Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Всевидящее око "Ориона"


29 ноября 2019 года Дмитрий Литовкин, Независимое военное обозрение


«Орион» – тяжелый беспилотный самолет, способный беспрерывно находиться в воздухе более суток и пролететь без посадки с Востока на Запад страны в автоматическом режиме. При этом новейший БПЛА будет вести непрерывный мониторинг состояния ледовых полей, прохождения судов с грузами и в задачах борьбы с лесными пожарами при необходимости применять специальные пламягасящие бомбы, с помощью которых можно остановить распространение лесных пожаров. Об этом «НВО» рассказал генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков.

По его словам, для коммерческого использования беспилотная авиационная система должна обладать сертификатом типа и соответствующим сертифицированным оборудованием, которое сделает возможными полеты в едином воздушном пространстве наряду с обычными самолетами. Заявка на получение сертификата типа уже подана в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и стала первой для БАС тяжелого класса.

– Барьером для развития рынка беспилотных авиауслуг является отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, – сообщил «НВО» Сергей Богатиков. – Без практических шагов ее формирование может затянуться надолго, поэтому наша инициатива призвана ускорить этот процесс в интересах всей отечественной отрасли беспилотных авиационных систем и развития экономики страны в целом.

На все случаи

Разработка БПЛА «Орион» – названного в честь одного из самых ярких созвездий, находящихся в области «небесного экватора», началась в 2015 году. Как и следовало ожидать, создавался он прежде всего в интересах армии и стал первым полностью отечественным беспилотным комплексом оперативно-тактического уровня. Машина способна вести воздушную разведку и, возможно, применять вооружение. Ее полет может проходить в полностью автоматическом режиме или под управлением оператора с наземного пункта управления. В настоящее время БПЛА этого типа передаются в опытную эксплуатацию в Воздушно-космические силы.

Гражданская версия «Ориона» впервые была представлена на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. Аппарат был выставлен на статической площадке в белой «гражданской» окраске. В пояснительных материалах было сказано, что это беспилотник массой в 1 т, способный нести до 200 кг полезной нагрузки.

Сергей Богатиков пояснил, что в настоящее время группой компаний «Кронштадт» проводится большая работа по созданию целой линейки БПЛА для выполнения различных видов авиационных работ, в частности, при воздушном мониторинге площадных и протяженных объектов: обширных лесных угодий, морской экономической зоны. Один из БПЛА линейки – 5-тонный гигант с полезной нагрузкой 1 т – был также представлен в виде макета на МАКС-2019.

– Сейчас в экспериментальном режиме мы отрабатываем разные технологии применения БПЛА в народном хозяйстве, – объяснил Богатиков «НВО». – Это и мониторинг лесов, протяженных объектов: трубопроводов, ЛЭП, объектов строительства и т.д. Для применения БПЛА тяжелого класса, например, в задачах обследования лесов, мониторинга лесных пожаров, наблюдения за Северным морским путем необходима сертификация беспилотника в качестве гражданского воздушного судна. Беспилотная система – это не просто летательный аппарат, а комплекс, решающий не только летные задачи, но осуществляющий сбор и обработку информации. Такие решения, ориентированные на различные сферы экономики, мы также представили на МАКС-2019.

Главное преимущество БПЛА тяжелого класса – это их способность к продолжительному полету, чем обеспечивается непрерывный мониторинг, и высокая грузоподъемность, позволяющая нести высококачественные целевые нагрузки: камеры, фотоаппарат высокого разрешения, другие датчики. Вычислительные мощности на борту позволят не только обнаружить возгорание и определить координаты очага пожара, но и с применением методов искусственного интеллекта определить причину возникновения огня: техногенный это характер или человеческий фактор, – говорит Богатиков.

– Возможности бортовой аппаратуры «Ориона» таковы, что мы способны в случае обнаружения человеческого фактора в возникновении пожара буквально по лицу определить, кто это сделал, – продолжает гендиректор «Кронштадта». – На комплексе есть аппаратура распознавания лиц. Ну а дальше дело техники. «Поджигателем» займутся компетентные органы. А у нас есть 2–3 часа, при которых пожар не переходит в глобальную форму и когда его еще можно остановить с помощью специальных противопожарных бомб. Если этого не сделать в короткий интервал времени, надежда будет только на погодный фактор. За счет применения «Ориона» в противопожарных задачах мы можем рассчитывать на то, что ситуация с выгоранием наших лесов в Сибири и на Дальнем Востоке изменится радикально.

Созвездие Ориона

Генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков говорит, что сегодня создан целый типоразмерный ряд аппаратов «Орион», которые могут использоваться в гражданском секторе. Это машины массой от 1 т с полезной нагрузкой около 200 кг, до 2,5 и 5 тонн.

– На МАКСе мы показали наш пятитонный комплекс, который позволяет работать на стратегических дальностях до 12 тыс. км, – рассказал Долженков. – Продолжительность его полета ограничена только запасом топлива. Сегодня она составляет более 40 часов. Впрочем, ее можно довести и до 60. И соответственно увеличивается дальность полета при условии применения спутниковой связи. Мы можем летать везде, где есть спутниковое покрытие.

Сергей Богатиков дополняет: «На самом деле, если говорить про Северный морской путь, то аппарат может взлететь из восточной части страны, пролететь над побережьем Северного Ледовитого океана и сесть в западной части страны. Группировка из 10 таких аппаратов полностью закроет потребности мониторинга этой территории».

– Такие группировки могут посменно находиться на дежурстве, – отмечает генеральный директор АО «Кронштадт». – Если говорить о 5-тонном аппарате, то его преимущества заключаются не только в летно-технических характеристиках, но возможности применения очень широкой номенклатуры полезных нагрузок. Вплоть до использования на аппарате радиолокационных средств высокого разрешения. Энергетика машины позволяет разместить на самолете локаторы, которые способны отследить и ледовую обстановку, и состояние лесов. Фактически мы создаем «квазиспутник», который обеспечит непрерывную передачу информации, которую к тому же можно получить дешевле, чем если бы это делала спутниковая группировка. И, что самое главное, более оперативно и лучшим качеством.

Время нахождения спутника над конкретной точкой земной поверхности ограничено несколькими минутами, а «Орион» может находиться в зоне барражирования до 40 часов. Один аппарат, отработавший свое время, тут же сменяет другая машина. Тем самым обеспечивается непрерывность наблюдения, низкая стоимость и высокая ценность информации. Это самые большие преимущества беспилотной роботизированной техники по сравнению со спутниковыми или даже авиационными пилотируемыми средствами мониторинга. Экипажи наземных пунктов управления работают посменно, а аппараты «Орион» работают круглые сутки. Таким образом, создается система, функционирующая 365 дней, 24 часа, – отмечает Сергей Богатиков.

Летать по-взрослому

Николай Долженков дополнил, что «технологический уровень позволяет создавать сегодня беспилотные летательные аппараты и комплексы, которые принципиально заменят пилотируемые аппараты в задачах дистанционного зондирования Земли. И это уже общемировой тренд».

– Но чтобы реализовать эту задачу в масштабе нашей страны, необходимо преодолеть ряд барьеров нормативного и законодательного характера, что позволит эксплуатировать эти комплексы в общем воздушном пространстве, координировать их полеты с полетами пилотируемой авиации, – отмечает конструктор. – Для этого необходимо принять закон, который бы разрешил эксплуатацию беспилотных комплексов в общем воздушном пространстве, должны быть решены задачи сертификации больших БПЛА по отсутствующим пока в стране нормам.

По его словам, процесс идет параллельно с созданием беспилотной системы и его сертификацией. «Кронштадт» фактически выступает пионером в этом направлении, формируя не только технологическую, но и нормативно- законодательную базу в стране. Сертификационные работы АО «Кронштадт» планирует провести совместно с уполномоченными Росавиацией сертификационными центрами. Получение сертификата типа на беспилотную авиационную систему «Орион» позволит компании выйти на рынок с первым национальным продуктом в области беспилотных авиационных систем гражданской авиации. Формирование и отработка сертификационных процедур сделают возможным для отечественной индустрии БАС диверсифицировать свою продукцию. Сегодня подобное есть только в США и Израиле – лидерах в области разработки стратегических БАС.

Ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов говорит, что «сертификация БПЛА подобного класса является необходимым условием для осуществления полетов в общем с другими пилотируемыми и беспилотными воздушными судами воздушном пространстве».

– Это логичный шаг компании «Кронштадт», направленный на расширение круга потенциальных заказчиков беспилотной системы «Орион», которая в настоящий момент проходит госиспытания по линии Минобороны, – отмечает Федутинов. – Наличие сертификата типа – одно из необходимых требований для применения БПЛА в гражданских задачах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме того, это также расширит возможности потенциальных поставок таких аппаратов и по военной линии. Это касается тех стран, где плотность воздушного трафика не позволяет выделять воздушное пространство для применения беспилотников.

В качестве примеров можно привести компанию Northrop Grumman, доработавшую БПЛА Global Hawk для выполнения полетов в общем воздушном пространстве, после отказа Германии от его приобретения. А также компанию General Atomics, создавшую сертифицируемую версию беспилотного авиационного комплекса Predator B, – уточнил Денис Федутинов. 




комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Калашников, Александр Прытков
КоммерсантЪ-Воронеж
Воронежу добавляют крыльев
Василий Дадалко, Сергей Кирелюк
Военно-промышленный курьер
Дроны летят на запах бензина
Наталья Башлыкова
Известия
Больные меры: МИД России просят ограничить поток туристов в Китай
Инна Сидоркова
РБК
Разработчику "Бурана" предложили должность уборщика в РКК "Энергия"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов



Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели
Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Тут 1, отзывы.
Смотрите тут - г Москва репетитор по математике - подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer