Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Русские витязи" пересаживаются на Су-35С: как это связано с новой тактикой ВКС


13 ноября 2019 года Дмитрий Литовкин, ТАСС


Короткий разбег, резкий подъем и целый каскад невероятных фигур высшего пилотажа: петля, крутой разворот по дуге, на месте, "бочка", торможение всем корпусом фюзеляжа, когда машина встает практически на хвост и полностью теряет скорость, и, наконец, плоский штопор — истребитель "как лист на ветру", раскачиваясь в разные стороны, падает вниз.

Неискушенный любитель авиации с замиранием сердца будет смотреть в небо, пытаясь поверить, что 35-тонный Су-35С может нарушить законы физики и земного притяжения. Военный отметит: короткий разбег — взлет с "поврежденной", менее чем 300-метровой взлетно-посадочной полосы; резкий подъем — тяговоруженность; петли, развороты, "бочки" и "кобры" — сверхманевренность. Ну а "сухой лист" — управляемость на всех режимах полета. Другой бы упал. Этот летит.

Все это до последнего момента можно было увидеть в рамках многочисленных аэрокосмических салонов, где наш Су-35С "кружил голову" и вызывал неподдельный восторг зрителей. 12 ноября четверка этих красавцев в фирменных бело-сине-красных "ливреях" — в цветах российского флага — пилотажной группы "Русские витязи" совершила посадку в подмосковной Кубинке. Командир Центра показа авиационной техники, в состав которого входят "Витязи", полковник Андрей Алексеев не без восторга отметил: "Это как в новый автомобиль садитесь, вот только еще ощущения помноженные".

Эмоции летчика можно понять. За три последних года центр в Кубинке получает вторую партию самых современных боевых машин. В 2016-м это стали двухместные Су-30СМ. В 2019-м — Су-35С. Всего же, по данным Минобороны, в 2019 году Воздушно-космические силы получили более 100 новых самолетов и вертолетов, доведя долю современного вооружения ВКС до 65%. Поверить в то, что это когда-нибудь случится, еще десять лет назад мог только самый большой оптимист и романтик: тогда "Витязи" во многих отношениях влачили незавидное существование. Теперь все иначе.

"Мистер совершенство"

Су-35С — это вершина 30-летней эволюции детища Михаила Симонова, главы ОКБ Сухого, человека, на свой страх и риск согласившегося пойти против системы и создать самый совершенный истребитель современности — Су-27.

На пути к рождению 35-го появлялись целые ветви новых самолетов: палубный Су-33, двухместный и первый сверхманевренный Су-30 и, наконец, — бомбардировщик Су-34. В их ряду 35-й стоит особняком. При всей внешней схожести линейки "Су" даже неспециалист его сразу опознает: подтянутый, очень устремленный и оттого — самый элегантный.

Когда Су-35С впервые презентовали на аэрокосмическом авиасалоне в Великобритании, западные СМИ тут же окрестили его истребителем пятого поколения — ответом на американский F-22 Raptor. Американец уже пошел в серию. Наш только "вставал на крыло". Тем не менее по совокупности достоинств как внешних, так и "предполагаемых", пугал и напрягал.

Начать можно с того, что, кроме совершенной аэродинамической схемы планера, это первый российский боевой самолет, получивший двигатель 117С. Этот мотор специально создавался для истребителей пятого поколения Су-57. Он отличается увеличенной тягой 14,5 тонн, цифровой системой управления, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Сегодня это — восемь тонн высокоточных ракет и бомб, в том числе таких, как крылатая ракета Х-35, позволяющая истребителю наносить удары по морским целям.

С пятым поколением Су-35С роднит полностью цифровая кабина. По некоторым данным, по компоновке и оборудованию она практически такая же, как и у Су-57. В ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них большие цветные жидкокристаллические экраны. На них, как в обычном телевизоре, в режиме "картинка в картинке" отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления двигателем заменены электрическими.

На Су-35С впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС. Но может и без них.

Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Ирбис" по своим характеристикам близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах он видит цели на дальностях 350–400 км. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150–200 км — железнодорожный мост, за 100–120 км — катер, за 60–70 км — установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков, и поразить их своим вооружением.

Победить в "собачьей схватке"

Это американский термин (dogfight), который означает схватку истребителей в ближнем бою, где ее исход зависит не от "дальнобойных" ракет, а от "ножевого" контактного боя из авиационных пушек и ракет ближнего радиуса. Исход в нем решает не только мастерство пилотов, но и возможности боевых машин. Можно посмотреть фильм Top Gun с Томом Крузом, чтобы понять, что это серьезно.

А можно вспомнить результаты реальных учений. Например таких, как американские Red Flag. В них уже несколько раз принимали участие индийские пилоты на Су-30МКИ и постоянно выходили победителями. Они видели американские, европейские истребители с больших дистанций и в ближнем бою своей сверхманевренностью не давали им шанса уйти от пушечного огня.

Су-35С отметился в Сирии. Детали его применения неизвестны, но американские СМИ запестрели прогнозами: F-22 и F-35 с ним лучше не встречаться.

Заместитель начальника летной службы ОКБ Сухого заслуженный летчик-испытатель, Герой России Юрий Ващук рассказал ТАСС, что Центр показа авиационной техники в Кубинке и группа "Русские витязи" "демонстрируют наши самые передовые самолеты".

"Как летчик, летающий на разных типах "Сухих", могу сказать, что групповой полет очень сложен, а Су-35С наиболее приспособлен к ним, — сообщил Ващук. — Эта машина раскрывает перед летчиками много возможностей. Например, в индивидуальном пилотаже. У них ("Русских витязей") есть "солист", которые во время отхода основной группы "занимает" внимание зрителей сольным выступлением. На Су-35С это может быть реализовано в полном объеме. То, что я и мои коллеги демонстрируют в летной программе МАКСа, теперь будет освоено строевыми пилотами".

Движение вверх

По словам воздушного аса, он не исключает, что новые машины дадут стимул к работе над созданием и новых групповых элементов в выступлениях "Русских витязей".

"Это не самодеятельность, — отмечает он. — Каждая новая фигура проговаривается летчиками с главным конструктором самолета, потом отрабатывается на тренажерах с нами как летчиками-испытателями. У "Витязей" сейчас есть двухместные Су-30СМ, так что мы можем отработать это в воздухе вместе. В том числе и в группе из четырех машин и более. И, если утвердит командование ВКС РФ, все это будет внесено в программу авиационных показов".

И в принципе, как несложно догадаться, в программу боевой подготовки наших строевых летчиков. Как это может выглядеть, нам, в принципе, уже показали. На одном из салонов МАКС Юрий Ващук на Су-35 и еще один летчик-испытатель Михаил Беляев на МиГ-29ОВТ выполнили встречный пилотаж с элементами сверхманевренности, имитирующими современный воздушный бой.

На МАКС-2019 похожий эпизод разыграли уже "строевики" Северного флота на Су-30СМ и летчики-испытатели корпорации "Иркут" Вячеслав и Евгений Аверьяновы. Все это, уверен Ващук, говорит о том, что с появлением новых машин начинается и новый этап тактики применения наших ВКС, который до абсолюта будут доводить и "Русские витязи".

Об этом намекнул и Андрей Алексеев. По его словам, с появлением в группе Су-35С они будут над этим работать. "Самолет прекрасный, мы будем его планомерно осваивать, — сообщил пилот. — Я думаю, что-то, конечно, придумаем".

Кроме того, по его словам, в будущем возможны смешанные показы на Су-35С и Су-30СМ, которые будут в полном объеме использоваться параллельно. При этом оставшиеся на вооружении авиагруппы Су-27 "будут плавно выводиться из эксплуатации", сообщил Андреев.

Прицел на будущее

Су-35 — последняя "ступень" для российских летчиков перед поступлением в части истребителя пятого поколения Су-57. Многое, что есть на этой машине, было испытано именно на 35-м. А это значит, что "Русские витязи" уже перешли в новое измерение нашей боевой авиации. "Кубинский бриллиант", как называют ромб из Су-30СМ и МиГ-29 "Витязей" и "Стрижей", неизменно проходящих на минимальной высоте над головами зрителей во время своих выступлений, получил новую уникальную грань. Бесспорно, они ее отполируют до совершенства, демонстрируя свое пилотажное мастерство от Европы до Юго-Восточной Азии.

В Азии первым возможности Су-35С оценил Китай, купив 24 машины на сумму $2,5 млрд в 2015 году. Следом за ним самолетом заинтересовалась Индонезия.

Су-35С интересен Египту. Всерьез рассматривает возможность его приобретения Саудовская Аравия.

Изучает такую возможность Турция. Для нее покупка Су-35 — это очередной вызов Вашингтону. Тот после приобретения Анкарой российских комплексов ПВО С-400 исключил турецких "партнеров" из программы продвижения истребителя F-35. Если учесть, что Запад боится русской машины как огня, то сожалеть Анкаре, в общем-то, и не о чем. В любом случае, в отличие от США, Россия никогда не связывает свое военно-техническое сотрудничество с политической конъюнктурой. Партнер он и есть партнер, какие бы сложности во взаимоотношениях не возникали.

Ну а наш традиционный партнер Индия видит Су-35 как возможный компромисс после выхода из проекта совместной разработки истребителя пятого поколения. Вроде и дешевле, и Су-30МКИ подтянет "до уровня". Модернизационный потенциал обеих машин практически безграничен. С учетом того, что каждая из них была очередной ступенью эволюции самой лучшей линейки ОКБ Сухого, они и в пятое поколение впишутся.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров



Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBg249
Услуги на YouDo: http://kazan.youdo.com/remont/carpenter/stolyarnyeizdeliya/, подробнее по ссылке.
Смотрите здесь - http://kazan.youdo.com/remont/podkljuch/flat/tworooms/ - недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer