Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В Сети поспорили о судьбе авианосца после пожара: продать или разрезать


17 декабря 2019 года Сергей Савельев, Московский Комсомолец


Пожар на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», который уже несколько лет ремонтируется на судостроительном предприятии «Звездочка», стал серьезным происшествием. Огонь тушили почти сутки. Погиб человек, несколько пострадали. Ущерб от пожара предстоит оценить специальной комиссии, в составе которой будут представители ВМФ, судостроительной корпорации. Пока вопрос о том, повлияет ли ЧП на сроки ремонта, который планировалось завершить в 2022 году, остается открытым. Так же, как и сумма дополнительных расходов. Тем временем, в Сети вновь развернулась дискуссия о том, нужны ли такие корабли нашему флоту или нет.

Вопрос не праздный, учитывая, что содержание авианосца – дело очень затратное. Не случайно появилась такая шутка: хочешь разорить страну – подари ей авианосец. 

Начать с того, что сами по себе авианосцы на задание не выходят. Их боевые действия обеспечивают десятки боевых кораблей и судов обеспечения. ВМС США, например, отправляют свои авианосцы в тот или иной район Мирового океана исключительно в составе ударных авианосных групп. 

У США более десяти авианосцев. Ни одна другая страна такого себе позволить не может. Например, ВМС Китая имеют два новых авианосца и строят еще два. У Франции – один авианосец «Шарль де Голль». У России тоже один – «Адмирал Кузнецов». Этому кораблю почти 40 лет. За свою историю он повидал всякое, в том числе многолетнее стояние у стенки. 

В 2016 году при прохождении отряда российских кораблей в проливе Ла Манш в зарубежные СМИ попали снимки «Кузнецова», из труб которого валил черный дым. 

Западные эксперты тогда вволю поёрничали над силовой установкой нашего единственного авианосца. 

С палубной авиацией на «Кузе», как называют моряки между собой авианесущий крейсер, тоже не все в порядке. Раньше на «Кузнецове» базировались тяжелые истребители Су-33. Они не выпускаются с 1999 года. Из произведенных 26 самолетов почти полдюжины потеряны в авиационных происшествиях. Последний – 2016 году, во время похода «Кузнецова» к берегам Сирии. 

Относительно высокая аварийность палубных самолетов во многом объясняется чрезвычайной сложностью взлетов и посадок на палубу движущегося корабля. Не случайно палубные летчики во всех странах считаются летной элитой. 

Чтобы посадить тот же Су-33 на палубу, летчик должен идеально выдержать посадочный курс с учетом скорости ветра, перемещения корабля, волнения на море. Он должен снизить скорость до минимально возможной – 235-250 км/ч, чтобы успеть затормозить на полосе длиной чуть более 200 метров и шириной 67 метров. 

При этом надо зацепить специальным крюком на хвосте самолета (гаком) трос аэрофинишера. Не зацепил – уходи на второй круг. 

Однозначного ответа на вопрос – нужны ли нашему флоту авианосцы – нет. По крайне мере, ни в ныне действующей Госпрограмме вооружений на 2011-2020 годы, ни в недавно принятой новой Госпрограмме, рассчитанной на период до 2027 года, строительство авианосцев не предусмотрено. Стоимость новой Госпрограммы – 19 триллионов на 10 лет. А цена одного авианосца, как показывает опыт тех же США – более $10 млрд, что в пересчете по курсу – более 0,6 триллиона рублей. Ни одно наше оружие так дорого не стоит. 

На эти стороны вопроса обратили внимание многие пользователи Сети в специализированных военных чатах и группах. Некоторые, например, предлагают авианесущий крейсер не восстанавливать, а разрезать его на металл. При этом экипаж можно было направить на укомплектование новых универсальных десантных кораблей, строительство которых анонсировали военачальники. Ну, а лет через десять, если появятся дополнительные средства, возможно, вернуться к вопросу строительства авианосца. 

С такой точкой зрения согласен, например, пользователь под ником Vladislav Tikhonchuk: «Нам современные УДК (универсальные десантные корабли. – «МК») сильно важнее этого мастодонта («Адмирала Кузнецова». – «МК»). 

Проекты универсальных десантных кораблей предполагают базирование на них десятков вертолетов. 

В свою очередь, пользователь Александр Ермаков считает, что «Кузнецов» нужен исключительно в случае уверенности - полной, на ввод в строй нового авианосца в горизонте 15 лет». «Тогда ок, нужен как учебный. Во всех остальных вариантах на сковородки прямо сегодня. Деньги сэкономите, построите три корвета, толку хоть будет», - оставил он комментарий. 

При этом Александр Ермаков напомнил, что для базирования огромного «Кузнецова» на Северном флоте создан специальный причал. На других флотах такого нет. 

Идею пустить крейсер на металл поддерживают не все. Так, Олег Сюмко напомнил, сокращение флота при Никите Хрущеве. «Хрущеву до сих пор припоминают попиленные линкоры», - написал он. 

Федор Агапов считает, что «Кузнецов» можно было бы сделать учебным: «Поддерживаю - учебным надо оставить. Экипажи тренировать». 

Есть и экзотические предложения. Так, Валерий Коваленко пишет: «Подозреваю, что чем восстанавливать - дешевле будет заказать новый авианосец у Китая». 

«Давайте его направим на ремонт в Китай. Они могут. И явно дешевле выйдет», - написал Андрей Черекаев. 

В свою очередь, Alexey Artemov написал: «Неплохо бы начать разрабатывать палубный самолёт вертикального/укороченного взлёта, и УДК проектировать с возможностью базирования на нем этих самолетов». 

Роман Гусаров предложил продать «Кузнецов», например, Индии. Тем более, что такой опыт уже есть. Собрат «Кузнецова» по проекту – «Адмирал Горшков» был продан Индии, прошел модернизацию на Севмаше, получил эскадрилью легких палубных истребителей МиГ-29К. ВМС Индии сейчас эксплуатирует этот авианосец, переименованный в «Викрамадитья». 

«Желающие купить («Кузнецов». – «МК) найдутся. Более того, найдутся и купить в исходном состоянии и за немалые деньги. Все одно выгодней, чем потеть и пилить», - написал Роман Гусаров. 

А вот Сергей Дыбов считает по-другому: «И так стоит на ремонте, почистят, покрасят, через месяц будет как новый, назло пессимистам и либералам». 

И Олег Сюмко думает так же: «Не могу рационально объяснить, но мне кажется что его нужно довести до ума. ( в том числе вложиться в инфраструктуру)». 

«Пусть сначала новый сделают, а потом старый пилят. Мы что без авианосцев что ли? Новый делать лет 25. Док сначала, потом сама постройка корпуса, потом доводка, потому что все заработает не сразу, потом испытания», - написал Andrey Popov.  

В ответ на это Константин Патюков написал: «Нужны адмиралы, которые знают, как и для чего использовать АУГ (авианосная ударная группа. – «МК»). Нужны штабные офицеры, которые умеют планировать операции АУГ. Нужны адмиралы, умеющие командовать АУГ. Командиры кораблей, умеющие действовать в ордере АУГ. Корабли для формирования АУГ. Без всего этого авики (авианосцы. – «МК») не нужны”.  




комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer