Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зато мы делаем ракеты: откажется ли Турция от российских С-400


27 ноября 2019 года Ксения Логинова, Известия


Еще несколько недель назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и американский лидер Дональд Трамп на переговорах в Вашингтоне уверяли, что могут преодолеть разногласия из-за покупки Анкарой российского зенитно-ракетного комплекса С-400. Турция успокоила союзников по НАТО, что системы будут работать в автономном режиме. Однако сейчас турецкие вооруженные силы начали тестировать радиолокационный функционал С-400. В США заявили, что турки «пересекли красную линию», намекнув, что если Анкара не разорвет контракт с Россией, то не за горами санкции, которые могут больно ударить по и без того ослабленной турецкой экономике. Дойдет ли до жестких мер и не откажется ли Эрдоган от российских С-400, выясняли «Известия».

За красной линией

«Спустя две недели после визита в Вашингтон Эрдоган плевать хотел на Трампа, США + НАТО, пересекая еще одну красную линию с зенитно-ракетным комплексом С-400. Существующий закон требует, чтобы Трамп ввел санкции» — так эмоционально в своем Twitter отреагировал сенатор от штата Мэриленд демократ Крис Ван Холлен на сообщения о том, что вооруженные силы Турции уже начали тестирование радиолокационных систем С-400 в районе Анкары. Ведь еще за несколько недель до этого, во время переговоров Эрдогана и Трампа в Вашингтоне, казалось, что турецкий лидер постарается в ближайшее время избегать открытых конфронтаций с США.

Непреклонный президент

К этому визиту было приковано внимание многих стран. Большим успехом стало то, что он вообще состоялся. За несколько дней до прибытия Эрдогана в американскую столицу советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен заявил, что если Анкара не откажется от покупки С-400, то ее «ждут санкции». В частности, против Турции может быть применен закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).

Для затравки палата представителей признала массовые убийства 1,5 млн армян в Османской империи в 1915 году геноцидом, помимо этого, стало известно о письме Дональда Трампа Эрдогану, написанном накануне начала операции «Источник мира» на севере Сирии. «Не будь крутым парнем, не будь дураком», — обращался к турецкому коллеге американский лидер. «Я вернул уважаемому президенту это письмо», — сообщил Эрдоган на совместной пресс-конференции.

Лидеры, до этого обменивавшиеся колкостями, во время встречи демонстрировали, что сохранили дружеские отношения. Президент США Дональд Трамп и вовсе называл себя «большим фанатом» Эрдогана, отмечая, что тот «проделывает фантастическую работу на благо турецкого народа».

По итогам переговоров турецкий президент уверял, что стороны могут преодолеть разногласия вокруг С-400 и F-35. Помимо этого, он не исключал, что Турция купит еще и американский аналог С-400 — ракеты Patriot, «если поступит выгодное предложение».

Трамп, называя встречу «продуктивной и великолепной», рассказывал, что над решением проблемы «поручено работать главам внешнеполитических ведомств двух стран».

Стороны всячески демонстрировали готовность «в ближайшее время найти взаимоприемлемое решение по С-400». Трамп с уверенностью заявлял о возможности достижения компромисса с Турцией, отмечая существование «множества альтернатив».

Однако едва приземлившись в Анкаре, Эрдоган дал понять: несмотря на давление США, страна не откажется от российских С-400. «Эти комплексы заступят на боевое дежурство. Всё идет по намеченному плану. Пусть никто в этом не сомневается», — заявил министр обороны Турции Хулуси Акар. Он добавил, что в Анкаре изучают возможность совместимости С-400 с американскими истребителями-бомбардировщиками пятого поколения F-35.

Уступки Эрдогана

При этом Турция попыталась сгладить противоречия: Акар заявил, что ракетные системы С-400 будут работать в автономном режиме (stand alone system), который «не требует их интеграции в систему ПВО Североатлантического альянса». В НАТО опасались, что внедрение российского ЗРК в систему ПВО может создать угрозу их безопасности. Таким образом, решение ограничить сферу использования С-400 стало первой уступкой Анкары своим западным партнерам.

Турция стремится прекратить конфронтацию с США, демонстрируя готовность идти на компромисс. В автономном режиме эффективность С-400 будет снижена, поскольку она будет использоваться лишь для решения локальных задач. Однако на практике реализовать это будет непросто. Для контроля автономности С-400 необходимо постоянно мониторить ее использование. Турция вряд ли пойдет на то, чтобы американские военные постоянно присутствовали в местах развертывания ЗРК. К тому же нет гарантий того, что в будущем Турция не попытается расширить возможности использования российских систем.

Впрочем, говорить о том, что это помогло бы урегулировать конфликт между США и Турцией, было бы преждевременным. В Вашингтоне дали понять, что полномасштабное сотрудничество можно возобновить только в том случае, если Турция «уничтожит, вернет С-400 России или же каким-то образом избавится от ЗРК».

Будут ли санкции

В последнее время турецкая армия усиливается и модернизируется. Ей нужно новое вооружение. Вначале Эрдоган ждал, что в этом ему поможет давний союзник — США. Но не вышло. Американцы не раз отказывали своим турецким союзникам в продаже некоторых видов военной техники. Так, в 2005-м Вашингтон не уступил ударные вертолеты, а в 2013 году отказался продавать технологии производства своих противоракетных систем Patriot. В итоге Турция решила усилить сотрудничество в сфере безопасности с Россией.

Москва и Анкара заключили контракт стоимостью $2,5 млрд на поставку российских ЗРК С-400 в 2017 году. Первые российские грузовые самолеты с компонентами системы С-400 приземлились в Турции в середине июля 2019 года. Полное развертывание С-400 в Турции планируется к апрелю 2020 года.

Взаимодействие с Москвой сразу приняли в Вашингтоне в штыки. После Второй мировой войны Турция больше полувека была правой рукой и одним из главных союзников США в Ближневосточном регионе. Всё изменилось с приходом к власти консервативной Партии справедливости и развития под руководством Эрдогана. Он стал проводить более независимую и сбалансированную внешнюю политику, что привело к конфронтации с США.

Летом 2018 года Вашингтон уже вводил против Анкары санкции. Турция в ответ огрызнулась, ответив тем же. Но если США никаких последствий от этого не почувствовали, то повышение вдвое пошлин на турецкую сталь и алюминий стали для Анкары драконовскими мерами. Всего за пару часов турецкая лира полетела в бездну, а зарплаты сильно обесценились.

Трамп обвинял Турцию в том, что она на протяжении многих лет использовала США, Эрдоган отвечал, что Вашингтон ведет себя совсем не как союзник. США надеялись, что Турция сразу же пойдет на попятную, но это вызвало совсем другую реакцию. Эрдоган со словами «Мы — народ, который предпочтет держать удар, а не склонить голову» смог подогреть националистические чувства турок, призвав своих граждан избавляться от долларов и евро. В считаные часы турецкие магазины перестали принимать заказы на айфоны и другую заокеанского продукцию. Наиболее ретивые граждане стали уничтожать американские смартфоны топорами, битами и молотками.

Учитывая этот опыт, в США понимают: если все-таки додавить Турцию при помощи санкций, то это приведет к обратному эффекту — Анкара еще больше отвернется от Вашингтона, ища сотрудничества с другими странами.

Турецкий политолог Серкан Демирташ уверен, что США вряд ли оставят без ответа твердое нежелание Эрдогана выполнять американские требования. Как только начались поставки комплексов С-400, Анкаре запретили участвовать в проекте F-35. Турецкие пилоты покинули центр обучения по пилотированию этих истребителей. Турцию отстранили, несмотря на то что в стране должно производиться несколько сотен комплектующих к этим самолетам, однако к концу марта 2020 года они должны завершить свои обязательства.

«Не исключено, что США будут усиливать давление на Турцию, используя для этого все имеющиеся у них рычаги. Они могут ввести санкции против отдельно взятых турецких политиков, бизнесменов и военных. Серьезным ударом по турецкой экономике может быть ограничение Вашингтоном займов по линии МВФ, в которых Турция сильно нуждается. Вашингтон также может заморозить банковские счета турецких чиновников или же активы некоторых банков», — рассказал эксперт «Известиям».

В конце октября этого года палата представителей США приняла законопроект о санкциях против Анкары PACT Act (Protect Against Conflict by Turkey Act) в связи с тем, что Турция начала операцию «Источник мира» в Сирии. Сенат пока не рассмотрел эту инициативу, однако в верхней палате обещали вернуться к законопроекту, если Анкара не откажется от С-400.

Но даже это, по мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцента Дипломатической академии МИД России Владимира Аваткова, не заставит Турцию передумать: «С-400 нужны Турции, чтобы чувствовать себя более независимыми в плане обороны. Россия формирует из Турции один из центров силы, один из полюсов многополярного мироустройства. Нам необходимо превращать проблемные точки в точки сотрудничества, в данном случае мы преобразуем соперничество в сотрудничество. Турция будет покупать С-400 — у страны есть длинный путь, который она уже прошла. Сегодняшняя Турция не приемлет шантажа со стороны кого бы то ни было, это страна, которая движется к центризму на собственных национальных интересах и национальных ценностях. Эти интересы могут противоречить интересам других стран. В данном случае США».

Тюрколог уверен, что выдвижение ультиматумов Турции лишь приведет к усилению конфронтации между Анкарой и Западом. «До этого Турции удавалось сидеть на двух стульях: сотрудничая с Россией, показывать американцам, и наоборот. Это характерно для турок, таков восточный менталитет. Теперь приходится делать выбор, но он сложный. В настоящее время Турция — самостоятельный международный игрок, требующий уважительного отношения к своим интересам. Российская политика в этом плане более привлекательна, чем политика американская. Борьба за Турцию только начинается и будет разворачиваться очень остро. При этом от Турции, как и от России, нельзя ожидать четкого вектора только на Запад или только на Восток. Столь радикальный выбор бывает краткосрочный. Чтобы он был долгосрочен, России необходимо проделать большую работу», — считает политолог.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7Z2y
https://youdo.com/apple/ipad/air/display/: подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer