Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неуправляемый полет: что погубило Су-57 в Хабаровском крае


24 декабря 2019 года Антон Лавров, Известия


Российский истребитель пятого поколения Су-57, который 24 декабря разбился в 120 км к северу от Комсомольска-на-Амуре, планировалось передать ВКС до конца года. Об этом сообщили «Известиям» источники в военном ведомстве. Причиной происшествия мог стать отказ системы управления при выполнении испытательного полета. Эта версия в качестве одной из приоритетных рассматривается специальной комиссией, которой предстоит определить, что привело к ЧП. Помочь экспертам в этом должны данные бортовых самописцев и доклад летчика Су-57, который успешно катапультировался и не получил травм. По счастливому стечению обстоятельств не оказалось жертв и разрушений и в месте падения самолета.

Электронный отказ

Как рассказали «Известиям» знакомые с ситуацией источники в оборонно-промышленном комплексе и военном ведомстве, в настоящее время рассматриваются две основные версии потери самолета: человеческий фактор и отказ бортовых систем.

Одной из возможных причин ЧП собеседники назвали отказ электро-дистанционной системы управления самолета (ЭДСУ). Система могла выйти из строя в результате отказа одного из ее компонентов или сбоя программного обеспечения.

С помощью ЭДСУ осуществляется управление летательным аппаратом, пояснил «Известиям» Герой России, летчик-испытатель Олег Мутовин.

— В процессе полета ЭДСУ передает управляющие движения летчика или системы автоматического управления с помощью электрических сигналов на органы управления — аэродинамические рули или устройства отклонения вектора тяги. Поэтому на Западе для нее принята аббревиатура FBW — Fly-by-Wire, «управление полетом по проводам». Она начала внедряться в 70-х годах и в настоящее время используется не только на военных самолетах, но на гражданских лайнерах и даже на некоторых типах вертолетов.

По словам эксперта, ЭДСУ имеет множество преимуществ — например, избавляет от необходимости использования жестких тяг между органами управления и рулевыми поверхностями. Это позволяет серьезно экономить в весе и в объеме планера, что особо ценится в авиации. Непосредственно рулевые поверхности отклоняют электроприводы. Использование ЭДСУ позволяет достичь боевым самолетам высокой маневренности и эффективности, а гражданским — улучшить экономичность и производительность.

— На Су-57 многоступенчатая система защиты от ошибок пилотирования, — рассказал «Известиям» представитель ВПК, знакомый с ситуацией. — Она не позволяет «загнать» самолет на критические режимы полета. За счет бортовых компьютеров и двигателей с изменяемым вектором тяги машину можно вывести из самых сложных ситуаций. Летчику достаточно нажать на кнопку, и система управления вернет машину в горизонтальный полет.

Полный отказ такой системы в настоящее время — большая редкость, отметил Олег Мутовин, так как обычно сигналы управления передаются одновременно по четырем каналам. Отказ одного из них или поступление по нему ложной информации — повод для перезапуска. При отказе двух каналов лучше вернуться на аэродром, подчеркнул эксперт.

При отказе трех каналов летчик должен перейти в режим «Прямая связь», как его называют на боевых самолетах, — пилот управляет машиной вручную. Алгоритм управления становится упрощенным, но полет поддерживается. Опытный пилот выйдет из такой ситуации без проблем, отметил эксперт.

Другой возможной причиной мог стать отказ двигательной автоматики. Эта система регулирует режимы работы двигателей Су-57 и подачу топлива.

Полтора часа на спасение

После возникновения аварийной ситуации в 4:14 мск (11:14 по местному времени) пилот истребителя катапультировался. Спустя десять минут к месту падения вылетел дежурный заводской вертолет Ми-8 поисково-спасательной службы. Готовы были присоединиться к поисково-спасательной операции самолет Ан-30 и еще один вертолет с аэродрома Хабаровск, но их помощь не потребовалась. Менее чем через полтора часа после катапультирования летчик-испытатель был доставлен на аэродром Дземги.

Бортовые самописцы обнаружили в тот же день. Они находятся в удовлетворительном состоянии. Как сообщил «Известиям» источник с завода, на самолете было также установлено новое тестовое оборудование, которое передавало разработчикам основные параметры полета и работы бортовых систем в режиме реального времени. Эта информация вместе с данными «черных ящиков» поможет ускорить поиск причины летного происшествия.

Точные причины происшествия установит комиссия, которая уже приступила к работе. Самолет еще не был официально передан ВКС и оставался в реестре экспериментальной авиации. Поэтому в соответствии с законодательством расследованием занялся Минпромторг России. По сообщению пресс-службы ведомства, возглавит расследование заместитель министра Олег Бочаров. В комиссию, по данным «Известий», войдут также представители Главкомата ВКС, специалисты ОАК, ОКБ Сухого, ЛИИ имени Громова и 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны.

Что ждет серию

Авария российского истребителя пятого поколения впервые привела к потере самолета. В июне 2014 года двигатель одного из прототипов Су-57 загорелся на испытаниях в подмосковном Жуковском. Борт получил серьезные повреждения, но после ремонта его удалось вернуть в программу летных испытаний.

В конце ноября заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что первый серийный истребитель пятого поколения передадут Министерству обороны до конца 2019 года. По данным источников «Известий» в военном ведомстве, именно этот экземпляр — самолет с бортовым номером «01 синий» и заводским № 51001 — и разбился под Комсомольском-на-Амуре. В 2020-м в ВКС должна была поступить еще одна машина этого типа — серьезно нарастить темпы производства самолетов планировалось в последующие годы. Всего же до конца 2027-го по действующим контрактам ВКС должны получить 76 Су-57, которыми будут оснащены три авиационных полка.

При этом происшествие вряд ли скажется на планах по серийному производству истребителя, уверен военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Самолет давно отработан, прошел летные испытания и принят на вооружение, — объяснил он «Известиям». — А от аварийной ситуации не застрахована ни одна машина. Можно вспомнить, как на этапе испытаний упал F-22, какие проблемы были у F-35. Это абсолютно рядовая штатная ситуация. Просто будут установлены причины и приняты меры, — заключил Владислав Шурыгин.

Серийное производство Су-57 официально стартовало в мае 2019 года. Первоначально в действующей государственной программе вооружений на 2018–2027 предусматривалась постройка только 16 новейших истребителей. По личному распоряжению Владимира Путина эти планы были радикально пересмотрены в сторону увеличения. Большая серия позволила Министерству обороны договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о снижении цены на новейший и самый дорогой истребитель России на 20%.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Владимир Дашевский
Красная звезда
Путь в небо начинается с земли
Герман Костринский, Валерий Воронов
Известия
Августовский push: авиакеросин подскочил в цене к концу лета
Герман Костринский
Известия
Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухие" — в море: истребители Су-30СМ ожидает серьезная модернизация
Алексей Иванов
Российская газета
Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет
Дмитрий Шестоперов, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Почта России" готовится к взлету
Герман Костринский
Известия
С летом пролетели: аэропортам могут компенсировать потери за июль
Юрий Гаврилов
Российская газета
Кабина в золоте



Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России
Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил
Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги проверенных исполнителей: http://kazan.youdo.com/beauty/stylist/nailextension/ - полное описание.
Смотрите здесь - http://nnovgorod.youdo.com/remont/otdelochnye/wall/panel/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer