Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ядерный недолет


26 ноября 2019 года Витольд Василец, Военно-промышленный курьер


В 50–60-е годы проведению натурных испытаний ядерных авиабомб (АБ) в атмосфере предшествовали летно-баллистические (ЛБИ) на базе стационарного комплекса средств внешнетраекторных измерений (ВТИ) 71-го полигона ВВС. Только после тщательной подготовки начинались испытания реальных изделий. По этому алгоритму действовали и при создании мощнейшей на тот момент ядерной бомбы РДС-37.

Комплекс состоял из трех территориально разнесенных пунктов, каждый из которых был оснащен кинотеодолитом с фокусным расстоянием три тысячи миллиметров, кинотелескопом с фокусным расстоянием 4500 миллиметров и радиолокационными установками (СОН-4, «Амур», «Кама»). Работа указанных средств синхронизировалась с центрального командного пункта.

Бомбометания испытываемыми АБ проводились с различных типов самолетов (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ил-28, МиГ-21, Су-7Б, Як-28), пилотируемых летным составом 35-го смешанного испытательного авиаполка 71-го полигона ВВС, в широком диапазоне высот и скоростей. Каждая бомба подвергалась трем видам измерений: вес, центр тяжести и момент инерции.

ЛБИ проводились по программам, разработанным научно-испытательной частью (НИЧ) совместно с разработчиками соответствующих типов АБ и главным штурманом полигона. Задания для самолетов-носителей выдавались ведущими инженерами НИЧ при непосредственном участии командиров соответствующих экипажей. Задания на полет утверждал лично начальник полигона. Донесения о результатах испытательных полетов оформлялись в письменном виде под роспись.
“Чем руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения испытаний, остается загадкой”

В 1954 году для обработки результатов ВТИ начала применяться ламповая ЭВМ «Урал-1», на смену которой вскоре пришел «Урал-2» с соответствующим программным обеспечением. Применение ЭВМ позволило оптимизировать расчеты, одновременно появилась возможность математического моделирования результатов бомбометания для различных начальных условий.

Грамотно скоординированная работа личного состава полигона, занятого проведением ВТИ, позволила получить достоверные данные по баллистическим характеристикам для всей номенклатуры испытанных бомб, а также составить соответствующие банки данных по ним. Эти результаты широко использовались многими специалистами НИЧ при проведении контрольных испытаний АБ, разработке инструкций по их боевому применению, организации полетов для ведения активной радиотехнической маскировки и в других случаях. С появлением в 60-х годах новых баллистических таблиц, в основу которых были положены уточненные геофизические и аэрологические факторы, в НИЧ была разработана методика привязки баллистических характеристик авиабомб к указанным таблицам.

Но результаты испытаний – это не только скрупулезные вычисления, а еще и оценка человеческого фактора в реальной боевой обстановке. Скажем, последствия неосведомленности штурмана самолета Ту-16А о заданной высоте взрыва авиабомбы РДС-37 на траектории свободного полета заслуживают более пристального освещения. Тем более что до 1955 года аналогов РДС-37, созданной ВНИИЭФ, в мире не существовало.

В октябре 1955-го по прибытии на УП-2 МО (Семипалатинский полигон) экспедиции КБ-11 (ныне ВНИИЭФ) и авиагруппы 71-го полигона ВВС выяснилось, что заряд авиабомбы РДС-37 обладает значительно большей мощностью, чем декларировалось. Было принято решение: в целях обеспечения безопасности экипажа самолета Ту-16А от поражающих факторов взрыва дооборудовать самолет средствами светозащиты, а бомбу укомплектовать подходящей парашютной системой.

Для определения характеристического времени АБ в заданных условиях бомбометания (высота – 12 000 м, скорость полета – 985 км/час) были выделены пять габаритно-массовых макетов и создана расчетная группа в составе трех специалистов под руководством академика Якова Зельдовича. Характеристическое время оценивалось с помощью баллистических таблиц, входом в которые были высота и скорость полета самолета, а также время падения АБ до земли (контролировалось пятью наблюдателями с помощью секундомеров). Осредненное значение, полученное по результатам бомбометаний, составило 21 секунду. Высота взрыва и номограмма для ее учета в характеристическом времени, имевшаяся в распоряжении расчетной группы, не рассматривались. Характеристическое время с учетом высоты взрыва было бы равным 21,25 секунды.

Разность указанных значений привела к недолету в 2600 метров авиабомбы РДС-37 до центра опытной площадки П5, на которой была установлена контрольно-измерительная аппаратура для регистрации параметров взрыва. Какими соображениями руководствовалась расчетная группа, некорректно сформулировав условия проведения летных испытаний РДС-37, навсегда останется загадкой. Но ввиду огромной мощности взрыва заряда РДС-37, впервые превысившей мегатонну и составившей 1,6 мегатонны, все контролируемые параметры взрыва были зарегистрированы средствами УП-2 МО полностью.

За мужество, проявленное при испытаниях РДС-37 и других ядерных авиабомб, штурман самолета Ту-16А капитан Андрей Кириленко был награжден орденом Ленина – он находился в остекленном «фонаре» и рисковал более других членов экипажа.

Справка «ВПК»

Словарь летно-баллистических испытаний ядерных авиабомб

Баллистика – в данном контексте наука о законах полета неуправляемых авиабомб, сбрасываемых с самолета-носителя.

Бомбометание – действие летчика (штурмана) самолета, осуществляющего сбрасывание авиабомбы с самолета при помощи прицельных устройств.

Характеристическое время авиабомбы – параметр, являющийся функцией баллистического коэффициента, характеризующего влияние геометрических обводов корпуса авиабомбы, калибра (размеров) и массы на ускорение силы лобового сопротивления на траектории падения.

Элементы траектории свободного полета (падения) авиабомбы:

относ – горизонтальная составляющая пути авиабомбы, пройденного за время ее падения;
отставание – расстояние между точкой падения авиабомбы и проекцией самолета-носителя в момент падения АБ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvU9F
Объявление: https://youdo.com/coach/logopeda/geo/sao/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer