их подготовки, о необходимости изменений этой системы. К тому же, этот посыл искусно прячется за якобы мнением общественности. Следует напомнить, что именно по предложению общественности экипаж самолета А-321 «Уральских авиалиний» за грамотные действия в аварийной ситуации и благополучную вынужденную посадку, что предотвратило гибель людей, Указом Президента РФ был удостоен высоких государственных наград, а командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоено звание Героя России. Оба они – выпускники Бугурусланского летного училища гражданской авиации, которому в 2020 г. исполнится 80 лет. За свою историю это учебное заведение подготовило тысячи пилотов, среди которых Герои Советского Союза, Герои России, Заслуженные пилоты СССР и России, видные руководители отрасли.

Подобными результатами в своей работе гордятся и все другие летные учебные заведения гражданской авиации в Сасово, Красном Куте, Омске, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Стоит ли так революционно менять эту систему, которая складывалась десятилетиями и совершенствовалась с учетом требований времени?

Подобная новая попытка изменения системы первоначальной подготовки пилотов предпринималась и ранее, особенно в 90-е гг., когда горячие головы предлагали вовсе закрыть летные училища. Один из руководителей авиакомпании «Аэрофлот» в то время публично заявлял, что за воротами его компании стоят в очередь 300 пилотов и в выпускниках училищ он не нуждается. Прошло какое-то время, и эта же авиакомпания из-за нехватки пилотов «пробила» через Госдуму разрешение принимать на работу иностранных пилотов. Прошло еще время, вновь осечка. Решили комплектовать экипажи из числа летчиков ВВС… Сейчас новое веяние – «создавать в крупных авиакомпаниях свои Авиационные учебные центры (АУЦ) и готовить «с нуля» в соответствии со всеми требованиями» (?!).

Именно такая идея озвучена Александром Юрчиком в интервью. Это что, новая политика Минтранса в подготовке пилотов для гражданской авиации? Видимо те, кто готовил исходный материал для интервью (есть такой департамент в Минтрансе), не представляют вовсе, что значит готовить коммерческого пилота «с нуля». Пилота-любителя – пожалуйста. А вот тех, у которых за плечами будут сотни пассажиров – извините! Это, прежде всего, ответственность за жизни людей. Она формируется у будущего пилота на всем протяжении его обучения всей атмосферой учебного заведения – преподавателями, летными командирами, пилотами-инструкторами, которые составляют золотой фонд училища. Благодаря их кропотливому труду, будущий пилот получает не только знания и навыки пилотирования, но и нравственное воспитание, столь необходимое в летной профессии. Для этого нужны не скоротечные курсы АУЦ, а вдумчивая и методическая работа по формированию облика пилота. Справедливо следует отметить, что будущих Героев России, курсантов Бугурусланского летного училища Дамира Юсупова и Георгия Мурзина обучали летному делу пилоты-инструкторы Виктор Николаевич Сычев и Валерий Николаевич Ромашин. Честь им и хвала! Как и всем тем, кто трудится на этом благородном поприще!

И еще о скоротечности обучения. Известный авиатор – писатель Джимми Коллинз в своей книге «Наши крылья» по этому поводу высказался так: «Быстро научить летать можно и медведя. Вопрос состоит в том, как долго он будет летать…»

К сожалению, эта истина реально нашла свое подтверждение в начале 70-х гг., когда при всей плановости советской системы, был допущен просчет в потребностях пилотов гражданской авиации. Компенсировать этот дефицит было принято путем ускоренной их подготовки из числа выпускников курсов ДОСААФ. Результат не заставил себя долго ждать: из 500 таких пилотов каждый второй стал участником авиационного происшествия (!). От подобной затеи обучения пришлось срочно отказаться. Так зачем ныне вновь наступать на одни и те же грабли?

И еще один посыл в том же интервью: «Мы видим, что в перспективе все пилоты должны быть с высшим образованием. Будем вносить скоро в правительство предложение». И далее: «Не всегда хватает ресурсов. Мы хотим, чтобы подготовка пилотов была на высоком уровне – как государственная, так и частная».

Простите, как это все следует понимать? С одной стороны – хотим, чтобы подготовка пилотов была на высшем уровне, а с другой – не всегда хватает ресурсов; с одной – давайте создавать АУЦ, а с другой – всех пилотов надо готовить с высшим образованием. Более того, еще совсем недавно тот же Минтранс предлагал «прорывной проект» – объединить все летные училища и создать на базе Бугурусланского училища Единый суперцентр по подготовке пилотов гражданской авиации.

В конце концов, надо определиться в государственной политике и направлениях подготовки наших пилотов, а не раскачивать качели из одной стороны в другую, что ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и распылению усилий, направленных на качество их обучения.

И еще, в этом же номере журнала с интервью с Александром Юрчиком приведена таблица «Потребность в пилотах гражданской авиации в России». Но что примечательно: приведенные цифры относятся к 2013-2019 гг. как уже случившийся факт. Возникает вопрос: а сколько же пилотов реально потребуется на ближайшие 3-5 лет, исходя из предстоящих сроков обучения курсантов. Ведь учебный процесс – это не гармошка, меха которой сегодня можно растянуть во всю ширь, а завтра вновь сжать вместе. За этим стоит все то, что обеспечивает учебно-летный процесс.

Изначально обучение пилотов всегда было весьма затратным, что обусловлено необходимостью наличия в летных училищах самолетов, вертолетов и соответствующих тренажеров, баз горюче-смазочных материалов и всей цепочки инженерно-технического обеспечения, включая сеть учебных аэродромов, выделенного воздушного пространства и службы управления полетами... В конечном итоге: на средства, затраченные на подготовку одного пилота, можно обучить до 20 инженеров-эксплуатационников гражданской авиации.

Следует также учесть, что вся инфраструктура летных училищ была создана еще в системе МГА СССР и ныне нуждается в больших вложениях на текущий и капитальный ремонт, не говоря уже о капитальном строительстве. Стыдно сказать, в то время, когда общеобразовательные школы уже имеют плавательные бассейны, в наших летных училищах они отсутствуют вовсе. Требуют обновления существующие спортивные сооружения, а ведь это важнейший фактор поддержания здоровья будущей элиты гражданской авиации.

Так что, готовя подобные «прогнозы» и предложения по революционному изменению системы подготовки пилотов, следовало бы прислушаться к совету Михаила Жванецкого: «Тщательнее надо ребята, тщательнее...» А главное, помнить: за всем этим стоят коллективы людей, для которых подобные публикации не сулят ничего хорошего, а лишь вносят сумбур и сумятицу в настроениях.
Учредителем учебных заведений гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Это ведомство, в конечном итоге, отвечает за качество подготовки пилотов. Для этого в его структуре есть Управление летной эксплуатации и отдел, курирующий деятельность учебных заведений отрасли. Следует прислушаться к их мнению и позиции руководителей летных училищ отрасли и дать возможность Росавиации полноправно заниматься этим процессом, а Минтрансу обеспечить его всеми необходимыми ресурсами. Именно это, в первую очередь, хотелось услышать из уст одного из руководителей Минтранса. Не лишним был бы и комментарий по той злосчастной таблице, добавив в ней еще одну колонку: недофинансирование летных училищ за прошедшие 2013-2019 гг. Может быть, тогда станет понятным: в каком направлении следует принимать усилия, а не предлагать в качестве мер экономии средств сомнительные проекты по подготовке пилотов «с нуля» в частных авиационных учебных центрах.

Иначе говоря, на мечту юноши учиться на летчика из стихотворения Владимира Маяковского Минтранс отвечает – пожалуйста, но плати деньги!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXxGZ
Объявление: https://youdo.com/promo/eventorganisation/animator/, варианты >>
По ссылке http://kazan.youdo.com/remont/door/stoimost/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer