← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Какой вердикт может вынести итальянский суд по делу Александра Коршунова?


12 декабря 2019 года Михаил Сафонов, BFM


В США топ-менеджера Объединенной двигателестроительной корпорации подозревают в промышленном шпионаже. В России же ему вменяется мошенничество в особо крупном размере.

Итальянский суд в четверг, 12 декабря, проведет заключительное заседание по делу Александра Коршунова. На его экстрадиции настаивают США. Американцы подозревают топ-менеджера Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в промышленном шпионаже: в частности, в попытке кражи технологий для российского авиадвигателя ПД-14, который будет использоваться в самолетах МС-21.

Для Александра Коршунова в Италии до сих пор не нашлось электронного браслета. Поэтому, находясь формально под домашним арестом, фактически он сидит в тюрьме Неаполя, что тоже можно считать краской к версии о промышленном шпионаже. США считают, что топ-менеджер ОДК пытался украсть технологии для модернизации российского авиадвигателя ПД-14. Эта силовая установка вскоре должна появиться на российских самолетах МС-21.

Тут важно, что и лайнер, и двигатель мы сами разработали с нуля. Своих новых двигателей у нас вообще не было со времен СССР. Получается, что, по версии американцев, технологии для ПД-14 мы могли позаимствовать. Хотя мы его разрабатывали 20 лет, и первые запуски, испытания на летающей лаборатории уже давно прошли. Комментирует генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов Евгений Каблов:

«ПД-14 — это большая победа российских ученых. Это дает надежду на то, что Российская Федерация останется в клубе тех государств, которые делают полноразмерные газотурбинные двигатели. Это реальная отечественная разработка, которая показывает, что уровень нашего конструкторского бюро, науки современный и мы в состоянии делать такие двигатели».

И все-таки на первые самолеты МС-21 установили американские двигатели Pratt & Whitney. Во-первых, наш тогда еще не был готов. Во-вторых, российская установка стоила дороже. Но это было до валютного кризиса, а после него отечественный двигатель, наоборот, оказался дешевле. Он уже получил российскую сертификацию, теперь дело за европейской. Для этого двигатель нужно модернизировать. США тоже говорят о модернизации, из-за которой якобы и хотели похитить технологии. Но есть другая версия. Москву, причем это абсолютно легально, интересовали не технологии, а мозги, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

«Я полагаю, что это была некая попытка через посредников привлечь зарубежных специалистов к развитию этого двигателя. Не было почти похищения какой-то документации, чертежей или еще чего-то, каких-то ноу-хау. Были заключены контракты со специалистами, которые раньше работали на зарубежные компании. То есть, по сути, мы пытались приобрести мозги. Но, как оказалось, за каждым специалистом очень внимательно следят спецслужбы».

Еще одну версию озвучил президент Владимир Путин: это конкуренция. США хотят помешать российскому авиастроению, и это тоже имеет место. В свое время американцы из-за санкций запретили России поставки композитов для так называемого черного крыла МС-21. Есть мнение, что все совсем наоборот: это американцам интересен Коршунов — как человек, знающий много о нашей авиакосмической отрасли. Но тогда непонятно, зачем он, обладая гостайной, отправился в Италию. Что же касается двигателя, то есть важное слово: технологии не украли, была лишь попытка. Значит, все расставят по местам первые полеты МС-21 с российской установкой. Они начнутся уже весной.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/12/12/30957/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.