Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Стратегический бомбардировщик Ту-160. Конструкция, характеристики, модернизация


28 ноября 2019 года ТАСС


28 ноября 2019 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил о выкатке из цеха на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова первого модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М. Что известно об этом типе боевых самолетов - в материале ТАСС.

Ту-160 ("изделие 70", по кодификации НАТО - Blackjack, "блэкджек"; неофициальное российское название - "Белый лебедь") - советский, затем российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных районах. Самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире.

История проекта

В 1967 году в СССР началась разработка нового "многорежимного стратегического межконтинентального ударного комплекса". Новый самолет планировался как ответ на опытный стратегический сверхзвуковой бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, совершившего первый полет в 1964 году, а после прекращения его испытаний - на программу Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA), в рамках которой впоследствии был создан бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4. В 1972 году в конкурсе победило опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Московского машиностроительного завода "Опыт" (ныне - ПАО "Туполев" в составе "Объединенной авиастроительной корпорации", ОАК). Проект туполевцев, который поддерживал министр обороны СССР Дмитрий Устинов, обошел проекты конкурентов - Т-4МС ОКБ Павла Сухого и М-18 ОКБ Владимира Мясищева.

В июне 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР, которым ОКБ ММЗ "Опыт" поручалась разработка бомбардировщика Ту-160. В декабре 1975 года правительство и военные окончательно сформулировали необходимые требования и важнейшие летно-технические характеристики самолета.

Главным конструктором Ту-160 был Валентин Близнюк. Одной из основных задач стало снижение веса самолета. Для этого в конструкции широко применялись титановые и алюминиевые сплавы. Одновременно с проектированием самолета в КБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО "Кузнецов", Самара) под руководством Николая Кузнецова шла разработка двигателей НК-32 для нового бомбардировщика, а в КБ "Радуга" (ныне АО "ГосМКБ "Радуга" им. А. Березняка", Дубна Московской обл.) - крылатых ракет большой дальности воздушного базирования Х-55.

Строительство опытного экземпляра велось на ММЗ "Опыт" в 1977-1980 годах. После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полет. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

Серийные экземпляры с 1984 года выпускались на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО, ныне - Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, КАЗ). В 1986 году началось производство двигателей НК-32 и была принята на вооружение ракета Х-55. Первоначально планировалось построить 100 таких ракетоносцев.

По данным из открытых источников, всего изготовлено 37 самолетов Ту-160, в т. ч.:
  • 3 прототипа (из них два летных и один планер для испытаний);
  • 5 самолетов опытной серии (один из них разбился, два позднее были переданы ВВС);
  • 28 самолетов т. н. "войсковой" серии. Один из них использовался для наземных испытаний, еще один был переделан в вариант Ту-160СК для запуска космических носителей.
  • Один самолет ("Петр Дейнекин") был достроен в 2018 году из советского задела и в 2019 году проходил испытания. О передаче его ВКС РФ не сообщалось.

Кроме того, на КАЗ остались два задела разной степени готовности.

Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк (г. Прилуки Черниговской обл. Украинской ССР).

В результате после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992-1994 годах на КАПО было построено шесть самолетов, переданных 1096-му гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (г. Энгельс Саратовской обл.). В середине 1990-х годов он был расформирован, Ту-160 вошли в состав 121-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка.

В 1999-2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (8 Ту-160 и 3 Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Стороны оценили сделку в $285 млн. Оставшиеся в Прилуках 10 самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один был передан в музей в Полтаве.

В итоге, согласно официальным данным, в ноябре 2019 года ВКС России располагают 16 бомбардировщиками Ту-160.

18 самолетов получили собственные имена в честь военных летчиков ("Валерий Чкалов", "Михаил Громов" и др.), авиаконструкторов ("Игорь Сикорский", "Андрей Туполев", "Валентин Близнюк" и др.), инженеров ("Виталий Копылов"), военачальников ("Александр Голованов", "Владимир Судец" и др.), спортсмена ("Иван Ярыгин") и героя древнерусского былинного эпоса ("Илья Муромец"). Указом президента РФ Владимира Путина самолет в модернизированном варианте был официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.

Экспертные оценки стоимости Ту-160 колеблются в диапазоне от $250 до 600 млн (в 1993 году СМИ называли число 6 млрд руб., что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. руб. (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема Ту-160 - интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореативных трехвальных двигателя с общей форсажной камерой НК-32 производства Куйбышевского моторного завода. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка. Материалы планера - титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Отсеки размещения полезной нагрузки расположены тандемом. Самолет имеет приемное устройство системы типа "шланг-конус" для дозаправки в воздухе. Кроме того, конструкторы обратили внимание на эргономику и удобство экипажа.

Ту-160 стал первым боевым самолетом в СССР, на котором был установлен туалет (вместо переносного бачка или писсуара со шлангом) и шкаф для разогревания пищи. Также в самолете имеется спальное место.

Летно-технические характеристики

  • размах крыла - 55,7 м (при стреловидности 20 градусов), 35,6 м (при стреловидности 65 градусов);
  • высота - 13,6 м;
  • максимальная взлетная масса - 275 тыс. кг;
  • максимальная скорость - около 2 тыс. км/ч (2 Маха);
  • практический потолок - 15 тыс. м;
  • практическая дальность - 12 тыс. 300 км, максимальная дальность - 14 тыс. 600 км;
  • продолжительность полета - до 15 ч;
  • экипаж - 4 человека;
  • вооружение: в двух барабанных пусковых устройствах в бомбоотсеке - 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ или Х-101 (после модернизации самолета), либо 24 ракеты Х-15С. Ту-160 способны нести бомбы - 12 фугасных свободного падения ФАБ-1000 или 22 ФАБ-750, а также корректируемые КАБ-1500, бомбы объемного взрыва повышенной мощности, атомные бомбы и морские мины. Максимальная боевая нагрузка - 45 тыс. кг.

Модернизация

В 2002 году Минобороны РФ заключило с Казанским авиазаводом договор на проведение модернизации 15 экземпляров Ту-160 с продлением их ресурса до 2030 года. В ходе этих работ заменялось радиоэлектронное оборудование, авионика, двигатели, кабельное хозяйство и др., проводилась модернизация под использование новых высокоточных крылатых ракет Х-101.

27 апреля 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил при посещении Казанского авиазавода, что "стопроцентной коренной модернизации" подвергнутся все 16 Ту-160, находившиеся на тот момент в боевом составе ВКС. Замминистра подчеркнул, что ресурса этих машин хватит до вступления в строй ракетоносцев Ту-160 новой постройки. 28 ноября 2019 года источник журналистов в оборонно-промышленном комплексе сообщил о завершении сборки на КАЗ и отправке на испытания первого бомбардировщика, прошедшего такую модернизацию.

Запланированное возобновление производства

В апреле 2015 года президент РФ Владимир Путин поручил возобновить серийное производство Ту-160 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) на более поздний срок. В Минобороны РФ сообщали, что серийный выпуск машин новой постройки должен начаться в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев.

25 января 2018 года Минобороны РФ и ПАО "Туполев" заключили контракт на поставку российскому военному ведомству десяти модернизированных Ту-160 новой постройки общей стоимостью 160 млрд руб. Церемония прошла на Казанском авиационном заводе в присутствии Владимира Путина. По его словам, этот заказ позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Самолеты новой постройки в СМИ называют Ту-160М. В октябре 2019 года газета "Взлетная полоса" Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова сообщала об изготовлении и подготовке к отправке на КАЗ первого мотоотсека для Ту-160 новой постройки.

После наблюдения за демонстрационным полетом нового Ту-160 "Петр Дейнекин" Владимир Путин предложил создать гражданскую версию Ту-160. Впрочем, в сентябре 2019 года в ОАК сообщили, что новый российский сверхзвуковой пассажирский самолет будет создаваться с нуля.

Боевое применение

Впервые ракетоносец этого типа принял участие в боевых действиях 17 ноября 2015 года, когда самолеты Дальней авиации ВКС России были привлечены для ударов по объектам террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) на территории Сирии. В тот день было проведено два самолетовылета Ту-160 с аэродрома Энгельс, нанесен удар 16 крылатыми ракетами Х-101 по целям в провинциях Алеппо и Идлиб. В дальнейшем самолеты Дальней авиации неоднократно использовались в сирийской кампании.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации были потеряны два экземпляра Ту-160. Весной 1987 года второй самолет опытной серии потерпел крушение из-за разрушения двигателя, всем членам экипажа удалось успешно катапультироваться. 18 сентября 2003 года Ту-160 (бортовой номер "01 красный", собственное имя "Михаил Громов) потерпел крушение близ пос. Степное (Советский район Саратовской обл.). В ходе контрольного полета из-за отказа системы дренажа произошло "схлопывание" правого топливного бака и возник пожар правых двигателей, после чего самолет взорвался и разрушился, экипаж погиб.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Калашников, Александр Прытков
КоммерсантЪ-Воронеж
Воронежу добавляют крыльев
Василий Дадалко, Сергей Кирелюк
Военно-промышленный курьер
Дроны летят на запах бензина
Наталья Башлыкова
Известия
Больные меры: МИД России просят ограничить поток туристов в Китай
Инна Сидоркова
РБК
Разработчику "Бурана" предложили должность уборщика в РКК "Энергия"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов



Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели
Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики

 

 

 

 

Реклама от YouDo
По ссылке sony playstation плохо читает диски, подробное описание тут.
Поменять фановые трубы - подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer