Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год


27 декабря 2019 года Дмитрий Мигунов, Известия


Генеральный директор Boeing, возглавлявший компанию на протяжении четырех лет, ушел в отставку в канун Рождества. Компания вынуждена приостановить производство самого продаваемого в истории самолета из-за хронических проблем с исправностью. Акции за год рухнули на четверть, а впереди многомиллиардные штрафы и компенсации и, возможно, новые судебные иски. 2019 год стал для американских авиастроителей одним из худших в истории, и об окончании «зоны турбулентности» в обозримом будущем остается только мечтать. Подробности — в материале «Известий».

Сделал дело

Деннис Муйленбург возглавил Boeing в 2015 году в довольно сложное время. Компания всё еще подсчитывала убытки от 787-й модели — флагманского «Лайнера мечты». Самолет, первый коммерческий полет которого задержался на четыре года, оказался действительно хорош, но очень дорог — к 2015 году убыточность программы оценивалась в $27 млрд. В то же время все эти потери были уже позади, и компания должна была наконец начать получать отдачу от гигантских инвестиций, сделанных в предыдущее десятилетие.

В какой-то степени так и случилось. Если судить по стоимости акций, то Муйленбург оказался самым успешным гендиректором Boeing в истории. Бумаги авиастроителей на момент его восхождения на мостик стоили $120, а к марту 2019 года достигли исторического максимума в $440. Даже с поправкой на то, что минувшие четыре года были «бычьим» периодом на американском фондовом рынке, когда росло практически всё, результат является впечатляющим.

Тем не менее Муйленбург ушел сначала с поста председателя совета директоров, а 23 декабря оставил и кресло гендиректора. Это случилось на следующий день после неудачного запуска космического корабля Starliner, разработанного и построенного Boeing. Однако это был лишь очередной эпизод в потоке бед, навалившихся на крупнейшую американскую авиационную корпорацию в последний год-полтора.

На одном крыле

Несчастливым для корпорации оказался самолет линейки 737 MAX, которая задумывалась как новая эра для узкофюзеляжных лайнеров Boeing-737. Для своего класса он должен был стать такой революционной новинкой, как Dreamliner в классе больших дальнемагистральных самолетов. Его разработка прошла с куда меньшим количеством «приключений» в отличие от «лайнера мечты», серьезных задержек не возникло ни в подготовке к первому полету, ни в сертификации. К 2018 году 737 MAX стал одним из самых популярных авиалайнеров в истории, если судить по числу заказов, вплотную приблизившимся к 5 тыс. И на тот момент казалось, что это справедливо — по большинству показателей он превосходил как предыдущие версии 737-го, так и основного конкурента в лице Airbus A320.

Ситуацию резко изменила катастрофа совсем нового (поставка была совершена за два месяца до трагедии) самолета индонезийской авиакомпании Lion Air, рухнувшего в Яванское море 29 октября 2018 года. На борту находились 189 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Опубликованные спустя год результаты расследования показали, что основными причинами катастрофы стали как ошибки экипажа, так и неадекватная работа бортовых систем — в частности, системы MCAS, корректирующей регулярное (в силу особенности двигателей и аэродинамики) задирание носа.

Вероятно, в Boeing хотели бы списать произошедшее на досадную случайность, но спустя менее чем полгода произошла вторая катастрофа в Эфиопии, погубившая 157 человек. Представители авиакомпании Ethiopian Airlines утверждали, что пилоты действовали по инструкции, но не смогли удержать контроль над лайнером — вновь из-за сбоя в работе MCAS. Предварительные результаты расследования показали явное сходство с причинами аварии в Индонезии: нос самолета перед аварией оказался неестественно наклонен вниз.

Вторую трагедию с массовой гибелью людей было уже невозможно игнорировать. Одна страна за другой начали запрещать рейсы 737 MAX. Первым оказался Китай, приостановивший эксплуатацию самолета 11 марта, а спустя неделю запрет на работу лайнера был введен во всех странах мира, включая США. На аэродромах остались 387 самолетов 59 авиакомпаний, которые осуществляли 8,6 тыс. рейсов в неделю.

Поставили на счетчик

Ситуация стала результатом серьезного просчета со стороны руководства корпорации. Вместо того чтобы сразу после первой аварии (или даже до нее — признаки сбоев в системе отмечались и ранее) принять меры по устранению недочетов, Муйленбург&Со предположили, что пилотам нужно просто лучше тренироваться. Максимум, что в Boeing обещали со своей стороны — незначительно пропатчить программное обеспечение MCAS. Более того, уже после второй аварии руководство компании настаивало на том, что самолет безопасен, и протестовало против запретов на полеты.

Расследование конгресса и Федеральной авиационной администрации США обнаружило, что записи переговоров пилотов и сотрудников компании показали «шокирующую картину». Ради выполнения планов производства руководство Boeing игнорировало беспокойство по поводу безопасности, которое выражали некоторые причастные к разработке и эксплуатации 737 MAX лица. При этом компания стремилась задержать попадание компрометирующих ее данных в руки регуляторов.

Сейчас ни один 737 MAX не поднимается в воздух, поставка около 500 лайнеров отложена на неопределенный срок, а количество заказов на самолет впервые с 2012 года сократилось — авиакомпании начали отзывать свои заявки. Дальнейшее производство самолетов приостановлено, и не факт, что оно возобновится в ближайшие месяцы. Хотя еще недавно была надежда на возобновление полетов в декабре.

Сумма компенсаций за задержку поставок на сегодняшний день составляет около $10 млрд. Между тем Boeing обещал выплату еще $5 млрд за простой лайнеров. Всё это логичным образом привело к обрушению стоимости акций компании более чем на треть по сравнению с максимумами, достигнутыми ранней весной — как раз перед катастрофой в Эфиопии.

Размер имеет значение

В довершение всего проблемы Boeing на данный момент не сводятся к ситуации с 737 MAX, хотя она, безусловно, наиболее вопиющая из всех. Как пишет Forbes, сокращается и производство «Дримлайнеров», самых дорогих и на данный момент доходных самолетов компании. По итогам третьего квартала Boeing сообщил, что снижает объемы производства Boeing-787 c 14 до 12 штук в месяц.

А еще, судя по всему, возникнут задержки с поставками гиганта Boeing-777, рассчитанного на 400 пассажиров (по своей вместимости он перекроет A380). Предполагалось, что первые суперлайнеры поступят в распоряжение авиакомпаний уже летом 2020 года, но теперь сроки сдвинуты минимум на полгода. Более того, прошло уже шесть месяцев с момента, когда должен состояться первый демонстрационный полет, но никаких новостей на этот счет не было уже довольно давно.

Перед новым гендиректором Boeing Дэвидом Калхуном (ранее работал в корпорации, но в последнее время занимал пост главы инвестфонда Blackstone) стоит задача, вполне сопоставимая по сложности с антикризисным управлением. Авиастроитель терпит неудачи по всем фронтам: затруднительно даже сказать, на каком направлении дела идут хотя бы относительно хорошо.

Между тем уходящий из компании Муйленбург хотя и отказался от бонуса в $20 млн после двух катастроф, ему все-таки причитается золотой парашют в размере от $30 млн до $39 млн и пенсия в $13 млн. Общая сумма может оказаться больше, чем размер компенсационного фонда родственникам жертв погибших в Индонезии и Эфиопии.


комментарии (1):

GoodLeo      02/01/2020 [15:47:18]#1
Золотой парашют?
Да этих клоунов, вместе с представителями регуляторов надо а тюрьму!
Но это же Америка!










Материалы рубрики

Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider



Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги курьера: http://ekb.youdo.com/courier/produkty/ovoshchi/ - рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer