Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Не поехали: будет ли достроен российский сегмент МКС


19 декабря 2019 года Михаил Котов, Известия


Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил о возможном переносе запуска многофункционального модуля «Наука» на 2021 год. Одновременно с этим стало известно, что еще два создающихся модуля могут отправить не на МКС, а поближе к Луне. Что это означает для развития национальной космической программы — выясняли «Известия».

Четверть века без дела

На самом деле этой истории уже почти четверть века. В 1995 году началось создание дублера ФГБ-1 (функционального грузового блока, который сегодня известен как модуль Международной космической станции «Заря»). С «Зарей» никаких проблем не было, блок остался не использованным, и в 2004 году его предложили отправить на МКС как многофункциональный лабораторный модуль.

Российским космонавтам на Международной космической станции очень не хватает своего лабораторного модуля. И если в американском секторе есть японский «Кибо», то в российском специальное помещение для проведения экспериментов отсутствует. Собственно многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ), получивший впоследствии название «Наука», и должен был решить эту проблему.

Изначально предполагалось, что «Наука» будет запущена уже в 2007 году. Однако модуль не успевали доделать, сроки запуска начали сдвигаться сначала на 2011 год, затем еще дальше. В 2012 году модуль вроде как был готов, и в 2013-м на нем начались тренировки экипажа. Увы, в том же году во время испытаний в РКК «Энергия» инженеры обнаружили негерметичный клапан и загрязнение в трубопроводах топливной системы.

Модуль вернули обратно к производителю на ГКНПЦ имени Хруничева, и с 2013 года начался длительный процесс очистки. Действительно, топливная система многофункционального лабораторного модуля очень сложная, в ней сильфонные баки и много метров трубопровода, куда практически никак не добраться. Попытки прочистить систему от постороннего загрязнения (металлических стружек) продолжались до 2017 года. Тогда же стало понятно, что все попытки безрезультатны. Неизвестно, сколько попыток было сделано и нужно ли было тратить на них четыре года, но ничего не поделать.

В 2017 году тему «Науки» подняли в прессе, а руководство «Роскосмоса» приняло решение ускорить работы по ремонту модуля. Сначала предполагали баки разрезать, чтобы вычистить их и потом заварить снова. Затем возникло предложение о замене топливных баков на более простые, от разгонного блока. Тем более что они в принципе подходили по размеру.

И все эти годы постоянно появлялись новости, что еще месяц, два, три и «Наука» отправится на Байконур. Пару раз в год срок сдвигали еще чуть дальше. В марте 2019 года Дмитрий Рогозин лично заявил, что испытания МЛМ начнутся в августе, чтобы запустить модуль в 2020 году. Затем с августа срок съехал на ноябрь.

А 16 декабря 2019 года на конференции Дмитрий Рогозин заявил, что срок запуска «Науки» будет сдвинут в очередной раз. Теперь он планируется на 2021 год.

Запуск с опозданием

Кроме «Науки», «Роскосмос» планировал отправить на Международную космическую станцию еще два модуля. Предполагалось, что к МЛМ пристыкуют сначала универсальный узловой модуль «Причал» с дополнительными местами для стыковки грузовых и пилотируемых космических кораблей. К «Причалу» затем должен был быть пристыкован научно-энергетический модуль (НЭМ). Он необходим для обеспечения российского сегмента достаточным количеством электроэнергии. В настоящее время большую часть электричества российский сегмент получает от американцев.

После запуска этих трех модулей российский сегмент стал бы достаточно независимым. Это бы дало руководству «Роскосмоса» дополнительный козырь в переговорах с американскими коллегами. Всё дело в том, что у Международной космической станции в 2024 году заканчивается отмеренный ей специалистами срок использования. Понятно, что по согласованию со всеми сторонами его можно увеличить и продлить срок работы МКС. В настоящее время уже есть предложение о продлении срока работы до 2028 года.

Проблема в том, что американцы могут не пойти на этот вариант. В настоящее время именно они финансируют содержание станции, остальные страны вносят свой вклад запусками грузовых кораблей или какими-то работами. И в администрации Трампа уже не раз высказывались о том, что в 2024 году нужно прекратить финансирование содержания станции. А сумма на это уходит немалая — $3–4 млрд в год.

Если американцы откажутся от дальнейшего использования МКС, отделят от нее свои блоки и затопят, то Россия могла бы продолжить самостоятельное использование станции за счет своевременной добавки трех модулей: «Наука», НЭМ и «Причал». По крайней мере об этом заявлялось еще в марте нынешнего года. Однако, по словам Дмитрия Рогозина, НЭМ и «Причал», возможно, не будут отправлены к МКС, так как это не совсем разумно, модули, рассчитанные на 15–20 лет работы, отправлять на станцию, работа которой вскоре может быть прекращена.

«Может, был бы смысл сейчас ввести изменения в наши планы, чтобы заделы, которые созданы по научно-энергетическому модулю, по узловому модулю, использовать как некий прообраз лунной станции», — отметил глава «Роскосмоса».

К сожалению, подобные планы делают шансы «Науки» отправиться в космос совсем ничтожными.

Без вариантов

Многофункциональному лабораторному модулю уже двадцать пять лет. Часть электроники на нем более поздняя, часть была многократно проверена и тем не менее. Запуск «Науки» — это серьезный риск. А вдруг что случится с модулем во время стыковки или после? Идти на такой риск, судя по всему в «Роскосмосе» не готовы. Никто не может поручиться, что все резиновые уплотнители, да и металлические детали после многих лет хранения достаточно безопасны для использования на орбите.

Раньше уверенность в том, что «Наука» все-таки полетит, подкреплялась необходимостью создания независимого российского сегмента МКС. Но если сейчас пошли разговоры о том, что НЭМ и «Причал» могут понадобиться в другом проекте, то, скорее всего, судьба многофункционального лабораторного модуля уже решена. Нести огромные риски ради модуля, который будет использоваться в урезанном виде, вряд ли кто решится.

Однако на данный момент официальная позиция «Роскосмоса» остается неизменной. Модуль будет запущен к Международной космической станции пусть и с опозданием. Иначе возникнет много вопросов к его разработке и многомесячным доработкам и очисткам. Пока же модуль будут дорабатывать в течение 2020 года, чтобы попытаться запустить в 2021-м.

С прицелом на Луну

А что за станция на орбите Луны, для которой могут пригодиться НЭМ и «Причал»? На самом деле вариантов два, и оба они достаточно спорные. Эти модули Россия предположительно может использовать для совместного с американцами создания окололунной орбитальной станции DSG (Deep Space Gateway). Однако американцы намерены строить эту станцию практически единолично, а не в партнерстве, как это было с МКС. Пойдет ли Россия на такое «поражение в правах», пока неизвестно.

И даже если глава NASA Джим Бранденстайн согласится на партнерское создание DSG, то, скорее всего, эта идея не получит поддержки в конгрессе. В июне 1993 года в конгрессе обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции, и это предложение не было принято с перевесом только в один голос. Сейчас ситуация совсем другая.

Кроме прочего, у NASA с созданием станции тоже не всё гладко. После заявления о том, что США высадятся на Луну в 2024 году, NASA пришлось немного отложить этот проект и направить все силы на выполнение политического заявления. К чему приведет такое откладывание, пока непонятно.

Второй вариант — это создание российской станции, возможно, вместе с Китаем. Увы, пока это только разговоры. Китай занимается созданием своей многомодульной орбитальной станции на орбите Земли и планов о создании окололунной пока не озвучивал. Надеяться на то, что Россия потянет свою лунную орбитальную программу, не очень получается, особенно учитывая промахи в создании дополнительных модулей к МКС.

Полетит «Наука» в космос или нет, скорее всего, станет понятно уже в течение нынешнего года. Но с учетом последних новостей шансы на удачный исход стремительно тают.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer