Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Падение Меленберга


25 декабря 2019 года Игорь Дунаевский, Российская газета


Глава Boeing Деннис Меленберг отправлен в отставку. Совет директоров компании решил, что "перемены в лидерстве необходимы для восстановления доверия". На фоне того грандиозного кризиса, в котором находится одна из крупнейших авиастроительных корпораций, эта формулировка выглядит более чем логичной. Но то, как долго и неохотно шла к этому шагу компания Boeing, стало свидетельством явных перекосов в кадровой культуре Америки.

Меленберг возглавил Boeing в 2015 году, и поначалу его превозносили за троекратный рост стоимости компании и рекордную прибыль. Но затем под его руководством корпорация оказалась в глубочайшем кризисе. Отправными точками стали крушения лайнеров 737 MAX в Индонезии и Эфиопии. Погибли 346 человек. После второго крушения стали множиться слухи о том, что дело в ошибках в новейшей системе управления MCAS, установленной на этих самолетах. По всему миру запретили полеты 737 MAX. Стали срываться контракты с авиакомпаниями на поставку этих лайнеров. Началось масштабное расследование, в ходе которого выяснилось, что дело не в недосмотре или ошибке, а в умышленных попытках Boeing закрыть глаза на проблемы с безопасностью, возникавшие в процессе тестирования систем самолета. Казалось бы, что может быть хуже для репутации авиастроительной компании, чем публичное обвинение ее руководства в небрежном отношении к безопасности пассажиров. На фоне провалов с 737 MAX компания Boeing во втором квартале докатилась до убыточности.

Более того, проблемы наметились и на других фронтах. Последним разочарованием стал пятничный запуск с мыса Канаверал (штат Флорида) к МКС капсулы Starliner, разработанной Boeing для отправки астронавтов на орбиту. Произошел сбой, и стыковка не состоялась, что в очередной раз грозит сдвинуть сроки возвращения американцев в пилотируемую космонавтику.

А Меленберг все сидел в своем кресле. В 2018 году он даже получил годовой бонус в размере 13 миллионов долларов. Недавно он выступал на слушаниях, где его отчитывали конгрессмены, но гендиректор отвечал, что "не будет убегать от вызовов" и обещал "исправить ошибки". В чем явно не преуспел, ситуация становилась только хуже. Тем не менее ни один из членов совета директоров Boeing публично не призывал к смене гендиректора, явно пытаясь обойтись полумерами. Ранее Меленберг заявил, что в этом году откажется от премии, но при этом сохранял зарплату, исчисляемую миллионами долларов.

Только после того, как на прошлой неделе Boeing пошла на беспрецедентный шаг и на неопределенный срок приостановила производство 737 MAX, правление Меленберга подошло к концу. Следует понимать, что приостановка производства таких лайнеров - это тяжелейший шаг, нарушающий длинную производственную цепочку, срывающий контракты с сотнями поставщиков деталей для самолетов, влекущий огромные убытки. В HIS Market считают, что из-за снижения темпов производства этих лайнеров американский ВНП в текущем году недосчитался 10 миллиардов долларов, а полная приостановка производства, по разным оценкам, только за первый квартал следующего года может обойтись в 0,6 процента ВНП страны.

Глава Boeing потерял работу скорее из-за финансовых потерь компании, а не из-за человеческих жертв

То, сколь долго Меленберг держался на плаву на фоне этих катастрофических для компании событий, выглядит по меньшей мере странным для США, где в последние годы многие гендиректора теряли работу куда стремительнее за провинности с куда менее трагическими последствиями.

Перечень руководителей, уволенных из-за всплывших воспоминаний о домогательствах в кабинете или на студенческой вечеринке 20- или 30-летней давности, составляет не один десяток имен. Более того, по современным стандартам американской морали даже обвинений в домогательствах не нужно, сам факт романа на работе уже считается несмываемым пятном на репутации. Например, та же Boeing в 2005 году отправила в отставку своего главу Гарри Стоунсайфера за роман с сотрудницей. В прошлом году гендиректор производителя микропроцессоров Intel Брайан Кржанич был скоропостижно уволен за то, что тот вступил в отношения с одной из подчиненных. За аналогичный проступок совет директоров McDonald s пару месяцев назад уволил гендиректора Стивена Истербрука. Это все при том, что Истербрук был холост и никого не насиловал, отношения были добровольными. Но, как поясняет vox.com, "проблема в том, что подчиненный может чувствовать себя принуждаемым к отношениям, опасаясь в противном случае потерять работу". Получается, одной такой логики достаточно для увольнения руководителя компании.

А, например, генерального директора одной из компаний, принадлежащих Olympus, в 2014 году уволили за видеозапись того, как он пинает собаку.

Зачастую такие увольнения происходят под мощным давлением активистов и правозащитников, которое в прессе преподносится как рост кадровых стандартов. Vox.com писала об увольнении Истербрука: "Увольнение демонстрирует, сколь строгими стали компании по отношению к романам на работе на фоне разгула сексуального насилия в корпоративной Америке".

Все сказанное не к тому, чтобы преуменьшить значимость проблем насилия в отношении женщин или животных. Но гибель сотен людей в двух авиакатастрофах из-за явных просчетов Boeing выглядит никак не менее весомой ошибкой. И тем не менее никакой масштабной кампании с требованиями сменить главу корпорации в США никто не разворачивал. Меленберг более года после первого крушения оставался на своей должности и, судя по тому, что о его отставке объявили только после приостановки производства 737 MAX, потерял работу скорее из-за финансовых потерь компании, а не из-за человеческих жертв. Все это создает вопросы относительно того, какие приоритеты ставятся в современной кадровой культуре в США.

Справка "РГ"

29 октября 2018 года Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air через 13 минут после вылета из Джакарты рухнул в воды Яванского моря. Погибли все 189 пассажиров и членов экипажа.

10 марта 2019 года такой же самолет Ethiopian Airlines потерпел крушение в Эфиопии. Авария произошла через 6 минут после взлета и унесла жизни 157 человек.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Владимир Дашевский
Красная звезда
Путь в небо начинается с земли
Герман Костринский, Валерий Воронов
Известия
Августовский push: авиакеросин подскочил в цене к концу лета
Герман Костринский
Известия
Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухие" — в море: истребители Су-30СМ ожидает серьезная модернизация
Алексей Иванов
Российская газета
Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет
Дмитрий Шестоперов, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Почта России" готовится к взлету
Герман Костринский
Известия
С летом пролетели: аэропортам могут компенсировать потери за июль
Юрий Гаврилов
Российская газета
Кабина в золоте



Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России
Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил
Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer