Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Ядерный недолет


26 ноября 2019 года Витольд Василец, Военно-промышленный курьер


В 50–60-е годы проведению натурных испытаний ядерных авиабомб (АБ) в атмосфере предшествовали летно-баллистические (ЛБИ) на базе стационарного комплекса средств внешнетраекторных измерений (ВТИ) 71-го полигона ВВС. Только после тщательной подготовки начинались испытания реальных изделий. По этому алгоритму действовали и при создании мощнейшей на тот момент ядерной бомбы РДС-37.

Комплекс состоял из трех территориально разнесенных пунктов, каждый из которых был оснащен кинотеодолитом с фокусным расстоянием три тысячи миллиметров, кинотелескопом с фокусным расстоянием 4500 миллиметров и радиолокационными установками (СОН-4, «Амур», «Кама»). Работа указанных средств синхронизировалась с центрального командного пункта.

Бомбометания испытываемыми АБ проводились с различных типов самолетов (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ил-28, МиГ-21, Су-7Б, Як-28), пилотируемых летным составом 35-го смешанного испытательного авиаполка 71-го полигона ВВС, в широком диапазоне высот и скоростей. Каждая бомба подвергалась трем видам измерений: вес, центр тяжести и момент инерции.

ЛБИ проводились по программам, разработанным научно-испытательной частью (НИЧ) совместно с разработчиками соответствующих типов АБ и главным штурманом полигона. Задания для самолетов-носителей выдавались ведущими инженерами НИЧ при непосредственном участии командиров соответствующих экипажей. Задания на полет утверждал лично начальник полигона. Донесения о результатах испытательных полетов оформлялись в письменном виде под роспись.
“Чем руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения испытаний, остается загадкой”

В 1954 году для обработки результатов ВТИ начала применяться ламповая ЭВМ «Урал-1», на смену которой вскоре пришел «Урал-2» с соответствующим программным обеспечением. Применение ЭВМ позволило оптимизировать расчеты, одновременно появилась возможность математического моделирования результатов бомбометания для различных начальных условий.

Грамотно скоординированная работа личного состава полигона, занятого проведением ВТИ, позволила получить достоверные данные по баллистическим характеристикам для всей номенклатуры испытанных бомб, а также составить соответствующие банки данных по ним. Эти результаты широко использовались многими специалистами НИЧ при проведении контрольных испытаний АБ, разработке инструкций по их боевому применению, организации полетов для ведения активной радиотехнической маскировки и в других случаях. С появлением в 60-х годах новых баллистических таблиц, в основу которых были положены уточненные геофизические и аэрологические факторы, в НИЧ была разработана методика привязки баллистических характеристик авиабомб к указанным таблицам.

Но результаты испытаний – это не только скрупулезные вычисления, а еще и оценка человеческого фактора в реальной боевой обстановке. Скажем, последствия неосведомленности штурмана самолета Ту-16А о заданной высоте взрыва авиабомбы РДС-37 на траектории свободного полета заслуживают более пристального освещения. Тем более что до 1955 года аналогов РДС-37, созданной ВНИИЭФ, в мире не существовало.

В октябре 1955-го по прибытии на УП-2 МО (Семипалатинский полигон) экспедиции КБ-11 (ныне ВНИИЭФ) и авиагруппы 71-го полигона ВВС выяснилось, что заряд авиабомбы РДС-37 обладает значительно большей мощностью, чем декларировалось. Было принято решение: в целях обеспечения безопасности экипажа самолета Ту-16А от поражающих факторов взрыва дооборудовать самолет средствами светозащиты, а бомбу укомплектовать подходящей парашютной системой.

Для определения характеристического времени АБ в заданных условиях бомбометания (высота – 12 000 м, скорость полета – 985 км/час) были выделены пять габаритно-массовых макетов и создана расчетная группа в составе трех специалистов под руководством академика Якова Зельдовича. Характеристическое время оценивалось с помощью баллистических таблиц, входом в которые были высота и скорость полета самолета, а также время падения АБ до земли (контролировалось пятью наблюдателями с помощью секундомеров). Осредненное значение, полученное по результатам бомбометаний, составило 21 секунду. Высота взрыва и номограмма для ее учета в характеристическом времени, имевшаяся в распоряжении расчетной группы, не рассматривались. Характеристическое время с учетом высоты взрыва было бы равным 21,25 секунды.

Разность указанных значений привела к недолету в 2600 метров авиабомбы РДС-37 до центра опытной площадки П5, на которой была установлена контрольно-измерительная аппаратура для регистрации параметров взрыва. Какими соображениями руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения летных испытаний РДС-37, навсегда останется загадкой. Но ввиду огромной мощности взрыва заряда РДС-37, впервые превысившей мегатонну и составившей 1,6 мегатонны, все контролируемые параметры взрыва были зарегистрированы средствами УП-2 МО полностью.

За мужество, проявленное при испытаниях РДС-37 и других ядерных авиабомб, штурман самолета Ту-16А капитан Андрей Кириленко был награжден орденом Ленина – он находился в остекленном «фонаре» и рисковал более других членов экипажа.

Справка «ВПК»

Словарь летно-баллистических испытаний ядерных авиабомб

Баллистика – в данном контексте наука о законах полета неуправляемых авиабомб, сбрасываемых с самолета-носителя.

Бомбометание – действие летчика (штурмана) самолета, осуществляющего сбрасывание авиабомбы с самолета при помощи прицельных устройств.

Характеристическое время авиабомбы – параметр, являющийся функцией баллистического коэффициента, характеризующего влияние геометрических обводов корпуса авиабомбы, калибра (размеров) и массы на ускорение силы лобового сопротивления на траектории падения.

Элементы траектории свободного полета (падения) авиабомбы:

относ – горизонтальная составляющая пути авиабомбы, пройденного за время ее падения;
отставание – расстояние между точкой падения авиабомбы и проекцией самолета-носителя в момент падения АБ.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Калашников, Александр Прытков
КоммерсантЪ-Воронеж
Воронежу добавляют крыльев
Василий Дадалко, Сергей Кирелюк
Военно-промышленный курьер
Дроны летят на запах бензина
Наталья Башлыкова
Известия
Больные меры: МИД России просят ограничить поток туристов в Китай
Инна Сидоркова
РБК
Разработчику "Бурана" предложили должность уборщика в РКК "Энергия"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов



Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели
Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Уборка квартир: очистка стекол рязанский можно найти здесь.
Объявление: логопед для детей САО, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer