Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уговор по открытому небу


21 ноября 2019 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


В американском Конгрессе прошли слушания о судьбе Договора по открытому небу (ДОН) — важного соглашения, позволяющего США, России и еще 32 странам осуществлять разведывательные полеты над территориями друг друга с целью контроля над военной деятельностью и укрепления доверия. В администрации Дональда Трампа рассматривают возможность выхода из этого договора под предлогом его нарушения со стороны России. Эксперты призывали конгрессменов не допустить этого. Убедить получилось, однако, не всех.

Слушания были организованы комитетом Палаты представителей по международным делам и Хельсинкской комиссией Конгресса. Председательствовавший на них конгрессмен от штата Массачусетс Уильям Китинг (демократ) во вступительном слове призвал администрацию Дональда Трампа не выходить из ДОН. «С момента вступления этого договора в силу в 2002 году было проведено около 1,5 тыс. наблюдательных полетов, из них одна треть — это полеты США над Россией»,— объявил он. И уточнил: В целом американских полетов над территорией России было в три раза больше, чем российских над США».

Напомним, в начале октября стало известно, что в Белом доме рассматривают возможность выхода США из ДОН и в качестве предлога хотят использовать нарушение этого договора Россией (см. “Ъ” от 8 октября). Американские СМИ позже уточнили, что соответствующий документ был подготовлен бывшим советником по национальной безопасности Джоном Болтоном незадолго до его отставки и передан Дональду Трампу на подпись. Американские законодатели и союзники США по НАТО тогда возмутились, что столь важное решение было уже почти оформлено без каких-либо консультаций с ними. Состоявшиеся слушания были призваны отчасти восполнить этот пробел. При этом стало ясно, что республиканцы в целом допускают выход США из ДОН, в то время как их оппоненты из Демократической партии скорее хотят сохранить соглашение.

«Россия уже много лет дерзким образом нарушает этот договор. Мы должны решить, как на это реагировать»,— заявил республиканец из штата Иллинойс Адам Кинзингер. Он назвал претензии к РФ: «Во-первых, российские власти запретили полеты над нелегально оккупированными территориями Абхазии и Южной Осетии. А во-вторых, русские ограничивают наши полеты над военным анклавом Калининград».

Отметим, что на обе претензии Россия ранее отвечала. Противоречия по первому пункту вытекают из политических разногласий. В ДОН записано, что «маршрут полета проходит не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое не является участником договора». Россия считает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, к которым применимо это положение. Ограничения же по полетам над Калининградской областью Россия ввела после того, как некоторые члены ДОН (прежде всего Польша), имея право совершать полеты на дальность до 5,5 тыс. км, в основном летали именно над этим регионом, «создавая проблемы для использования воздушного пространства региона и работы аэропорта Храброво».

Демократ Уильям Китинг однако заявил, что ДОН даже с учетом имеющихся разногласий «продолжает служить интересам США и их союзников». «Едва ли не больше всех этот договор нужен Украине,— сказал он.— В 2014 году, после российского вторжения на Украину, США и их партнеры активно использовали договор (для прояснения ситуации на российско-украинской границе.— “Ъ”)». Его поддержал демократ из Миссури Эмануэль Кливер.

«ДОН — это один из столпов обеспечения безопасности в Европе и Евразии. Выход из этого договора был бы большой ошибкой. Очень серьезной. Просто ужасной»,— предупредил он.

На слушания были приглашены три эксперта. И все трое призвали конгрессменов не допустить развала ДОН. Бывший старший директор Совета нацбезопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вулфстал (ныне эксперт организации Global Zero) отметил, что в рамках договора военные США и России налаживают связи друг с другом, что может пригодиться «на случай непреднамеренного инцидента».

Научный сотрудник исследовательской службы Конгресса Эми Вульф добавила, что средства национального контроля, прежде всего спутники, не могут считаться полноценной альтернативной ДОН. «Спутники не видят сквозь облака, а самолеты могут пролететь под ними. Спутникам сложно менять маршрут, а самолеты могут делать это быстро. Кроме того, США обычно не делятся с другими странами, даже союзниками, секретной информацией, полученной при помощи спутниковой съемки. А данные с облетов ДОН собираются в одной базе и доступны для всех стран—членов соглашения»,— уточнила она.

В свою очередь, бывший высокопоставленный американский дипломат Дэмиен Лидер предупредил, что выработать альтернативу ДОН быстро не удастся, а потому надо задействовать имеющиеся в рамках этого договора механизмы для урегулирования споров. «С русскими сложно договариваться обо всем, даже о времени обеда. Но надо быть жестким, давать отпор и искать взаимоприемлемые решения»,— призвал он.

Как может выглядеть такой компромисс, участники слушаний не решили. Впрочем, в двух моментах республиканцы и демократы были едины. Во-первых, в том, что нельзя допустить, чтобы решение о судьбе договора принимал Дональд Трамп единолично. Чтобы предотвратить такой сценарий, группа представителей обеих партий под руководством демократа Джима Панетты (Калифорния) в среду, 20 ноября, внесла на рассмотрение Конгресса «Акт о стабильности Договора по открытому небу». Он запрещает президенту выводить страну из этого соглашения без консультаций с законодателями. Нет разногласий между республиканцами и демократами и относительно их оценки действий России. Общее мнение на слушаниях выразил демократ из Нью-Джерси Альбио Сирес: «Пока мы спим, Россия что-то замышляет».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2WfB
http://remont.youdo.com/plumbers/bath/corner/, лучшие цены здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer