Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Антидроны" против "роя". Россия выходит на мировой рынок систем борьбы с беспилотниками


19 ноября 2019 года Николай Новичков, Дмитрий Федюшко, Роман Азанов, ТАСС


На Dubai Airshow 2019 компания-спецэкспортер "Рособоронэкспорт" впервые представила проект эшелонированной обороны от БЛА — уникальное решение по защите важных объектов транспортной, топливной и атомной инфраструктуры.

Отличительной особенностью российской экспозиции на международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2019 является демонстрация "Рособоронэкспортом" (входит в госкорпорацию "Ростех") одного из своих актуальных направлений деятельности — сегмента средств борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

"Компанией создана двухуровневая концепция борьбы с дронами, в состав которой входят как устройства радиоэлектронного противодействия БЛА, так и средства поражения", — сообщил ТАСС в ходе авиасалона генеральный директор компании Александр Михеев. Эта система способна бороться со всеми типами военных и коммерческих беспилотников. Среди наиболее эффективных средств радиоэлектронного противодействия малоразмерным БЛА глава "Рособоронэкспорта" выделил "Репеллент", "Сапсан-Бекас", "Купол", "Рубеж-Автоматика", "Луч" и "Пищаль".

Потенциальная доля рынка средств борьбы с беспилотниками оценивается сегодня в миллиардах долларов, тогда как ущерб от игнорирования такой угрозы может быть в разы больше. Низкая стоимость, доступность и простота в управлении делает беспилотники одним из наиболее эффективных ударных средств.

Рынок "разогревается"

Согласно экспертным данным, объем рынка средств противодействия БЛА к 2024 году превысит $2 млрд. Интерес к средствам противодействия беспилотным аппаратам возрос в связи с тем, что количество попыток боевого применения БЛА для поражения средств противника в последние годы исчисляется сотнями. В качестве примера можно привести неоднократные попытки террористов атаковать российскую авиабазу Хмеймим беспилотными аппаратами, оснащенными самодельными взрывными устройствами.

Еще одним известным примером является атака в ночь на 14 сентября этого года с помощью беспилотников двух объектов государственной нефтяной компании Саудовской Аравии — Saudi Aramco. В результате этого происшествия добыча нефти в Королевстве упала практически вдвое.

В последние годы активные разработки в области создания средств противодействия БЛА ведут Соединенные Штаты. В рамках этих работ, реализуемых по нескольким направлениям, создаются, прежде всего, средства обнаружения малозаметных беспилотных аппаратов, кинетические и некинетические средства прерывания полета БЛА, а также устройства, обеспечивающие как обнаружение, так и поражение беспилотных аппаратов. По данным Исследовательской службы Конгресса США, по состоянию на начало 2018 года на рынке насчитывалось 235 систем противодействия БЛА, созданных 155 фирмами.

Развитие беспилотных средств нападения не стоит на месте. Совершенствуются не только сами БЛА, но и тактика их боевого применения. В последние годы некоторые страны ведут разработку концепции применения так называемого роя беспилотников, когда высокоприоритетную цель могут атаковать сотни сравнительно дешевых малоразмерных и малозаметных БЛА, управляемых специальной компьютерной программой.

В частности, в июле 2017 года итальянский концерн Leonardo получил контракт стоимостью $16 млн от сухопутных войск США на разработку мобильной системы противодействия БЛА. На недавней международной выставке вооружений DSEi 2019 в Лондоне Leonardo получил контракт военно-воздушных сил Великобритании на разработку системы данного типа.

Все эти угрозы способствуют "разогреву" мирового рынка средств борьбы с БЛА, в связи с чем предложения "Рособоронэкспорта", представленные в Дубае, выглядят весьма своевременными и актуальными. Более того, наличие в системе обороны только одних средств борьбы с БЛА, работающих по принципу подавления сигналов управления, вряд ли может решить задачу надежного прикрытия высокоприоритетных объектов. Такие объекты должны прикрываться средствами противовоздушной обороны.


НА ЭТУ ТЕМУ
"Рой" беспилотников. Новая тактика боевых действий уникального оружия Китая

В настоящее время все эти средства борьбы с воздушными целями имеются в портфеле предложений "Рособоронэкспорта", который предлагает на мировом рынке как отдельные системы и комплексы ПВО, так и многоэшелонированные интегральные системы обороны от средств воздушного нападения.

Между тем мировой рынок средств борьбы с БЛА (Counter-Unmanned Aerial Vehicle, C-UAV) развивается ускоренными темпами: по данным аналитической компании Frost & Sullivan, его финансовый объем составит $2 млрд. Аналогичную оценку дал и глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов. "Спрос на эту продукцию в мире чрезвычайно высок, в ближайшие пять лет он оценивается на уровне $2 млрд долларов, — сообщил он в ходе проходящего в Дубае авиасалона Dubai Airshow 2019. — С учетом этого предприятия промышленности, включая "Ростех", создают широкую линейку средств радиоэлектронной борьбы — на различных носителях, в различном форм-факторе, в том числе высокомобильные средства, которые могут быть оперативно развернуты на гражданских объектах, промышленных предприятиях".
 

Сегодня беспилотники представляют угрозы не только в военной сфере. В повседневной жизни мы все чаще видим примеры, когда дроны используются в незаконных целях — для шпионажа, транспортировки грузов и даже террористических атак
Сергей Чемезов
глава госкорпорации "Ростех"

Практика, в том числе и боевой опыт российских войск в Сирии, показывает, что малые и сверхмалые БЛА активно используются не только регулярными армиями, но также террористическими организациями и криминальными группировками. Низкая стоимость, доступность и простота в управлении делает БЛА одним из наиболее эффективных средств достижения целей.

Текущая угроза со стороны БЛА потребовала создания совершенно новых систем, отметил в свою очередь Михеев. "Классические оборонительные средства оказались бессильными против данного вызова (со стороны БЛА — прим. ТАСС), что признали их разработчики", — сказал он.

По оценке исследовательской компании Research & Markets, текущий финансовый объем мирового рынка систем борьбы с БЛА составляет $502 млн, из которых на коммерческие системы приходится $123 млн, а на военные — $379 млн. К 2026 году эти показатели увеличатся до $1,496 млрд — $273 млн и $1,223 млрд соответственно.

Эшелонированная оборона от БЛА

На Dubai Airshow "Рособоронэкспорт" впервые представил проект эшелонированной обороны от БЛА. В ее состав могут входить новейшие средства борьбы с беспилотниками, в том числе "Репеллент", "Сапсан-Бекас", "Купол", "Рубеж-Автоматика", "Луч" и "Пищаль". "Эта система обеспечивает надежную защиту территорий и объектов как от отдельных беспилотников, так и от их групп, включая "рои" дронов", — отметил Михеев.

Тактическую защиту от БЛА обеспечивает комплекс радиоэлектронной борьбы "Реппелент", разработанный и произведенный АО "Оборонительные системы". "Он обнаруживает сам БЛА и наземный пункт управления по передаваемым ими радиосигналам, распознает тип дрона и направление его движения, после чего подавляет каналы его связи, лишая управления и навигации. Уникальность этого комплекса заключается в возможности подавления всех каналов управления беспилотником", — сообщили в "Рособоронэкспорте", отметив, что "Репеллент" способен обнаруживать и подавлять БЛА на расстоянии не менее 30 км. Действовать такой комплекс РЭБ может в любое время года, в любых климатических поясах и в самых неблагоприятных погодных условиях, включая пыль, дождь и сильный ветер.

Для прикрытия наиболее важных объектов инфраструктуры предназначены комплексы "Сапсан-Бекас""Купол" и "Рубеж-Автоматика" — линейка продукции концерна "Автоматика". Первый из них способен обнаруживать БЛА на дальности до 20 км и подавлять каналы управления и навигации БЛА на дистанции до 30 км. Может вести круговое наблюдение или сканировать заданный сектор. 

Кроме того, комплекс может выступать как средство целеуказания для других систем радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны. В состав комплекса также входят средства оптико-электронного распознавания беспилотников — видеокамера видимого спектра и охлаждаемый тепловизор

пресс-служба "Рособоронэкспорта"

"Купол" и "Рубеж-Автоматика" создают над объектом защитное куполообразное радиоэлектронное пространство, способное отразить как отдельные, так и групповые атаки беспилотников с разных направлений и высот в радиусе не менее 3 км.

Важное внимание уделяется и портативным средствам борьбы с БЛА. Так, на авиасалоне были впервые представлены комплексы "Луч" и "Пищаль", которые способны подавлять дроны на дистанции 6 и 2 км соответственно. "Масса комплекса "Пищаль" составляет всего 3,5 кг — это один из самых легких образцов системы борьбы с БЛА данного класса, представленных на рынке", — добавили в "Рособоронэкспорте". Поэтому "Пищаль" может входить в индивидуальный комплект вооружения.

Данная эшелонированная система борьбы с БЛА уже предлагается потенциальным иностранным заказчикам. "Мы уже направили партнерам на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других регионах свои предложения, включая услуги по построению эшелонированной зонально-объектовой системы радиоэлектронного противодействия", — подытожил Михеев. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) ТАСС сообщили, что Россия уже проводила технические презентации новейших систем по борьбе с беспилотниками по запросу Саудовской Аравии, и в настоящее время ожидается решение партнеров по данному вопросу.

Стоит также отметить, что с учетом современных вызовов (для уничтожения беспилотников) дорабатываются и российские системы ПВО, состоящие на вооружении. "Наша техника дорабатывается с учетом тех новшеств, которые придумывает противник. Сейчас зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь" способен уничтожать и реактивные снаряды, и беспилотники, в том числе летящие с нулевой скоростью (то есть зависающие на одном месте — прим. ТАСС)", — заявил недавно в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами, командующий войсками ПВО-ПРО генерал-лейтенант Юрий Грехов. При этом, по его оценке, "поражать беспилотники ракетами достаточно дорого, есть другие средства поражения, в том числе системы радиоэлектронной борьбы".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer