Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уговор по открытому небу


21 ноября 2019 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


В американском Конгрессе прошли слушания о судьбе Договора по открытому небу (ДОН) — важного соглашения, позволяющего США, России и еще 32 странам осуществлять разведывательные полеты над территориями друг друга с целью контроля над военной деятельностью и укрепления доверия. В администрации Дональда Трампа рассматривают возможность выхода из этого договора под предлогом его нарушения со стороны России. Эксперты призывали конгрессменов не допустить этого. Убедить получилось, однако, не всех.

Слушания были организованы комитетом Палаты представителей по международным делам и Хельсинкской комиссией Конгресса. Председательствовавший на них конгрессмен от штата Массачусетс Уильям Китинг (демократ) во вступительном слове призвал администрацию Дональда Трампа не выходить из ДОН. «С момента вступления этого договора в силу в 2002 году было проведено около 1,5 тыс. наблюдательных полетов, из них одна треть — это полеты США над Россией»,— объявил он. И уточнил: В целом американских полетов над территорией России было в три раза больше, чем российских над США».

Напомним, в начале октября стало известно, что в Белом доме рассматривают возможность выхода США из ДОН и в качестве предлога хотят использовать нарушение этого договора Россией (см. “Ъ” от 8 октября). Американские СМИ позже уточнили, что соответствующий документ был подготовлен бывшим советником по национальной безопасности Джоном Болтоном незадолго до его отставки и передан Дональду Трампу на подпись. Американские законодатели и союзники США по НАТО тогда возмутились, что столь важное решение было уже почти оформлено без каких-либо консультаций с ними. Состоявшиеся слушания были призваны отчасти восполнить этот пробел. При этом стало ясно, что республиканцы в целом допускают выход США из ДОН, в то время как их оппоненты из Демократической партии скорее хотят сохранить соглашение.

«Россия уже много лет дерзким образом нарушает этот договор. Мы должны решить, как на это реагировать»,— заявил республиканец из штата Иллинойс Адам Кинзингер. Он назвал претензии к РФ: «Во-первых, российские власти запретили полеты над нелегально оккупированными территориями Абхазии и Южной Осетии. А во-вторых, русские ограничивают наши полеты над военным анклавом Калининград».

Отметим, что на обе претензии Россия ранее отвечала. Противоречия по первому пункту вытекают из политических разногласий. В ДОН записано, что «маршрут полета проходит не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое не является участником договора». Россия считает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, к которым применимо это положение. Ограничения же по полетам над Калининградской областью Россия ввела после того, как некоторые члены ДОН (прежде всего Польша), имея право совершать полеты на дальность до 5,5 тыс. км, в основном летали именно над этим регионом, «создавая проблемы для использования воздушного пространства региона и работы аэропорта Храброво».

Демократ Уильям Китинг однако заявил, что ДОН даже с учетом имеющихся разногласий «продолжает служить интересам США и их союзников». «Едва ли не больше всех этот договор нужен Украине,— сказал он.— В 2014 году, после российского вторжения на Украину, США и их партнеры активно использовали договор (для прояснения ситуации на российско-украинской границе.— “Ъ”)». Его поддержал демократ из Миссури Эмануэль Кливер.

«ДОН — это один из столпов обеспечения безопасности в Европе и Евразии. Выход из этого договора был бы большой ошибкой. Очень серьезной. Просто ужасной»,— предупредил он.

На слушания были приглашены три эксперта. И все трое призвали конгрессменов не допустить развала ДОН. Бывший старший директор Совета нацбезопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вулфстал (ныне эксперт организации Global Zero) отметил, что в рамках договора военные США и России налаживают связи друг с другом, что может пригодиться «на случай непреднамеренного инцидента».

Научный сотрудник исследовательской службы Конгресса Эми Вульф добавила, что средства национального контроля, прежде всего спутники, не могут считаться полноценной альтернативной ДОН. «Спутники не видят сквозь облака, а самолеты могут пролететь под ними. Спутникам сложно менять маршрут, а самолеты могут делать это быстро. Кроме того, США обычно не делятся с другими странами, даже союзниками, секретной информацией, полученной при помощи спутниковой съемки. А данные с облетов ДОН собираются в одной базе и доступны для всех стран—членов соглашения»,— уточнила она.

В свою очередь, бывший высокопоставленный американский дипломат Дэмиен Лидер предупредил, что выработать альтернативу ДОН быстро не удастся, а потому надо задействовать имеющиеся в рамках этого договора механизмы для урегулирования споров. «С русскими сложно договариваться обо всем, даже о времени обеда. Но надо быть жестким, давать отпор и искать взаимоприемлемые решения»,— призвал он.

Как может выглядеть такой компромисс, участники слушаний не решили. Впрочем, в двух моментах республиканцы и демократы были едины. Во-первых, в том, что нельзя допустить, чтобы решение о судьбе договора принимал Дональд Трамп единолично. Чтобы предотвратить такой сценарий, группа представителей обеих партий под руководством демократа Джима Панетты (Калифорния) в среду, 20 ноября, внесла на рассмотрение Конгресса «Акт о стабильности Договора по открытому небу». Он запрещает президенту выводить страну из этого соглашения без консультаций с законодателями. Нет разногласий между республиканцами и демократами и относительно их оценки действий России. Общее мнение на слушаниях выразил демократ из Нью-Джерси Альбио Сирес: «Пока мы спим, Россия что-то замышляет».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2WfB
http://remont.youdo.com/plumbers/bath/corner/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer