Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Улетные условия


13 ноября 2019 года Андрей Балашов, Профиль


Глобальный авиапарк сегодня насчитывает примерно 416 тысяч самолетов. И большая его часть представлена судами малой авиации. Небольшие самолеты и вертолеты используются для решения целого комплекса задач. Они летают там, где авиаперелеты являются едва ли не единственным способом добраться из одной точки в другую.

Многие страны имеют многолетний опыт поддержки пассажирских и грузовых авиаперевозок небольшими воздушными судами. Государственная помощь местным авиалиниям осуществляется в Европейском союзе (ЕС), США, Австралии, Канаде. Некоторые подходы представляют несомненный интерес с точки зрения возможности применения этих практик и мер государственного регулирования этого сектора транспортных услуг.

Особого внимания, как представляется, заслуживает опыт США. Здесь на 100 тысяч человек приходится 76,3 самолета малой авиации. 300 тысяч американцев имеют удостоверения частных пилотов. В России же, с ее более чем 140‑миллионным населением, не больше 4 тысяч малых летательных аппаратов и несколько тысяч пилотов‑любителей.

В Соединенных Штатах, согласно Федеральным авиационным правилам, малую авиацию приравнивают к авиации общего назначения. Для обеспечения стабильного воздушного сообщения в американской глубинке федеральные власти реализуют специальную программу субсидирования. Ее цель – гарантировать небольшим населенным пунктам, расположенным в отдаленных и труднодоступных местах, доступ к национальной системе воздушных сообщений.

Программа госсубсидий была принята в 1978 году, когда вступил в силу закон о дерегулировании, предоставивший коммерческим авиакомпаниям практически полную свободу действий. По своему усмотрению крупные перевозчики могли выбирать маршруты и устанавливать тарифы. Это угрожало ликвидацией убыточных авиалиний.

Таких маршрутов сегодня насчитывается более 150, примерно треть находится на Аляске. В связи с этим закон о дерегулировании предусматривал реализацию программы Essential Air Service (EAS) – необходимого авиационного обслуживания. Федеральные субсидии позволили сохранить регулярное воздушное сообщение в американской глубинке. И жители «одноэтажной Америки» могут без проблем и серьезных затрат добраться в любую точку США и мира.

Бюджет программы EAS утверждается конгрессом и сенатом, а контроль расходов осуществляет Department of Transportation, выполняющий функции министерства транспорта. Размер субсидий федерального правительства составляет до $140 млн в год. Начиная с 2002 года в США также реализуется программа Small Community Air Service Development Program (SCASDP), направленная на улучшение авиаобслуживания малых общин. В рамках ее ежегодно между муниципалитетами отдаленных районов распределяются федеральные гранты общей суммой $20 млн. Федеральный бюджет не единственный источник прямой финансовой помощи малой авиации США. Власти штатов на своем уровне тоже оказывают финансовую поддержку местным и региональным аэропортам, что позволяет удерживать на приемлемом уровне тарифы на наземное обслуживание воздушных судов.

Известно, что американские авиакомпании для перевозок используют почти 500 крупных аэропортов. При этом самолеты малой авиации, в том числе находящиеся в личной собственности граждан, принимают примерно 19 тысяч небольших аэродромов и посадочных площадок. Это не только развитая инфраструктура локальных авиаперевозок на территории от Западного до Восточного побережья США, но и значительное количество рабочих мест, созданных там, где, как правило, нет крупных производств и поэтому есть сложности с трудо-
устройством.

В Европе расстояния другие. Во многих случаях преимущества малой авиации вроде бы нивелируются доступностью автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако в ЕС законодательно закреплена система Public service obligation (PSO). Под этим подразумеваются обязательства авиакомпаний по выполнению субсидируемых из госбюджета социально значимых авиаперевозок, что делает такие перелеты доступными для широкого круга граждан.

К социально значимым правила ЕС относят маршруты, соединяющие удаленные материковые или островные регионы с экономическими центрами; маршруты между регионами, от уровня транспортного обеспечения которых зависит их экономическое развитие; маршруты, соединяющие столицы или важные региональные центры двух государств, имеющие важное значение для развития двустороннего сотрудничества.

В Великобритании к сети EAS относятся 16 авиалиний. Португалия субсидирует маршруты на Азорские острова и Мадейру, Испания – на Канарские острова, Норвегия – маршруты в отдаленных северных районах.

Закономерно, что в странах Евросоюза граждане нередко предпочитают воздушные путешествия наземным поездкам. Например, французы для путешествий всей семьей или в компании друзей нередко используют сверхлегкие самолеты, к которым относятся как к обычному транспорту. Некоторые граждане Пятой республики предпочитают покупать их вскладчину. Такие воздушные суда немногим дороже автомобиля среднего класса – в пределах €30 тысяч.

Содержание частного самолета в ЕС, как и в США, не столь обременительно для владельцев, поскольку налог на воздушное судно платить не надо – он включен в стоимость авиатоплива. Получается, что кто больше летает, тот больше и платит. Однако затраты на содержание, техобслуживание и ремонт машин никто не отменял. Для управления легкомоторным самолетом во Франции нужны права уровня PPL. За них надо заплатить всего €150, затраты на учебу, конечно, на порядок выше. Как бы то ни было, во Франции сегодня насчитывается порядка 67 тысяч пилотов‑любителей.

Малая авиация в достаточной степени развита в Австралии и Новой Зеландии, на островных государствах Тихоокеанского региона. Большой потенциал для роста сформирован в Китае не только в части производства, но и потребления. Это с учетом того, что продажи авиатехники в КНР были разрешены только в 2003 году.

В Австралии, занимающей целый континент, услуги местных авиаперевозчиков предоставляют более 40 компаний. По статистике, до 75% местных авиаперевозок на Зеленом континенте выполняется с применением мер государственной поддержки. Субсидии достигают 45% от коммерчески обоснованного тарифа. В Новой Зеландии рынок меньше и конкуренции нет. Здесь короткие маршруты обслуживает всего одна авиакомпания. В Океании национальные аэропорты расположены на больших островах, добраться до которых удобнее всего воздушным путем.

Вообще, для островных государств небольшие самолеты, летающие лодки и вертолеты едва ли не единственный вид транспорта, способный обеспечить свободу сообщения с соседями и «большой землей». К тому же эти страны ориентированы главным образом на предоставление туристических услуг. Поэтому легкое воздушное судно для отдыхающих иностранцев не только вид транспорта, но и одно из развлечений.

Аренда обходится в несколько тысяч долларов. Например, в Таиланде туроператоры предлагают иностранным туристам совершить полеты на крохотные острова, каждый из которых самобытен и интересен как в плане природы, так и культуры аборигенов. Таким образом, малая авиация в островных странах является одной из важных составных частей индустрии гостеприимства, приносящей солидные доходы бизнесу и пополняющей казну налогами.

Совершенно особый сегмент малой авиации – деловая авиация. Она существует и развивается по своим законам. Несмотря на высокие темпы роста частной деловой авиации в Азии и других странах, Европа и Северная Америка по-прежнему занимают более 90% этого рынка. Согласно последним данным компании AMSTAT, в Европе насчитывается 2580 бизнес-джетов, в Северной Америке – 13706. Причем на США приходится 70% реактивного флота бизнес-джетов. Доминирование американцев определяется географией, авиационным регулированием и особенностями налогообложения.

В Европе растет спрос на новые самолеты деловой авиации. Подержанные же воздушные суда купить становится все сложнее из-за жестких требований европейской сертификации. Однако авиапарк бизнес-джетов в Евросоюзе активно развивается. В 2017 году на европейском чартерном рынке был зафиксирован рост сразу на 10%.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZduT
Здесь https://youdo.com/auto/fuelsystem/cleaning/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer