Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год


27 декабря 2019 года Дмитрий Мигунов, Известия


Генеральный директор Boeing, возглавлявший компанию на протяжении четырех лет, ушел в отставку в канун Рождества. Компания вынуждена приостановить производство самого продаваемого в истории самолета из-за хронических проблем с исправностью. Акции за год рухнули на четверть, а впереди многомиллиардные штрафы и компенсации и, возможно, новые судебные иски. 2019 год стал для американских авиастроителей одним из худших в истории, и об окончании «зоны турбулентности» в обозримом будущем остается только мечтать. Подробности — в материале «Известий».

Сделал дело

Деннис Муйленбург возглавил Boeing в 2015 году в довольно сложное время. Компания всё еще подсчитывала убытки от 787-й модели — флагманского «Лайнера мечты». Самолет, первый коммерческий полет которого задержался на четыре года, оказался действительно хорош, но очень дорог — к 2015 году убыточность программы оценивалась в $27 млрд. В то же время все эти потери были уже позади, и компания должна была наконец начать получать отдачу от гигантских инвестиций, сделанных в предыдущее десятилетие.

В какой-то степени так и случилось. Если судить по стоимости акций, то Муйленбург оказался самым успешным гендиректором Boeing в истории. Бумаги авиастроителей на момент его восхождения на мостик стоили $120, а к марту 2019 года достигли исторического максимума в $440. Даже с поправкой на то, что минувшие четыре года были «бычьим» периодом на американском фондовом рынке, когда росло практически всё, результат является впечатляющим.

Тем не менее Муйленбург ушел сначала с поста председателя совета директоров, а 23 декабря оставил и кресло гендиректора. Это случилось на следующий день после неудачного запуска космического корабля Starliner, разработанного и построенного Boeing. Однако это был лишь очередной эпизод в потоке бед, навалившихся на крупнейшую американскую авиационную корпорацию в последний год-полтора.

На одном крыле

Несчастливым для корпорации оказался самолет линейки 737 MAX, которая задумывалась как новая эра для узкофюзеляжных лайнеров Boeing-737. Для своего класса он должен был стать такой революционной новинкой, как Dreamliner в классе больших дальнемагистральных самолетов. Его разработка прошла с куда меньшим количеством «приключений» в отличие от «лайнера мечты», серьезных задержек не возникло ни в подготовке к первому полету, ни в сертификации. К 2018 году 737 MAX стал одним из самых популярных авиалайнеров в истории, если судить по числу заказов, вплотную приблизившимся к 5 тыс. И на тот момент казалось, что это справедливо — по большинству показателей он превосходил как предыдущие версии 737-го, так и основного конкурента в лице Airbus A320.

Ситуацию резко изменила катастрофа совсем нового (поставка была совершена за два месяца до трагедии) самолета индонезийской авиакомпании Lion Air, рухнувшего в Яванское море 29 октября 2018 года. На борту находились 189 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Опубликованные спустя год результаты расследования показали, что основными причинами катастрофы стали как ошибки экипажа, так и неадекватная работа бортовых систем — в частности, системы MCAS, корректирующей регулярное (в силу особенности двигателей и аэродинамики) задирание носа.

Вероятно, в Boeing хотели бы списать произошедшее на досадную случайность, но спустя менее чем полгода произошла вторая катастрофа в Эфиопии, погубившая 157 человек. Представители авиакомпании Ethiopian Airlines утверждали, что пилоты действовали по инструкции, но не смогли удержать контроль над лайнером — вновь из-за сбоя в работе MCAS. Предварительные результаты расследования показали явное сходство с причинами аварии в Индонезии: нос самолета перед аварией оказался неестественно наклонен вниз.

Вторую трагедию с массовой гибелью людей было уже невозможно игнорировать. Одна страна за другой начали запрещать рейсы 737 MAX. Первым оказался Китай, приостановивший эксплуатацию самолета 11 марта, а спустя неделю запрет на работу лайнера был введен во всех странах мира, включая США. На аэродромах остались 387 самолетов 59 авиакомпаний, которые осуществляли 8,6 тыс. рейсов в неделю.

Поставили на счетчик

Ситуация стала результатом серьезного просчета со стороны руководства корпорации. Вместо того чтобы сразу после первой аварии (или даже до нее — признаки сбоев в системе отмечались и ранее) принять меры по устранению недочетов, Муйленбург&Со предположили, что пилотам нужно просто лучше тренироваться. Максимум, что в Boeing обещали со своей стороны — незначительно пропатчить программное обеспечение MCAS. Более того, уже после второй аварии руководство компании настаивало на том, что самолет безопасен, и протестовало против запретов на полеты.

Расследование конгресса и Федеральной авиационной администрации США обнаружило, что записи переговоров пилотов и сотрудников компании показали «шокирующую картину». Ради выполнения планов производства руководство Boeing игнорировало беспокойство по поводу безопасности, которое выражали некоторые причастные к разработке и эксплуатации 737 MAX лица. При этом компания стремилась задержать попадание компрометирующих ее данных в руки регуляторов.

Сейчас ни один 737 MAX не поднимается в воздух, поставка около 500 лайнеров отложена на неопределенный срок, а количество заказов на самолет впервые с 2012 года сократилось — авиакомпании начали отзывать свои заявки. Дальнейшее производство самолетов приостановлено, и не факт, что оно возобновится в ближайшие месяцы. Хотя еще недавно была надежда на возобновление полетов в декабре.

Сумма компенсаций за задержку поставок на сегодняшний день составляет около $10 млрд. Между тем Boeing обещал выплату еще $5 млрд за простой лайнеров. Всё это логичным образом привело к обрушению стоимости акций компании более чем на треть по сравнению с максимумами, достигнутыми ранней весной — как раз перед катастрофой в Эфиопии.

Размер имеет значение

В довершение всего проблемы Boeing на данный момент не сводятся к ситуации с 737 MAX, хотя она, безусловно, наиболее вопиющая из всех. Как пишет Forbes, сокращается и производство «Дримлайнеров», самых дорогих и на данный момент доходных самолетов компании. По итогам третьего квартала Boeing сообщил, что снижает объемы производства Boeing-787 c 14 до 12 штук в месяц.

А еще, судя по всему, возникнут задержки с поставками гиганта Boeing-777, рассчитанного на 400 пассажиров (по своей вместимости он перекроет A380). Предполагалось, что первые суперлайнеры поступят в распоряжение авиакомпаний уже летом 2020 года, но теперь сроки сдвинуты минимум на полгода. Более того, прошло уже шесть месяцев с момента, когда должен состояться первый демонстрационный полет, но никаких новостей на этот счет не было уже довольно давно.

Перед новым гендиректором Boeing Дэвидом Калхуном (ранее работал в корпорации, но в последнее время занимал пост главы инвестфонда Blackstone) стоит задача, вполне сопоставимая по сложности с антикризисным управлением. Авиастроитель терпит неудачи по всем фронтам: затруднительно даже сказать, на каком направлении дела идут хотя бы относительно хорошо.

Между тем уходящий из компании Муйленбург хотя и отказался от бонуса в $20 млн после двух катастроф, ему все-таки причитается золотой парашют в размере от $30 млн до $39 млн и пенсия в $13 млн. Общая сумма может оказаться больше, чем размер компенсационного фонда родственникам жертв погибших в Индонезии и Эфиопии.


комментарии (1):

GoodLeo      02/01/2020 [15:47:18]#1
Золотой парашют?
Да этих клоунов, вместе с представителями регуляторов надо а тюрьму!
Но это же Америка!











Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer