Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не поехали: будет ли достроен российский сегмент МКС


19 декабря 2019 года Михаил Котов, Известия


Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил о возможном переносе запуска многофункционального модуля «Наука» на 2021 год. Одновременно с этим стало известно, что еще два создающихся модуля могут отправить не на МКС, а поближе к Луне. Что это означает для развития национальной космической программы — выясняли «Известия».

Четверть века без дела

На самом деле этой истории уже почти четверть века. В 1995 году началось создание дублера ФГБ-1 (функционального грузового блока, который сегодня известен как модуль Международной космической станции «Заря»). С «Зарей» никаких проблем не было, блок остался не использованным, и в 2004 году его предложили отправить на МКС как многофункциональный лабораторный модуль.

Российским космонавтам на Международной космической станции очень не хватает своего лабораторного модуля. И если в американском секторе есть японский «Кибо», то в российском специальное помещение для проведения экспериментов отсутствует. Собственно многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ), получивший впоследствии название «Наука», и должен был решить эту проблему.

Изначально предполагалось, что «Наука» будет запущена уже в 2007 году. Однако модуль не успевали доделать, сроки запуска начали сдвигаться сначала на 2011 год, затем еще дальше. В 2012 году модуль вроде как был готов, и в 2013-м на нем начались тренировки экипажа. Увы, в том же году во время испытаний в РКК «Энергия» инженеры обнаружили негерметичный клапан и загрязнение в трубопроводах топливной системы.

Модуль вернули обратно к производителю на ГКНПЦ имени Хруничева, и с 2013 года начался длительный процесс очистки. Действительно, топливная система многофункционального лабораторного модуля очень сложная, в ней сильфонные баки и много метров трубопровода, куда практически никак не добраться. Попытки прочистить систему от постороннего загрязнения (металлических стружек) продолжались до 2017 года. Тогда же стало понятно, что все попытки безрезультатны. Неизвестно, сколько попыток было сделано и нужно ли было тратить на них четыре года, но ничего не поделать.

В 2017 году тему «Науки» подняли в прессе, а руководство «Роскосмоса» приняло решение ускорить работы по ремонту модуля. Сначала предполагали баки разрезать, чтобы вычистить их и потом заварить снова. Затем возникло предложение о замене топливных баков на более простые, от разгонного блока. Тем более что они в принципе подходили по размеру.

И все эти годы постоянно появлялись новости, что еще месяц, два, три и «Наука» отправится на Байконур. Пару раз в год срок сдвигали еще чуть дальше. В марте 2019 года Дмитрий Рогозин лично заявил, что испытания МЛМ начнутся в августе, чтобы запустить модуль в 2020 году. Затем с августа срок съехал на ноябрь.

А 16 декабря 2019 года на конференции Дмитрий Рогозин заявил, что срок запуска «Науки» будет сдвинут в очередной раз. Теперь он планируется на 2021 год.

Запуск с опозданием

Кроме «Науки», «Роскосмос» планировал отправить на Международную космическую станцию еще два модуля. Предполагалось, что к МЛМ пристыкуют сначала универсальный узловой модуль «Причал» с дополнительными местами для стыковки грузовых и пилотируемых космических кораблей. К «Причалу» затем должен был быть пристыкован научно-энергетический модуль (НЭМ). Он необходим для обеспечения российского сегмента достаточным количеством электроэнергии. В настоящее время большую часть электричества российский сегмент получает от американцев.

После запуска этих трех модулей российский сегмент стал бы достаточно независимым. Это бы дало руководству «Роскосмоса» дополнительный козырь в переговорах с американскими коллегами. Всё дело в том, что у Международной космической станции в 2024 году заканчивается отмеренный ей специалистами срок использования. Понятно, что по согласованию со всеми сторонами его можно увеличить и продлить срок работы МКС. В настоящее время уже есть предложение о продлении срока работы до 2028 года.

Проблема в том, что американцы могут не пойти на этот вариант. В настоящее время именно они финансируют содержание станции, остальные страны вносят свой вклад запусками грузовых кораблей или какими-то работами. И в администрации Трампа уже не раз высказывались о том, что в 2024 году нужно прекратить финансирование содержания станции. А сумма на это уходит немалая — $3–4 млрд в год.

Если американцы откажутся от дальнейшего использования МКС, отделят от нее свои блоки и затопят, то Россия могла бы продолжить самостоятельное использование станции за счет своевременной добавки трех модулей: «Наука», НЭМ и «Причал». По крайней мере об этом заявлялось еще в марте нынешнего года. Однако, по словам Дмитрия Рогозина, НЭМ и «Причал», возможно, не будут отправлены к МКС, так как это не совсем разумно, модули, рассчитанные на 15–20 лет работы, отправлять на станцию, работа которой вскоре может быть прекращена.

«Может, был бы смысл сейчас ввести изменения в наши планы, чтобы заделы, которые созданы по научно-энергетическому модулю, по узловому модулю, использовать как некий прообраз лунной станции», — отметил глава «Роскосмоса».

К сожалению, подобные планы делают шансы «Науки» отправиться в космос совсем ничтожными.

Без вариантов

Многофункциональному лабораторному модулю уже двадцать пять лет. Часть электроники на нем более поздняя, часть была многократно проверена и тем не менее. Запуск «Науки» — это серьезный риск. А вдруг что случится с модулем во время стыковки или после? Идти на такой риск, судя по всему в «Роскосмосе» не готовы. Никто не может поручиться, что все резиновые уплотнители, да и металлические детали после многих лет хранения достаточно безопасны для использования на орбите.

Раньше уверенность в том, что «Наука» все-таки полетит, подкреплялась необходимостью создания независимого российского сегмента МКС. Но если сейчас пошли разговоры о том, что НЭМ и «Причал» могут понадобиться в другом проекте, то, скорее всего, судьба многофункционального лабораторного модуля уже решена. Нести огромные риски ради модуля, который будет использоваться в урезанном виде, вряд ли кто решится.

Однако на данный момент официальная позиция «Роскосмоса» остается неизменной. Модуль будет запущен к Международной космической станции пусть и с опозданием. Иначе возникнет много вопросов к его разработке и многомесячным доработкам и очисткам. Пока же модуль будут дорабатывать в течение 2020 года, чтобы попытаться запустить в 2021-м.

С прицелом на Луну

А что за станция на орбите Луны, для которой могут пригодиться НЭМ и «Причал»? На самом деле вариантов два, и оба они достаточно спорные. Эти модули Россия предположительно может использовать для совместного с американцами создания окололунной орбитальной станции DSG (Deep Space Gateway). Однако американцы намерены строить эту станцию практически единолично, а не в партнерстве, как это было с МКС. Пойдет ли Россия на такое «поражение в правах», пока неизвестно.

И даже если глава NASA Джим Бранденстайн согласится на партнерское создание DSG, то, скорее всего, эта идея не получит поддержки в конгрессе. В июне 1993 года в конгрессе обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции, и это предложение не было принято с перевесом только в один голос. Сейчас ситуация совсем другая.

Кроме прочего, у NASA с созданием станции тоже не всё гладко. После заявления о том, что США высадятся на Луну в 2024 году, NASA пришлось немного отложить этот проект и направить все силы на выполнение политического заявления. К чему приведет такое откладывание, пока непонятно.

Второй вариант — это создание российской станции, возможно, вместе с Китаем. Увы, пока это только разговоры. Китай занимается созданием своей многомодульной орбитальной станции на орбите Земли и планов о создании окололунной пока не озвучивал. Надеяться на то, что Россия потянет свою лунную орбитальную программу, не очень получается, особенно учитывая промахи в создании дополнительных модулей к МКС.

Полетит «Наука» в космос или нет, скорее всего, станет понятно уже в течение нынешнего года. Но с учетом последних новостей шансы на удачный исход стремительно тают.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Владимир Дашевский
Красная звезда
Путь в небо начинается с земли
Герман Костринский, Валерий Воронов
Известия
Августовский push: авиакеросин подскочил в цене к концу лета
Герман Костринский
Известия
Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухие" — в море: истребители Су-30СМ ожидает серьезная модернизация
Алексей Иванов
Российская газета
Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет
Дмитрий Шестоперов, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Почта России" готовится к взлету
Герман Костринский
Известия
С летом пролетели: аэропортам могут компенсировать потери за июль
Юрий Гаврилов
Российская газета
Кабина в золоте



Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России
Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил
Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer