Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ядерный недолет


26 ноября 2019 года Витольд Василец, Военно-промышленный курьер


В 50–60-е годы проведению натурных испытаний ядерных авиабомб (АБ) в атмосфере предшествовали летно-баллистические (ЛБИ) на базе стационарного комплекса средств внешнетраекторных измерений (ВТИ) 71-го полигона ВВС. Только после тщательной подготовки начинались испытания реальных изделий. По этому алгоритму действовали и при создании мощнейшей на тот момент ядерной бомбы РДС-37.

Комплекс состоял из трех территориально разнесенных пунктов, каждый из которых был оснащен кинотеодолитом с фокусным расстоянием три тысячи миллиметров, кинотелескопом с фокусным расстоянием 4500 миллиметров и радиолокационными установками (СОН-4, «Амур», «Кама»). Работа указанных средств синхронизировалась с центрального командного пункта.

Бомбометания испытываемыми АБ проводились с различных типов самолетов (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ил-28, МиГ-21, Су-7Б, Як-28), пилотируемых летным составом 35-го смешанного испытательного авиаполка 71-го полигона ВВС, в широком диапазоне высот и скоростей. Каждая бомба подвергалась трем видам измерений: вес, центр тяжести и момент инерции.

ЛБИ проводились по программам, разработанным научно-испытательной частью (НИЧ) совместно с разработчиками соответствующих типов АБ и главным штурманом полигона. Задания для самолетов-носителей выдавались ведущими инженерами НИЧ при непосредственном участии командиров соответствующих экипажей. Задания на полет утверждал лично начальник полигона. Донесения о результатах испытательных полетов оформлялись в письменном виде под роспись.
“Чем руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения испытаний, остается загадкой”

В 1954 году для обработки результатов ВТИ начала применяться ламповая ЭВМ «Урал-1», на смену которой вскоре пришел «Урал-2» с соответствующим программным обеспечением. Применение ЭВМ позволило оптимизировать расчеты, одновременно появилась возможность математического моделирования результатов бомбометания для различных начальных условий.

Грамотно скоординированная работа личного состава полигона, занятого проведением ВТИ, позволила получить достоверные данные по баллистическим характеристикам для всей номенклатуры испытанных бомб, а также составить соответствующие банки данных по ним. Эти результаты широко использовались многими специалистами НИЧ при проведении контрольных испытаний АБ, разработке инструкций по их боевому применению, организации полетов для ведения активной радиотехнической маскировки и в других случаях. С появлением в 60-х годах новых баллистических таблиц, в основу которых были положены уточненные геофизические и аэрологические факторы, в НИЧ была разработана методика привязки баллистических характеристик авиабомб к указанным таблицам.

Но результаты испытаний – это не только скрупулезные вычисления, а еще и оценка человеческого фактора в реальной боевой обстановке. Скажем, последствия неосведомленности штурмана самолета Ту-16А о заданной высоте взрыва авиабомбы РДС-37 на траектории свободного полета заслуживают более пристального освещения. Тем более что до 1955 года аналогов РДС-37, созданной ВНИИЭФ, в мире не существовало.

В октябре 1955-го по прибытии на УП-2 МО (Семипалатинский полигон) экспедиции КБ-11 (ныне ВНИИЭФ) и авиагруппы 71-го полигона ВВС выяснилось, что заряд авиабомбы РДС-37 обладает значительно большей мощностью, чем декларировалось. Было принято решение: в целях обеспечения безопасности экипажа самолета Ту-16А от поражающих факторов взрыва дооборудовать самолет средствами светозащиты, а бомбу укомплектовать подходящей парашютной системой.

Для определения характеристического времени АБ в заданных условиях бомбометания (высота – 12 000 м, скорость полета – 985 км/час) были выделены пять габаритно-массовых макетов и создана расчетная группа в составе трех специалистов под руководством академика Якова Зельдовича. Характеристическое время оценивалось с помощью баллистических таблиц, входом в которые были высота и скорость полета самолета, а также время падения АБ до земли (контролировалось пятью наблюдателями с помощью секундомеров). Осредненное значение, полученное по результатам бомбометаний, составило 21 секунду. Высота взрыва и номограмма для ее учета в характеристическом времени, имевшаяся в распоряжении расчетной группы, не рассматривались. Характеристическое время с учетом высоты взрыва было бы равным 21,25 секунды.

Разность указанных значений привела к недолету в 2600 метров авиабомбы РДС-37 до центра опытной площадки П5, на которой была установлена контрольно-измерительная аппаратура для регистрации параметров взрыва. Какими соображениями руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения летных испытаний РДС-37, навсегда останется загадкой. Но ввиду огромной мощности взрыва заряда РДС-37, впервые превысившей мегатонну и составившей 1,6 мегатонны, все контролируемые параметры взрыва были зарегистрированы средствами УП-2 МО полностью.

За мужество, проявленное при испытаниях РДС-37 и других ядерных авиабомб, штурман самолета Ту-16А капитан Андрей Кириленко был награжден орденом Ленина – он находился в остекленном «фонаре» и рисковал более других членов экипажа.

Справка «ВПК»

Словарь летно-баллистических испытаний ядерных авиабомб

Баллистика – в данном контексте наука о законах полета неуправляемых авиабомб, сбрасываемых с самолета-носителя.

Бомбометание – действие летчика (штурмана) самолета, осуществляющего сбрасывание авиабомбы с самолета при помощи прицельных устройств.

Характеристическое время авиабомбы – параметр, являющийся функцией баллистического коэффициента, характеризующего влияние геометрических обводов корпуса авиабомбы, калибра (размеров) и массы на ускорение силы лобового сопротивления на траектории падения.

Элементы траектории свободного полета (падения) авиабомбы:

относ – горизонтальная составляющая пути авиабомбы, пройденного за время ее падения;
отставание – расстояние между точкой падения авиабомбы и проекцией самолета-носителя в момент падения АБ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvU9F
Объявление: https://youdo.com/coach/logopeda/geo/sao/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer