Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Я бы в летчики пошел, пусть меня научат


01.11.19 13:57 Юрий Дарымов, Журнал "АвиаСоюз"


Чем человек выше занимает пост в табеле о рангах, тем ответственней каждое сказанное им слово и тем большее внимание оно вызывает у окружающих. К тому же, если столь интригующе звучит заголовок публикации в СМИ от этого человека – «Три вопроса Минтрансу».


Юрий Дарымов, заслуженный работник транспорта РФ, член Совета Клуба «Опыт», в 1977-1987 гг. – начальник Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР.

Именно так озаглавлено интервью с заместителем министра транспорта РФ Александром Юрчиком в журнале «Гражданская авиация» (№ 8-9, август 2019 г.). С определенным подтекстом и вопрос корреспондента: «Александр Алексеевич, в последнее время у общественности много вопросов к профессионализму российских летных экипажей. Кто-то связывает это с изъянами в самой системе их подготовки. Какова позиция Минтранса, что в этой системе стоит изменить?»

Хотел бы сразу отметить, что таким вопросом, на мой взгляд, уже задан утверждающий посыл о неудовлетворительном профессионализме летных экипажей, изъянах в системе их подготовки, о необходимости изменений этой системы. К тому же, этот посыл искусно прячется за якобы мнением общественности. Следует напомнить, что именно по предложению общественности экипаж самолета А-321 «Уральских авиалиний» за грамотные действия в аварийной ситуации и благополучную вынужденную посадку, что предотвратило гибель людей, Указом Президента РФ был удостоен высоких государственных наград, а командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоено звание Героя России. Оба они – выпускники Бугурусланского летного училища гражданской авиации, которому в 2020 г. исполнится 80 лет. За свою историю это учебное заведение подготовило тысячи пилотов, среди которых Герои Советского Союза, Герои России, Заслуженные пилоты СССР и России, видные руководители отрасли.

Подобными результатами в своей работе гордятся и все другие летные учебные заведения гражданской авиации в Сасово, Красном Куте, Омске, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Стоит ли так революционно менять эту систему, которая складывалась десятилетиями и совершенствовалась с учетом требований времени?

Подобная новая попытка изменения системы первоначальной подготовки пилотов предпринималась и ранее, особенно в 90-е гг., когда горячие головы предлагали вовсе закрыть летные училища. Один из руководителей авиакомпании «Аэрофлот» в то время публично заявлял, что за воротами его компании стоят в очередь 300 пилотов и в выпускниках училищ он не нуждается. Прошло какое-то время, и эта же авиакомпания из-за нехватки пилотов «пробила» через Госдуму разрешение принимать на работу иностранных пилотов. Прошло еще время, вновь осечка. Решили комплектовать экипажи из числа летчиков ВВС… Сейчас новое веяние – «создавать в крупных авиакомпаниях свои Авиационные учебные центры (АУЦ) и готовить «с нуля» в соответствии со всеми требованиями» (?!).

Именно такая идея озвучена Александром Юрчиком в интервью. Это что, новая политика Минтранса в подготовке пилотов для гражданской авиации? Видимо те, кто готовил исходный материал для интервью (есть такой департамент в Минтрансе), не представляют вовсе, что значит готовить коммерческого пилота «с нуля». Пилота-любителя – пожалуйста. А вот тех, у которых за плечами будут сотни пассажиров – извините! Это, прежде всего, ответственность за жизни людей. Она формируется у будущего пилота на всем протяжении его обучения всей атмосферой учебного заведения – преподавателями, летными командирами, пилотами-инструкторами, которые составляют золотой фонд училища. Благодаря их кропотливому труду, будущий пилот получает не только знания и навыки пилотирования, но и нравственное воспитание, столь необходимое в летной профессии. Для этого нужны не скоротечные курсы АУЦ, а вдумчивая и методическая работа по формированию облика пилота. Справедливо следует отметить, что будущих Героев России, курсантов Бугурусланского летного училища Дамира Юсупова и Георгия Мурзина обучали летному делу пилоты-инструкторы Виктор Николаевич Сычев и Валерий Николаевич Ромашин. Честь им и хвала! Как и всем тем, кто трудится на этом благородном поприще!

И еще о скоротечности обучения. Известный авиатор – писатель Джимми Коллинз в своей книге «Наши крылья» по этому поводу высказался так: «Быстро научить летать можно и медведя. Вопрос состоит в том, как долго он будет летать…»

К сожалению, эта истина реально нашла свое подтверждение в начале 70-х гг., когда при всей плановости советской системы, был допущен просчет в потребностях пилотов гражданской авиации. Компенсировать этот дефицит было принято путем ускоренной их подготовки из числа выпускников курсов ДОСААФ. Результат не заставил себя долго ждать: из 500 таких пилотов каждый второй стал участником авиационного происшествия (!). От подобной затеи обучения пришлось срочно отказаться. Так зачем ныне вновь наступать на одни и те же грабли?

И еще один посыл в том же интервью: «Мы видим, что в перспективе все пилоты должны быть с высшим образованием. Будем вносить скоро в правительство предложение». И далее: «Не всегда хватает ресурсов. Мы хотим, чтобы подготовка пилотов была на высоком уровне – как государственная, так и частная».

Простите, как это все следует понимать? С одной стороны – хотим, чтобы подготовка пилотов была на высшем уровне, а с другой – не всегда хватает ресурсов; с одной – давайте создавать АУЦ, а с другой – всех пилотов надо готовить с высшим образованием. Более того, еще совсем недавно тот же Минтранс предлагал «прорывной проект» – объединить все летные училища и создать на базе Бугурусланского училища Единый суперцентр по подготовке пилотов гражданской авиации.

В конце концов, надо определиться в государственной политике и направлениях подготовки наших пилотов, а не раскачивать качели из одной стороны в другую, что ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и распылению усилий, направленных на качество их обучения.

И еще, в этом же номере журнала с интервью с Александром Юрчиком приведена таблица «Потребность в пилотах гражданской авиации в России». Но что примечательно: приведенные цифры относятся к 2013-2019 гг. как уже случившийся факт. Возникает вопрос: а сколько же пилотов реально потребуется на ближайшие 3-5 лет, исходя из предстоящих сроков обучения курсантов. Ведь учебный процесс – это не гармошка, меха которой сегодня можно растянуть во всю ширь, а завтра вновь сжать вместе. За этим стоит все то, что обеспечивает учебно-летный процесс.

Изначально обучение пилотов всегда было весьма затратным, что обусловлено необходимостью наличия в летных училищах самолетов, вертолетов и соответствующих тренажеров, баз горюче-смазочных материалов и всей цепочки инженерно-технического обеспечения, включая сеть учебных аэродромов, выделенного воздушного пространства и службы управления полетами... В конечном итоге: на средства, затраченные на подготовку одного пилота, можно обучить до 20 инженеров-эксплуатационников гражданской авиации.

Следует также учесть, что вся инфраструктура летных училищ была создана еще в системе МГА СССР и ныне нуждается в больших вложениях на текущий и капитальный ремонт, не говоря уже о капитальном строительстве. Стыдно сказать, в то время, когда общеобразовательные школы уже имеют плавательные бассейны, в наших летных училищах они отсутствуют вовсе. Требуют обновления существующие спортивные сооружения, а ведь это важнейший фактор поддержания здоровья будущей элиты гражданской авиации.

Так что, готовя подобные «прогнозы» и предложения по революционному изменению системы подготовки пилотов, следовало бы прислушаться к совету Михаила Жванецкого: «Тщательнее надо ребята, тщательнее...» А главное, помнить: за всем этим стоят коллективы людей, для которых подобные публикации не сулят ничего хорошего, а лишь вносят сумбур и сумятицу в настроениях.
Учредителем учебных заведений гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Это ведомство, в конечном итоге, отвечает за качество подготовки пилотов. Для этого в его структуре есть Управление летной эксплуатации и отдел, курирующий деятельность учебных заведений отрасли. Следует прислушаться к их мнению и позиции руководителей летных училищ отрасли и дать возможность Росавиации полноправно заниматься этим процессом, а Минтрансу обеспечить его всеми необходимыми ресурсами. Именно это, в первую очередь, хотелось услышать из уст одного из руководителей Минтранса. Не лишним был бы и комментарий по той злосчастной таблице, добавив в ней еще одну колонку: недофинансирование летных училищ за прошедшие 2013-2019 гг. Может быть, тогда станет понятным: в каком направлении следует принимать усилия, а не предлагать в качестве мер экономии средств сомнительные проекты по подготовке пилотов «с нуля» в частных авиационных учебных центрах.

Иначе говоря, на мечту юноши учиться на летчика из стихотворения Владимира Маяковского Минтранс отвечает – пожалуйста, но плати деньги!



комментарии (0):










Материалы рубрики

Ольга Коленцова
Известия
Подлетный лов: Разработан новый способ стыковки орбитальных аппаратов
Дмитрий Болтенков
Известия
Морские звезды: авиация ВМФ завершает первый этап реформирования
Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Разбор пилотов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Рейс МН-17: вещдоки против разведданных
Михаил Стрелец
Военно-промышленный курьер
Генерал, вышедший из авиашколы с квалификацией победителя
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Ускоренный взлет: будущих летчиков посадят за штурвал на год раньше
Сергей Карпачев
Военно-промышленный курьер
"Ильюшин" слетел с катушек
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
ВЭБ попросил 70 млрд руб. из бюджета на поставку Superjet для "Аэрофлота"



Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"
Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Объявление: ищу аниматора, варианты >>
По ссылке цены на установку дверей, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer