Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Вернемся к нашим квазарам. Как космос в 2019 году стал обыкновенным предпринимательством


27 декабря 2019 года Надежда Краснушкина, КоммерсантЪ


Уходящий год ярко продемонстрировал, что космическая гонка перестает быть уделом ученых и военных, а все больше становится областью конкуренции мейнстримного бизнеса. Учитывая только заявленные планы новых космических игроков, в ближайшее десятилетие на орбите появится в пять с лишним раз больше спутников, чем за последние 62 года. SpaceX, OneWeb, канадская Telesat и проект Amazon Kuiper собираются запустить более 46 тыс. спутников, тогда как, по данным управления по вопросам космического пространства ООН, до сих пор их насчитывалось всего 9 тыс. Как и в любом глобальном бизнесе, это американский бизнес, что бы об этом ни думали в России.

По прогнозу Morgan Stanley, объем выручки космической отрасли вырастет с $334 млрд в 2015 году до $600 млрд в 2030-е годы, а к следующему десятилетию перевалит за $1 трлн. Причина проста: бурное развитие технологий ракето- и спутникостроения привело к кардинальному сокращению издержек, и в отрасль, некогда создавшуюся преимущественно с военными целями, устремился частный бизнес — как это произошло в 90-е годы с интернетом. SpaceX заявляет, что может производить в день два спутника. OneWeb уверяет, что каждый спутник обходится ей в жалкий $1 млн. Илон Маск с присущим ему размахом обещает, что Starlink будет ежегодно приносить $30 млрд в год — почти в десять раз больше, чем сама материнская компания. В космическую гонку включаются и инвесторы — бизнес-ангелы, венчурные и частные фонды. Часть из них действительно охвачена романтической страстью к новым пространствам, часть просто боится опоздать, отмечают в Morgan Stanley. По подсчетам аналитической компании Bryce Space and Technology, с 2000 года более 180 космических стартапов привлекли свыше $18,4 млрд инвестиций, причем основной рост наблюдался с 2015 года.

Впрочем, государства, хотя и стремительно теряют монополию на космос, уходить оттуда тоже явно не собираются — возрождение былого могущества не только на Земле, но и за ее пределами прекрасно рифмуется со всей политикой президента Дональда Трампа.

Помимо разговоров о создании шестого рода войск — космических — NASA год назад заявило о намерении перезапустить программу собственных пилотируемых полетов к МКС, свернутую в 2011 году,— правда, на ракетах коммерческого производства, так что космическое ГЧП тоже не за горами. Одновременно на пятки старым гигантам — США, Китаю и России — начинают наступать и молодые космические державы: за последнее десятилетие в мире появилось не менее 13 новых национальных космических агентств, большая часть — в последние пять лет. Список может выглядеть довольно странно — Люксембург, Парагвай, Филиппины, Португалия, но космос больше не дорогая игрушка для раздутого эго сверхдержав. Это бизнес.

Наиболее зрелой и очевидной нишей уже стал — и останется в среднесрочной перспективе — спутниковый интернет. Мегасозвездия низкоорбитальных спутников обеспечат сплошное покрытие не только для удаленных районов, до которых так и не добралось оптоволокно и сети 3G, но и для скучающих (и готовых щедро платить за возможность полистать ленту в соцсетях) пассажиров самолетов и морских судов — именно с них предлагают начинать в OneWeb. При этом новый космический телеком пока вроде бы не пытается объявлять войну Земле: тот же Маск призывает телеком-гигантов работать вместе. Дальнейшее же развитие космической индустрии до сих пор отдает научной фантастикой. Добыча полезных ископаемых на астероидах? Вывод вредных производств и космические мусорные полигоны? Бурное развитие космического туризма? Последнее, впрочем, уже почти реальность. Если первый турист — Деннис Тито — в 2001 году заплатил за полет $20 млн, то сейчас Virgin Galactic Ричарда Бренсона уже предлагает предоплатить 90-минутный суборбитальный полет за $250 тыс.

Россия же в этой едва начавшейся гонке, видимо, уже успела с треском проиграть и остается в позиции наблюдателя и потребителя будущих космических благ.

Что происходит с российскими спутниками, не зная деталей подковерной борьбы в «Роскосмосе», сказать решительно невозможно. Попытка космического ведомства создать совместное предприятие с OneWeb (60% у российского «Гонца», 40% — у британской компании) взамен на запуск спутников российскими «Союзами» успехом не увенчалась. В 2019 году государственная комиссия по радиочастотам вновь отказалась выделить частоты OneWeb — против активно выступали Роскомнадзор и ФСБ, ссылаясь на угрозу национальной безопасности, в итоге британцы свою долю уступили. Взамен вроде как предполагалось развернуть собственную глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему «Эфир», ее даже включили в нацпрограмму «Цифровая экономика». Однако в сентябре сам «Роскосмос» предложил ее оттуда исключить, ссылаясь на то, что проект не нашел инвесторов. Теперь те же задачи предполагается решить в рамках комплексной спутниковой программы «Сфера» — до 2030 года она должна объединить 600 спутников различного назначения. А тем временем другая рука «Роскосмоса» готовится в январе запустить с Байконура 34 спутника OneWeb из тех первых 650, что начнут предоставлять коммерческие услуги уже в 2021 году. Как тебе такое, Илон Маск?

Интересно, когда в колонках светской хроники появится отчет о первой космической свадьбе. И, хотя нельзя недооценивать саудовских принцев, японских банкиров и французских топ-менеджеров, мы все же верим, что это будут русские из Майями.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer