Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От "эрэсов" Покрышкина до ракет для Су-57


20 ноября 2019 года Семен Воробьев, Военно-промышленный курьер


Семь десятилетий авиационное вооружение, созданное в Государственном машиностроительном конструкторском бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова, применяется на советских и российских боевых самолетах и вертолетах. С 1949 года здесь разработано и внедрено свыше 200 образцов ВВТ.

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин вспоминал один из воздушных боев 1942 года: «Вооруженные реактивными снарядами, И-16 казались нам надежными и даже грозными истребителями. Как-то группа «мигов» отправилась на штурмовку вместе с шестеркой И-16 соседнего полка. На нас вдруг навалились 12 итальянских истребителей «Макки». Они шли развернутым строем, крылом к крылу. Один И-16 залпом выпустил по ним все шесть «эрэсов», и они, взорвавшись, поразили сразу пять самолетов». Так в советской авиации начиналась эра ракетного вооружения.

После войны в КБ Микояна, Сухого, Лавочкина «эрэсы» для своих машин делали сами, но затем авиационное ракетное вооружение передали на специализированные предприятия. 18 ноября 1949 года был создан завод опытного вооружения №134. Задачей, с решения которой все начиналось, стала система комплексной огневой защиты ПВ-20 для тяжелого бомбардировщика Ту-4, состоявшая из прицельных станций и пяти дистанционно управляемых точек. За ее разработку первому директору завода Ивану Ивановичу Торопову вручили Сталинскую премию. Позже систему дорабатывали для использования на реактивных бомбардировщиках Ту-16 и Ту-95. Стратегические «Медведи» несут службу и  сегодня.

В середине 50-х начались разработки управляемых ракет класса «воздух-воздух». Это потребовало создания новых алгоритмов проектирования вооружения. В бою с применением ракет «воздух-земля» или «земля-воздух» один из участников статичен. Но в воздушной схватке и вражеский самолет, и ракета одновременно меняют скорость, курс, высоту, так что для описания поведения средства поражения в многомерном пространстве требуется сложнейший математический аппарат. Поэтому инженерам по инициативе Торопова читали лекции профессора Военно-воздушной академии и главные конструкторы  предприятий-смежников. На завод пришли  выпускники МГУ и МАИ – математики, механики, радиоэлектронщики.
 

“На боевом дежурстве в армиях многих государств остается ЗРК «Квадрат» с зенитными управляемыми ракетами 3М9”

В начале 50-х в КБ предприятия приступили к созданию самонаводящейся ракеты 3М9 для зенитного ракетного комплекса «Куб». В 1958 году впервые в мире на «Вымпеле» сконструировали комбинированный ракетно-прямоточный двигатель нового типа на твердом топливе. Через два года в серию пошла ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-ЗС с тепловой головкой самонаведения. Это изделие с последующими модификациями (Р-3Р с полуактивной радиолокационной ГСН, Р-13М, Р-13М1) долгое время стояли на вооружении МиГ-21, МиГ-23. 

Особой вехой для инженеров и конструкторов «Вымпела» стала работа над ракетой Р-33 для первого в СССР истребителя четвертого поколения МиГ-31 («МиГ-31 готов похоронить американский флот»). Это оружие стало «главным калибром» начальных модификаций «тридцать первых», Р-33 доставала самолеты противника на дистанции 120 километров.  Современные варианты высотного перехватчика вооружены  ракетой Р-37 большого радиуса действия. Вполне вероятно, что ее получит и  истребитель Су-57.

Оснащение ракет многоканальными информационными системами, новыми инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения, применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило добиться более высоких тактико-технических характеристик нового поколения ракет. Увеличивается дальность действия, повышается точность поражения целей, улучшается защищенность от помех. Новые образцы вооружения, созданные на «Вымпеле», могут применяться  в любых климатических и погодных условиях, независимо от времени года, днем или ночью.

В 90-е на предприятии понимали, что кризис – время поиска новых возможностей. «Вымпел» продуктивно участвовал в международных аэрокосмических выставках. Как итог – признание зарубежных специалистов получили разработанные специалистами КБ авиационные управляемые ракеты класса «воздух–воздух» Р-60, Р-73Э, Р-27, РВВ-АЕ, класса «воздух–поверхность» Х-29Т (Л), Х-29ТЕ, которые вместе с российскими самолетами МиГ  и  Су  стоят на вооружении более  чем в 30 странах. На боевом дежурстве в армиях многих государств остается ЗРК «Квадрат» (экспортная версия «Куба») с зенитными управляемыми ракетами 3М9. 

Оборонные технологии, созданные «вымпеловцами», оказались востребованы при изготовлении аэродромного оборудования, буровых установок, аварийно-спасательных пиротехнических ножниц, малогабаритных датчиков, мобильных медицинских лабораторий.

В эти дни Государственное машиностроительное конструкторское бюро    «Вымпел» имени И.И. Торопова отмечает 70-летие. На предприятии, входящем в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»,  сформирован задел перспективных образцов. Нет сомнений – они будут так же точны в достижении цели.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnjv1
Заказать Газель-катюшу http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/katyusha/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer