Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Виноваты пилоты


14 ноября 2019 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Следствие возложило на пилотов ответственность за крушение пассажирского Boeing 737 в Казани в 2013 году, в результате которого погибло 50 человек.

Спустя шесть лет после трагедии Следственный комитет РФ отчитался о завершении расследования уголовного дела об авиакатастрофе Boeing 737 в международном аэропорту Казани в ноябре 2013 года. Тогда в результате крушения погибло 50 человек, в том числе все члены экипажа.

Так, следствие установило, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула.

По данным следствия, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к пассажирским перевозкам на основании фальсифицированных документов. Документы, содержащие недостоверные сведения о квалификации Салихова, в 2009 году в Татарское межрегиональное управление Росавиации направил Валерий Портнов, занимавший тогда должность заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания "Татарстан".

В свою очередь руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, которым тогда являлся Шавкат Умаров, по халатности не организовал проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова. В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал работать пилотом воздушного судна, осуществляющего пассажирские авиаперевозки.

Кроме того, в ходе работы Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, направив неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. Как командир воздушного судна Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки с марта 2012 года.

По данным следствия, 17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс по маршруту Москва-Казань, при посадке ввел воздушное судно "в сложное пространственное положение", при этом Гуцул не принял на себя управление. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, "нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна".

В СКР отмечают, что для получения и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования: в ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия.

В отношении Салихова и Гуцула уголовное преследование прекращено в связи с их смертью. На основании собранных доказательств Портнову и Фомину предъявлено обвинение по ч.3 ст.263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Умарову – по ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.

Выводы о причинах авиакатастрофы 2013 года, сделанные СКР, соответствуют выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), озвученным еще в 2015 году. Тогда причиной крушения Boeing 737 Межгосударственный авиационный комитет назвал ошибки в работе экипажа, авиакомпании и авиационных властей.

Причем, на ошибку экипажа, как одну из наиболее вероятных причин авиакатастрофы, МАК указал практически сразу после трагедии. Не случайно после авиакатастрофы СКР и Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) начали масштабное расследование деятельности учебных авиационных центров, а Росавиация после проверки лишила авиакомпанию "Татарстан" лицензии и предложила ужесточить программу подготовки пилотов.

По результатам работы комиссии МАК пришел к выводу, что разбившийся в Казани Boeing 737-500 при выходе к взлетно-посадочной полосе принял "непосадочное положение", что привело к погрешности в определении местоположения воздушного судна бортовыми системами. В итоге пилоты были вынуждены выйти на второй круг.

При этом экипаж не распознал факт отключения автопилота, из-за чего авиалайнер оказался в "сложном пространственном положении на кабрирование (поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета - ИФ)". Пилот не смог вывести самолет из этого положения из-за отсутствия необходимых навыков, что привело к потере пространственной ориентировки и переводу самолета в крутое пикирование (угол тангажа на пикирование до 75 градусов) вплоть до столкновения с землей.

Кроме того, отмечали в МАК, службы организации воздушного движения длительное время наблюдали значительные отклонения от схемы захода на посадку, но не оказали экипажу никакой активной помощи.

Между тем со своей стороны руководство Росавиации неоднократно называло вероятной причиной происшествия отказ системы управления рулем высоты. В "особом мнении" к отчету МАК представитель Росавиации обращал внимание на то, что не было установлено прямой причинно-следственной связи между обстоятельствами катастрофы и выявленными недостатками в подготовке экипажа.

Впрочем, после еще одной авиакатастрофы, произошедшей при аналогичных обстоятельствах, Росавиация направила во все авиакомпании распоряжение, предписывающее проверить навыки пилотов Boeing по уходу на второй круг после неудавшейся посадки, а также отработать с ними процедуру вывода самолета из "сложного пространственного положения".

Как писал "Коммерсантъ", заместитель главы ведомства Олег Сторчевой, в прошлом опытнейший пилот, одним из первых освоивший Boeing 737 в России, издал информационный бюллетень, предписывающий всем руководителям российских авиакомпаний оценить профпригодность и, если потребуется, переобучить пилотов, управляющих самолетами этого типа.

Авиационным чиновникам предлагалось в первую очередь довести до летного состава информацию о расследовании двух катастроф Boeing 737, абсолютно схожих, как полагают эксперты, по своей схеме - в Ростове-на-Дону и Казани.

После прохождения "теоретического" курса все российские пилоты Boeing 737 должны были дополнительно изучить на тренажерах методику ухода на второй круг после прерванной посадки "в ручном режиме и с разных высот". Особое внимание проверяющим при этом следовало обратить на действия пилотов по управлению машиной в так называемом продольном канале - по высоте.

Кроме того, инструкторам авиакомпаний предписывалось проверить, умеют ли члены экипажей выводить машину из "сложного пространственного положения". Причем, подготовку летчиков для действий в критической ситуации требовали включить в программу регулярных тренировок.

Межгосударственный авиационный комитет также рекомендовал авиакомпаниям уделить дополнительное внимание навыкам пилотов по уходу на второй круг в различных условиях.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Wsj
Сделки на фрилансе: http://freelance.youdo.com/administration/adm/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer