Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дружеские комплексы: российские С-400 выведут Индию в лидеры


20 ноября 2019 года Алексей Куприянов, Известия


«К производству мы уже приступили, работа ведется, всё будет осуществляться в соответствии с графиком. 2025 год — завершение исполнения контракта», — так глава «Ростеха» Сергей Чемезов прокомментировал текущее состояние контракта на поставку в Индию зенитной ракетной системы С-400. Соответствующий договор был подписан два года назад, и за это время контракт пережил массу приключений: он чуть было не подвел Индию под американские санкции, а затем аванс, который Нью-Дели должен был перечислить за поставки ЗРК, завис на банковских счетах. Сейчас, похоже, основные злоключения позади, и в течение ближайших лет Индия получит желанные С-400. Как они повлияют на двусторонние отношения заинтересованных государств и на стратегическую ситуацию в регионе, разбирались «Известия».

Твердые намерения

Для России заказ С-400 стал приятным, хотя и втайне ожидаемым сюрпризом. Переговоры о приобретении комплекса велись давно — еще в 2015 году индийской Совет по оборонным закупкам одобрил потенциальный контракт. Но потенциальный заказ никак не вписывался в привычную номенклатуру: до того Индия ни разу не заказывала у России ничего подобного. Танки, истребители, артиллерийские системы, вертолеты, подводные лодки и фрегаты — пожалуйста, но системы ПВО большой дальности?

Тем не менее индийские партнеры проявили твердость, и контракт на С-400 был подписан. Он придал новый мощный импульс российско-индийскому военному сотрудничеству, продемонстрировав, что отечественный ВПК может предложить новые решения даже традиционным партнерам, предпочитающим проверенные образцы.

Особого внимания заслуживает упорство Нью-Дели в достижении цели. Почти сразу индийцев окрикнули из Вашингтона: США пригрозили, что, в случае если Индия продолжит упорствовать, она может очутиться под санкциями. К чести индийских политиков они не уступили; в итоге американцы сдали назад, выдав Индии временное освобождение от потенциальных санкций — так называемый waiver. Возникающие впоследствии трудности — например, заморозки платежей из-за опасения индийских банков попасть в американские черные списки, — индийское правительство разрешало со всей возможной оперативностью.

Такая твердость, проявленная в ситуации, когда США вводили против России всё новые санкции, пытаясь вытеснить отечественных производителей вооружений со всех возможных рынков, дорогого стоит: Индия подтвердила, что остается надежным другом России и не намерена отказываться от этой дружбы даже под нажимом сверхдержавы.

Не грози южному партнеру

На американо-индийских отношениях история с С-400, напротив, сказалась не лучшим образом, чуть было не разрушив американские стратегические планы насчет Индии.

С момента провозглашенного Бараком Обамой «разворота в Азию» администрация президента США, Госдеп и Пентагон рассматривали Нью-Дели как естественного союзника против Китая. Обама и его советники мыслили стратегически, исходя из того, что рано или поздно Штатам придется схватиться с новым претендентом на роль гегемона; в этой схватке американцам были нужны партнеры, и наиболее привлекательно выглядела Индия, имеющая с КНР общую границу и при этом питающая к ней глубочайшее недоверие со времен проигранной войны 1962 года. Американцы обещали индийцам золотые горы в обмен на стратегический союз; индийцы обещания благосклонно принимали, но записываться на роль пушечного мяса не спешили.

После прихода к власти Дональда Трампа интерес Вашингтона к Индии заметно упал. Новый президент куда больше внимания уделял проблемам американской экономики, чем геополитическим прожектам с прицелом на полвека; в итоге дальнейшее сотрудничество с Индией легло на плечи чиновников из Госдепа и Пентагона. Массу проектов пришлось свернуть, и вместо того, чтобы инвестировать в индийскую военную промышленность и делиться самыми современными технологиями, американцы демонстрируют приверженность партнерству с Индией при помощи громких, но незатратных акций, типа переименования Тихоокеанского командования в Индо-Тихоокеанское.

Когда в Белом доме осознали, что Индия действительно намерена купить С-400, Вашингтон недвусмысленно дал понять, что за этим последуют санкции. Нью-Дели подключил свою мощную диаспору в Штатах, на которую до того индийские политики возлагали большие надежды, но вскоре выяснилось, что многочисленные статьи, написанные уважаемыми экспертами с индийскими фамилиями и призывающие американцев не горячиться, никак на процесс принятия решений не влияют. Более того, те этнические индийцы, которым удалось пробиться на вершину американского политического Олимпа, внезапно показали себя американцами, а не индийцами, демонстративно ставя интересы новой Родины выше голоса крови.

В результате в конгрессе и сенате развернулись настоящие баталии: неожиданно обнаружились целые группы политиков, по разным соображениям выступающие за то, чтобы наказать Нью-Дели при помощи санкций. Кого-то возмущали нарушения прав человека в Индии, другие считали, что Россию следует дожимать, невзирая на перспективу потерять индийский плацдарм.

Лишь с большим трудом Госдепу и Пентагону удалось убедить конгрессменов и сенаторов дать добро на временный вывод Индии из-под санкций. Не исключено, что произошло это в обмен на уступки с индийской стороны — к примеру, в сентябре 2018 года Индия подписала с США Соглашение о совместимости средств связи и безопасности — пресловутое COMCASA, чего Вашингтон уже давно пытался добиться от Индии.

В целом вся история с С-400 и американскими санкциями продемонстрировала всем, включая проамерикански настроенных индийцев, что Соединенные Штаты руководствуются прежде всего своими интересами, не стесняясь в случае необходимости прибегать к грубому давлению даже на тех, кого они считают потенциальными союзниками.

Старый враг лучше новых двух

Больше всего закупка С-400, однако, огорчила не США, а Пакистан. Хотя пока неясно, где именно разместятся пять зенитно-ракетных полков, вероятно, что как минимум один из них закроет небо на кашмирском участке. Учитывая напряженные отношения Нью-Дели и Исламабада и последние события в небе Кашмира, когда индийские ВВС оказались застигнуты врасплох ответным налетом пакистанской авиации и в последовавшей воздушной схватке потеряли один МиГ-21, полк С-400 может действительно изменить соотношение сил в регионе.

Как заявлено производителем, российский ЗРК может поражать любые типы самолетов; не исключено, что вскоре представится случай проверить это на практике.

Кроме того, несколько дней назад Пакистан испытал баллистическую ракету «Шахин-1», способную поражать объекты на дистанции до 650 км. Для С-400 это идеальная цель: комплекс рассчитан на перехват тактических баллистических ракет средней дальности (до 3500 км). В общем, Пакистану вряд ли удастся в ближайшее время поставить на вооружение что-нибудь такое, с чем не сможет справиться российский комплекс.

Неприятный сюрприз может поджидать и Китай. Граница между Индией и КНР проходит в основном по горам; если внезапно начнется ограниченный конфликт, то индийской авиации придется драться в воздухе на двух ключевых участках — западном в районе Кашмира и Ладакха и восточном, где находится штат Аруначал-Прадеш, который китайцы именуют Южным Тибетом.

В условиях сложного рельефа местности основная нагрузка придется на авиацию, и в первую очередь это касается индийской стороны: индийцы катастрофически отстают от китайцев в развитии приграничной инфраструктуры, и в случае начала конфликта им придется активно задействовать транспортную авиацию. Развернутый над уязвимыми районами зонтик ПВО может оказаться решающим аргументом, который позволит переломить ход боев.

Хочется надеяться, что осознание возможностей нового индийского оружия охладит горячие головы в Исламабаде и повлияет на оценку ситуации Пекином — и тем самым послужит делу установления мира и согласия между тремя ядерными державами.

Дайте им еще

Индия на данный момент заказала пять полков С-400. Учитывая количество уязвимых районов, это выглядит как паллиатив: для того чтобы накрепко закрыть небо, нужно как минимум еще столько же. Это не говоря о других комплексах, которые Россия может поставить индийским партнерам: С-300 ВМ «Антей-2500», «Панцирь», «Тор», «Викинг» (экспортная версия «Бук-М3»), которые смогут в случае начала ограниченного конфликта развернуть прочный зонтик над индийскими колоннами и боевыми порядками.

Есть основания полагать, что С-400 станет только первой ласточкой в российско-индийском сотрудничестве в сфере ЗРК. У Москвы есть что предложить Нью-Дели — шар сейчас на индийской стороне.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBp5qj
Демонтаж светильника на http://remont.youdo.com/electrician/lighting/dismantling/.
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/food-delivery/vegeterianskaya/: смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer