Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Где этот дрон: гражданские беспилотники остаются вне зоны контроля


1 декабря 2019 года Виталий Воловатов, Известия


В России зарегистрировано не более 16% малых дронов. Требование об их обязательной постановке на учет вступило в силу два месяца назад. Однако наладить эффективную систему контроля за беспилотниками пока не удается, считают эксперты. Инспекторы Ространснадзора не планируют массовых рейдов против тех, кто запускает неучтенные дроны, но готовы отрабатывать сигналы от населения, организаций и правоохранительных органов, пояснили «Известиям» в федеральной службе. Но этого недостаточно для формирования ответственного отношения к использованию квадрокоптеров.

Без присмотра

Новые правила регистрации гражданских беспилотников весом от 250 г до 30 кг вступили в силу 27 сентября. Владельцам дронов дали месяц на то, чтобы поставить их на учет. К концу ноября Росавиация зарегистрировала лишь 8,3 тыс. таких устройств. Всего в стране, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, около 500 тыс. беспилотников. Из них любительских «легких» дронов — около 50 тыс., рассказывали «Известиям» в ассоциации «Аэронет».

Наказания за владение незарегистрированным беспилотником нет. Однако запуск такого аппарата, согласно КоАП, карается штрафом 2-2,5 тыс. или лишением права управления дроном на срок до одного года. Это может быть квалифицировано и как нарушение правил пользования воздушным пространством. А за такое нарушение гражданам уже грозит штраф до 50 тыс. рублей, должностным лицам — до 150 тыс., а организациям — до 300 тыс. рублей. Контролировать выполнение этих правил должен Ространснадзор. В пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что массовые рейды по выявлению незарегистрированных дронов не планируются.

— Ространснадзор проводит проверочные мероприятия по фактам нарушения воздушного пространства БПЛА согласно поступившим обращениям граждан, юридических лиц либо соответствующих правоохранительных органов, — пояснили в федеральной службе.

В Ространснадзоре отметили, что при проведении проверочных мероприятий инспекторы используют базу данных Росавиации. И за 2019 год было выявлено всего 216 нарушений.

Дополнительная нагрузка

У Ространснадзора не хватит сотрудников, чтобы проводить массовые рейды, пояснил «Известиям» член общественного совета федеральной службы Виктор Горбачев.

— Ространснадзор занимается контролем деятельности всего транспортного сектора, — пояснил он. — График только плановых проверок расписан на годы вперед. Заниматься еще и беспилотниками инспекторам ведомства просто некогда. Кроме того, там жесткое разделение по специализации: инспектор по водному транспорту не может проверять воздушный, и наоборот. Поэтому без помощи правоохранительных структур за постоянно растущим количеством гражданских летательных аппаратов им просто не уследить.

При этом по мнению эксперта, реагирование на сигналы от населения не может быть достаточно эффективным инструментом. Пока инспектор доберется на место, нарушитель уже может скрыться. А значит, нужно налаживать взаимодействие с подразделениями патрульной-постовой службы и линейными отделами на транспорте, заключил он.

В управлении общественных связей МВД России на запрос «Известий» ответили, что функция по контролю за соблюдением порядка учета и использования гражданских беспилотников массой от 250 г до 30 кг не относится к компетенции ведомства.

В Минтрансе «Известиям» сообщили, что правила учета беспилотников разработаны в соответствии с требованиями Воздушного кодекса. При этом для владельцев квадрокоптеров готовят и послабления. В октябре Минтранс разработал проект постановления правительства, разрешающий использовать «легкие» дроны на небольших высотах без уведомления авиавластей. Как следует из документа, согласовывать не придется полеты беспилотных воздушных судов массой до 30 кг в светлое время суток на высоте менее 150 м над землей или водой. Квадрокоптер обязательно должен находиться в зоне видимости оператора.

Тем не менее регистрировать беспилотники необходимо, хотя бы для формирования культуры ответственного отношения граждан к запуску таких аппаратов, уверен глава ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. Даже легкие машины массой 2 кг, преобладающие в любительском сегменте, при попадании в окно дома или автомобиль могут нанести ущерб, пояснил эксперт. По его словам, новые правила должны мотивировать граждан на более осмотрительные полеты и ответственное поведение в воздухе. Необходимость регистрации аппаратов дисциплинирует владельцев, но только в том случае, если они будут понимать: наказание за нарушение правил неизбежно.

Не все владельцы незарегистрированных дронов — злоумышленники, отметил директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД Олег Иванников. Но квадрокоптеры могут нести и реальные угрозы.

— Их можно использовать для слежки за гражданами, сбора компромата, ведь беспилотник может зависать напротив окон и проводить аудио-, видеозапись. Он даже может нести небольшой взрывпакет, контейнер с биологически опасным веществом, — сказал эксперт.

По мнению Олега Иванникова, действующую систему учета беспилотников можно сделать более эффективной. Для этого необходимо создать единую электронную базу, а во все коптеры начать встраивать GPS-маячки. Тогда оператор системы слежения будет видеть, где именно происходит взлет, а также наблюдать траекторию полета, добавил эксперт.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету



Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса
Надежда Краснушкина
КоммерсантЪ
Вернемся к нашим квазарам. Как космос в 2019 году стал обыкновенным предпринимательством
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Отделка с правосудием
Игорь Дунаевский
Российская газета
Падение Меленберга
Антон Лавров
Известия
Неуправляемый полет: что погубило Су-57 в Хабаровском крае
Юрий Гаврилов
Российская газета
Ракета против дрона
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Кишинева пошел по рукам
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Полеты загоняют в Бермудский треугольник
Ульяна Смирнова
РБК
8 необычных услуг авиакомпаний, о которых вы даже не мечтали
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Импортозамещение в Superjet-100 принципиально изменит его летную концепцию
Евгений Гайва
Российская газета
На взлет без налога
Михаил Котов
Известия
Кандидаты на вылет: когда станет обыденным космический туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Сайты юридических услуг: смотри варианты на Юду.
Муж на час: замок на шкаф с пультом, посмотреть.
Обучение церковнославянскому языку детей - заказать услугу.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer