Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Новейший бомбардировщик США B-21 Raider умрёт, не родившись


26 ноября 2019 года Владимир Васильев, ИА REGNUM


У проекта США по созданию дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider нет большого будущего. Уже сейчас этот перспективный американский «бомбардировщик-невидимка» для наших ЗРК С-400 «Триумф» и модернизированных ЗРК С-300 мало чем отличается от других воздушных целей. А в 2020 году на вооружение ВС РФ начнёт поступать зенитно-ракетная система С-500 «Прометей», имеющая гораздо более высокие характеристики.

Исследовательская служба Конгресса США (Congressional Research Service — CRS) 13 ноября 2019 года опубликовала доклад под названием «Дальний ударный бомбардировщик ВВС В-21 Raider». В документе на основе информации из открытых источников исследуется программа по созданию этого перспективного самолёта. Ряд моментов доклада заслуживает внимания, так как данный самолёт должен занять важнейшее место в воздушной компоненте ядерной триады США.

27 октября 2015 года министерство обороны США объявило о своём намерении присудить контракт на строительство нового дальнего ударного бомбардировщика по программе Long Range Strike Bomber (LRS-B) корпорации Northrop Grumman. Конкурентом за контракт, командой компаний Boeing и Lockheed Martin, в феврале 2016 года были опротестованы результаты этого конкурса, но Счётная палата США отклонила протест.

Впоследствии министр ВВС США объявил, что данный бомбардировщик будет носить название В-21 Raider в честь «Рейда Дулиттла» (Doolittle Raid). Это воздушная операция времён Второй мировой войны, в ходе которой 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла 18 апреля 1942 впервые в этой войне нанесли авиаудар по территории Японии в ответ на нападение японцев на Пёрл-Харбор, совершённое 7 декабря 1941 года.

Конкретный дизайн В-21 Raider остаётся засекреченным. В то же время ВВС США озвучили специфические черты данной боевой машины. Бомбардировщик должен иметь большой и гибкий отсек полезной нагрузки, чтобы нести полный диапазон существующих и перспективных вооружений — как обычных, так и ядерных.

В докладе CRS указывается, что сочетание большой дальности, большой полезной нагрузки и ограничений по стоимости предполагает, что B-21 будет дозвуковым. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Имеющееся в открытом доступе изображение В-21 Raider напоминает бомбардировщик B-2A, но более простой формы. Новый бомбардировщик будет относиться к самолётам-невидимкам, при его создании будут применяться технологии снижения заметности.

В-21 Raider должен обладать выживаемостью и способностью преодолевать систему противовоздушной обороны. Самолёт будет управляться экипажем на борту или пилотироваться дистанционно. Эта боевая машина должна в первую очередь заменить стоящие на вооружении 63 бомбардировщика B-1B и 20 бомбардировщиков B-2A, которые закончат свою службу в 2030-х годах. Возможно, в будущем В-21 Raider заменит и бомбардировщики B-52G.

Наряду с истребителем пятого поколения F-35 и топливозаправщиком KC-46A бомбардировщик B-21 Raider внесён в список трёх главных приоритетов ВВС США в сфере закупок. Предполагается, что минимальный парк В-21 Raider составит 100 самолётов. Исходя из этого количества, выведена стоимость одной боевой машины — 550 миллионов долларов США (в долларах 2010 финансового года).

ВВС США даже определили три авиабазы, где на территории Соединённых Штатов будут базироваться бомбардировщики B-21 Raider: Уайтмен (штат Миссури), Дайесс (штат Техас) и Эллсуорт (штат Южная Дакота).

В 2019 году на программу B-21 Raider выделялось финансирование в размере 2,28 миллиарда долларов. Бюджетная заявка администрации президента США на 2020 финансовый год включала 3 миллиарда долларов, запрос примерно такой же суммы ожидается и в 2021 финансовом году. Начиная с 2022 финансового года в течение пяти лет, по оценке Исследовательской службы Конгресса США, ВВС США будут запрашивать по 5,9 миллиарда долларов в год на данную программу.

При создании B-21 будет применяться архитектура открытых систем. По мнению Исследовательской службы Конгресса США, этот подход позволит легко интегрировать в самолёт новые датчики и подсистемы. В данном случае усовершенствование различного оборудования может быть не связано с модернизацией самого самолёта, а проводиться отдельно.

ВВС США ожидают первый полёт B-21 Raider в декабре 2021 года. Степени начальной боевой готовности самолёт может достигнуть в середине 2020-х годов. Однако позже появились заявления чиновников ВВС США о достижении начальной боевой готовности бомбардировщика в конце 2020-х годов.

Первые B-21 будут только в пилотируемом варианте, появление беспилотной версии возможно через несколько лет после выхода на уровень начальной боевой готовности. На переход самолёта в разряд носителей ядерного оружия понадобится два года или около того после выхода на уровень начальной боевой готовности.

Корпорация Northrop Grumman намерена производить бомбардировщики B-21 на своих мощностях на 42-м заводе военно-воздушных сил (Air Force Plant 42) в Палмдейле, штат Калифорния. На этом же заводе шло производство бомбардировщиков B-2A Spirit.

Кстати, министр ВВС США Мэтью Донован 17 сентября 2019 года заявил, что первый испытательный самолёт уже находится в производстве в Палмдейле. Его первый полёт будет совершён на авиабазу Эдвардс, расположенную в 35 километрах от завода. На этой авиабазе будут идти его дальнейшие испытания силами 420-й лётно-испытательной эскадрильи.

Если провести краткий анализ доклада Исследовательской службы Конгресса США по планам создания дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider, то на бумаге всё выглядит более-менее гладко. В то же время в реальности, скорее всего, всё окажется далеко не так.

Известно, что основной производитель самолёта корпорация Northrop Grumman имеет опыт в производстве бомбардировщика B-2A Spirit. Судя по открытым данным, размеры и взлётная масса B-21 будут меньше: размах крыла составит 35−40 метров, максимальная взлётная масса — около 100 тонн. У B-2A Spirit размах крыла — 52,12 метра, максимальная взлётная масса — 171 тонна. Однако, несмотря на то, что новая боевая машина будет строиться по той же схеме — «летающее крыло», это будет не уменьшенная копия B-2A, это будет другой самолёт.

Кроме того, трудно назвать проект по созданию B-2A Spirit удачным. Изначально планировалось заказать 133 этих машины. Однако из-за их дороговизны минобороны США заказало только 21 самолёт. Каждый из них обошёлся американским налогоплательщикам примерно в 2,1 миллиарда долларов.

Машина получилась не только дорогой, но и прихотливой в эксплуатации. B-2A Spirit плохо переносит ультрафиолетовое излучение, которое разрушает радиопоглащающее покрытие корпуса. Для хранения этого бомбардировщика требуется специальный ангар с постоянным микроклиматом. Только несколько авиабаз в мире обеспечивают такие тепличные условия. Час полёта B-2A Spirit обходится в 130 тысяч долларов.

Также есть большие сомнения в том, что корпорация Northrop Grumman сможет уложиться в отведённые сроки и бюджет, и стоимость одного B-21 Raider будет в пределах 550 миллионов долларов. Приходится констатировать, что компании военно-промышленного комплекса США в первую очередь сосредоточены на «эффективном» освоении оборонного бюджета страны, а не на создании качественных и приемлемых по стоимости образцов вооружения и боевой техники.

С большой долей вероятности можно предположить, что в каком-то виде будет повторена история с созданием истребителя пятого поколения F-35. Программа F-35 продолжается уже 18 лет, на восемь лет больше запланированного срока. Её стоимость с прогнозируемых 233 миллиардов долларов увеличилась за это время почти в два раза — до 428 миллиардов долларов.

Следует заметить, что программа B-21 Raider при плановых показателях (минимальном заказе в 100 самолётов и цене за единицу 550 миллионов долларов) выходит на приличную общую сумму — 55 миллиардов долларов. Кстати, Исследовательская служба Конгресса США упоминает в докладе и предложение закупить 200 самолётов этой марки.

Лет через десять Пентагон может быть поставлен перед фактом: либо покупать B-21 Raider в том виде, в каком он реализован, либо остаться с парком бомбардировщиков B-2A и B-1B, у которых истекает срок эксплуатации. Единственной альтернативой B-21 Raider на тот момент времени будут стоящие около 90 лет на вооружении бомбардировщики B-52G.

ВВС США также следует учитывать тот факт, что за время работы над B-21 Raider он гарантированно устареет. Ведь Россия за последние годы совершила гигантский качественный скачок в сфере создания новейших вооружений.

На большом заседании Совета безопасности 22 ноября 2019 года президент России Владимир Путин отметил, что наша страна во многих военных сферах впереди планеты всей, и это при сравнительно скромном оборонном бюджете. По его объёму Россия находится на шестом месте в мире. Глава государства подчеркнул, что «нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем».

Есть все основания полагать, что у проекта США по созданию дальнего ударного бомбардировщика B-21 Raider нет большого будущего. Действительно, уже сейчас этот перспективный американский бомбардировщик-невидимка для наших зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» и модернизированных ЗРК С-300 мало чем отличается от других воздушных целей.

А в 2020 году на вооружение ВС РФ начнёт поступать зенитно-ракетная система С-500 «Прометей», имеющая гораздо более высокие характеристики. Пока американцы начнут серийное производство B-21 Raider, российские оружейники уже создадут ЗРС С-600, а может и С-700. Образно говоря, новейший бомбардировщик США B-21 Raider может умереть, не родившись.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Калашников, Александр Прытков
КоммерсантЪ-Воронеж
Воронежу добавляют крыльев
Василий Дадалко, Сергей Кирелюк
Военно-промышленный курьер
Дроны летят на запах бензина
Наталья Башлыкова
Известия
Больные меры: МИД России просят ограничить поток туристов в Китай
Инна Сидоркова
РБК
Разработчику "Бурана" предложили должность уборщика в РКК "Энергия"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов



Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели
Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Рекомендуем: кран в туалете не работает посмотреть, подробности по ссылке.
Тут какой утеплитель лучше для крыши дома, лучшие цены по ссылке.
Топ 10 мастеров: самый кросивый дом из ракушняка, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer