Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От "эрэсов" Покрышкина до ракет для Су-57


20 ноября 2019 года Семен Воробьев, Военно-промышленный курьер


Семь десятилетий авиационное вооружение, созданное в Государственном машиностроительном конструкторском бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова, применяется на советских и российских боевых самолетах и вертолетах. С 1949 года здесь разработано и внедрено свыше 200 образцов ВВТ.

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин вспоминал один из воздушных боев 1942 года: «Вооруженные реактивными снарядами, И-16 казались нам надежными и даже грозными истребителями. Как-то группа «мигов» отправилась на штурмовку вместе с шестеркой И-16 соседнего полка. На нас вдруг навалились 12 итальянских истребителей «Макки». Они шли развернутым строем, крылом к крылу. Один И-16 залпом выпустил по ним все шесть «эрэсов», и они, взорвавшись, поразили сразу пять самолетов». Так в советской авиации начиналась эра ракетного вооружения.

После войны в КБ Микояна, Сухого, Лавочкина «эрэсы» для своих машин делали сами, но затем авиационное ракетное вооружение передали на специализированные предприятия. 18 ноября 1949 года был создан завод опытного вооружения №134. Задачей, с решения которой все начиналось, стала система комплексной огневой защиты ПВ-20 для тяжелого бомбардировщика Ту-4, состоявшая из прицельных станций и пяти дистанционно управляемых точек. За ее разработку первому директору завода Ивану Ивановичу Торопову вручили Сталинскую премию. Позже систему дорабатывали для использования на реактивных бомбардировщиках Ту-16 и Ту-95. Стратегические «Медведи» несут службу и  сегодня.

В середине 50-х начались разработки управляемых ракет класса «воздух-воздух». Это потребовало создания новых алгоритмов проектирования вооружения. В бою с применением ракет «воздух-земля» или «земля-воздух» один из участников статичен. Но в воздушной схватке и вражеский самолет, и ракета одновременно меняют скорость, курс, высоту, так что для описания поведения средства поражения в многомерном пространстве требуется сложнейший математический аппарат. Поэтому инженерам по инициативе Торопова читали лекции профессора Военно-воздушной академии и главные конструкторы  предприятий-смежников. На завод пришли  выпускники МГУ и МАИ – математики, механики, радиоэлектронщики.
 

“На боевом дежурстве в армиях многих государств остается ЗРК «Квадрат» с зенитными управляемыми ракетами 3М9”

В начале 50-х в КБ предприятия приступили к созданию самонаводящейся ракеты 3М9 для зенитного ракетного комплекса «Куб». В 1958 году впервые в мире на «Вымпеле» сконструировали комбинированный ракетно-прямоточный двигатель нового типа на твердом топливе. Через два года в серию пошла ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-ЗС с тепловой головкой самонаведения. Это изделие с последующими модификациями (Р-3Р с полуактивной радиолокационной ГСН, Р-13М, Р-13М1) долгое время стояли на вооружении МиГ-21, МиГ-23. 

Особой вехой для инженеров и конструкторов «Вымпела» стала работа над ракетой Р-33 для первого в СССР истребителя четвертого поколения МиГ-31 («МиГ-31 готов похоронить американский флот»). Это оружие стало «главным калибром» начальных модификаций «тридцать первых», Р-33 доставала самолеты противника на дистанции 120 километров.  Современные варианты высотного перехватчика вооружены  ракетой Р-37 большого радиуса действия. Вполне вероятно, что ее получит и  истребитель Су-57.

Оснащение ракет многоканальными информационными системами, новыми инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения, применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило добиться более высоких тактико-технических характеристик нового поколения ракет. Увеличивается дальность действия, повышается точность поражения целей, улучшается защищенность от помех. Новые образцы вооружения, созданные на «Вымпеле», могут применяться  в любых климатических и погодных условиях, независимо от времени года, днем или ночью.

В 90-е на предприятии понимали, что кризис – время поиска новых возможностей. «Вымпел» продуктивно участвовал в международных аэрокосмических выставках. Как итог – признание зарубежных специалистов получили разработанные специалистами КБ авиационные управляемые ракеты класса «воздух–воздух» Р-60, Р-73Э, Р-27, РВВ-АЕ, класса «воздух–поверхность» Х-29Т (Л), Х-29ТЕ, которые вместе с российскими самолетами МиГ  и  Су  стоят на вооружении более  чем в 30 странах. На боевом дежурстве в армиях многих государств остается ЗРК «Квадрат» (экспортная версия «Куба») с зенитными управляемыми ракетами 3М9. 

Оборонные технологии, созданные «вымпеловцами», оказались востребованы при изготовлении аэродромного оборудования, буровых установок, аварийно-спасательных пиротехнических ножниц, малогабаритных датчиков, мобильных медицинских лабораторий.

В эти дни Государственное машиностроительное конструкторское бюро    «Вымпел» имени И.И. Торопова отмечает 70-летие. На предприятии, входящем в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»,  сформирован задел перспективных образцов. Нет сомнений – они будут так же точны в достижении цели.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnjv1
Заказать Газель-катюшу http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/katyusha/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer