Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса


27 декабря 2019 года Герман Костринский, КоммерсантЪ


Российский авиарынок весь год прожил в ожидании кризиса — если не от скачка цен на топливо в 2018 году, так от запрета полетов в Грузию. Однако в итоге ни одна авиакомпания не обанкротилась. Наоборот, перевозки продолжили уверенно расти вопреки удорожанию билетов и снижению доходов населения. Даже катастрофа единственного нового российского самолета SSJ100 к значимым последствиям не привела. Тем не менее проблемы до сих пор не решены, факторы риска сохраняются, и отрасль зависла в предкризисном состоянии.

2019 год мог подтвердить наметившуюся закономерность: каждый нечетный год с российского рынка авиаперевозок уходит крупный игрок. Начало положила в 2015 году «Трансаэро», тогда вторая в стране и прямой конкурент «Аэрофлота», 2017 год запомнился уходом «ВИМ-Авиа». Поскольку в 2018 году авиакомпании получили рекордный общий убыток в 51 млрд руб., все предпосылки к продолжению тенденции были и теперь. Да и очевидный кандидат тоже был — Utair с долгом перед банками в 56,5 млрд руб. и первым дефолтом еще в канун Нового года (потом в течение года последовали второй и третий). Но компания устояла, по расчету ли кредиторов или политической воле, до сих пор остается неясным.

Особенно удивительным выглядит отсутствие громких банкротств на фоне того, что никакой существенной господдержки отрасль за год не получила, хотя участники рынка активно ее добивались: жаловались, умоляли, угрожали. Даже после того, как в июне президент Владимир Путин в ходе прямой линии признал наличие проблемы скачка цен на авиакеросин и необходимость ее решения, вопрос о компенсациях перевозчикам заблудился в кабинетах чиновников. Никаких денег отрасль не получила и вряд ли уже может на них рассчитывать. Точно так же спустили на тормозах в никуда компенсации потерь авиаторов за остановленные государством полеты в Грузию.

Такое индифферентное, если не выражаться крепче, отношение властей к бедам гражданской авиации объясняется, видимо, тем, что правительство никакого кризиса в отрасли не наблюдает.

Ну то есть, вероятно, до выделения реальных денег дойдет, только если начнут прямо страдать пассажиры.

Между тем по итогам 2019 года отрасль снова ждет убыток, пусть и не рекордный — 35–40 млрд руб. на всех. И в новый год она вступает в хронически болезненном состоянии: цены на керосин перестали расти, но и не снизились до значений, позволивших бы большей части авиакомпаний выйти в прибыль. Благосостояние пассажиров тоже не улучшается.

Странный, парадоксальный рост, возможно, объясняется появлением нового поколения пассажиров, для которых путешествия стали важной статьей расходов, более приоритетной, чем многие другие.

Единственный фактор, который держит авиарынок на плаву,— растущие более чем на 10% в год объемы перевозок. Они увеличиваются, несмотря на удорожание билетов и на фоне стагнации доходов населения. Этот странный, парадоксальный рост, возможно, объясняется появлением нового поколения пассажиров, для которых путешествия стали важной статьей расходов, более приоритетной, чем финансовые накопления или приобретение автомобилей и недвижимости. Вопрос теперь в том, насколько это весомый фактор и как долго он будет определять жизнь отрасли.

История авиации знала много примеров, когда авиакомпании долго жили на грани рентабельности или временами даже за ней. В США, например, конец именно такому периоду положили теракты 11 сентября, когда нескольких недель запрета на полеты хватило для перехода крупнейших игроков в стадию банкротства. Последовавший затем кризис продолжался около 15 лет, в результате произошла консолидация рынка, выжившие разделили между собой направления и подняли цены до уровня, обеспечивающего устойчивую маржинальность. Аналогичный процесс, по мнению экспертов, идет сейчас в Европе, сопровождаясь банкротствами перевозчиков.

В результате строить прогнозы о развитии российского авиарынка даже только в 2020 году почти невозможно.

Болезненное состояние отрасли может затянуться, но может и быстро обернуться жестким кризисом в результате появления какого-нибудь малопредсказуемого «черного лебедя».



комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer