Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны вышли из-под контроля и угрожают человеку


3 декабря 2019 года Алексей Казаков, Военно-промышленный курьер


Дискуссия на парламентском «круглом столе» под названием «Незаконное использование беспилотных летательных аппаратов и обеспечение национальной безопасности» заставляет задуматься: а не перекрыть ли, пока не поздно, свободный оборот БЛА?

Обходясь значительно дешевле, чем пилотируемая авиация, беспилотники нашли широкое применение в различных отраслях. Это аэрофотосъемка и картография, срочная доставка запчастей, еды, покупок, мониторинг трубопроводов и ЛЭП, контроль строительства зданий, обследование шахт. Главное преимущество дронов – возможность фото- и видеосъемки в труднодоступных местах. Актуально применение БЛА при фиксации ДТП и для контроля движения на сложных участках дорог, при большом скоплении машин в сложных погодных условиях, в других подобных ситуациях.

Но зачастую владельцы дронов даже не осознают, какую угрозу может представлять их техника вблизи аэропортов. Росавиация отметила рост в 2016–2017 годах нарушений порядка использования воздушного пространства, и есть основания считать, что таких случаев будет все больше. С января по сентябрь 2017-го (более поздних данных нет) жители России приобрели 57 тысяч БЛА. Для развлечения покупают примерно 60 процентов дронов, еще 40 – для коммерческих, профессиональных целей. БЛА дешевы, их легко купить, в том числе через Интернет. Они имеют высокую скорость и мало заметны для видеонаблюдения и других технических систем безопасности. Существуют мини-беспилотники весом меньше 10 килограммов, их потолок – до тысячи метров, а время полета – до 60 минут. Есть дроны весом до 50 килограммов, способные подняться на пять километров и летать до пяти часов. И так далее – до аппаратов весом свыше тонны, работающих на высотах до 20 километров при суточной продолжительности нахождения в воздухе.

“Есть аппараты, способные поразить конкретную персону, идентифицировав ее по лицу”

БЛА активно используются криминальными структурами. Например, в августе 2016 года полиция Нюберга (Дания) перехватила дроны, доставлявшие в исправительное учреждение набор предметов для совершения побега. Случаи передачи таким способом наркотиков фиксировались в тюрьмах Мэнсфильда (США), Мельбурна (Австралия)…

«В России тоже немало примеров, когда с помощью БЛА пытаются доставлять в колонии и изоляторы наркотики, сим-карты и мобильные телефоны, другие запрещенные предметы, и сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний должны иметь необходимые полномочия, чтобы такие полеты пресечь», – рассказал глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Особую опасность дроны представляют как средство совершения терактов. Достаточно вспомнить случай на предвыборном мероприятии в Дрездене в 2013 году, когда к ногам канцлера ФРГ Ангелы Меркель упал 40-сантиметровый дрон. К подобному происшествию оказались не готовы не только участники митинга, но и служба охраны канцлера. В 2015-м в Токио некий активист антиядерного движения пытался посадить дрон с радиоактивным песком из Фукусимы перед входом в резиденцию премьер-министра Японии.

Один оператор способен вести 200–300 беспилотников, а в Китае есть мастера, которые управляют 800 БЛА. В определенных обстоятельствах такая армия дронов способна нанести противнику большой урон.

Бесконтрольный поток беспилотников хлынул в нашу страну. Никто не может назвать их точное количество. Генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев считает, что в России около 70 тысяч БЛА. Однако по информации заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, в стране сейчас насчитывается порядка 800 тысяч БЛА. Отрасль развивается как в количественном отношении, так и в качественном. Есть аппараты, летающие по сложной траектории и управляемые спутниками, они в состоянии поразить конкретную персону, идентифицировав ее по лицу. Появились дроны, которые трудно отличить от самолета. Такой аппарат может быть выведен на глиссаду и столкнуться с пассажирским воздушным судном. Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов отметил, что нужно быть реалистами и признать – день, когда дрон унесет человеческие жизни, неизбежен. Заместитель руководителя Ространснадзора Андрей Шнырев предупредил участников «круглого стола»: «Пока все тихо и спокойно, но это до первого теракта, а потом мы бросимся решать проблему в пожарном порядке. Прежде всего речь идет о безопасности в местах проведения массовых мероприятий».

В Италии запускать и пилотировать БЛА можно только в пределах прямой видимости. Согласно британскому законодательству такая зона составляет пространство 500 метров по горизонтали и 122 метра по вертикали. Для БЛА, оснащенных фото- и видеокамерами, существуют особые ограничения. Нельзя приближать их к человеку, автомобилю, зданию или другому сооружению ближе, чем на 50 метров. Некоммерческие квадрокоптеры с камерой нельзя запускать над большими группами людей, на массовых мероприятиях дрон должен держать дистанцию не менее 150 метров.

В Италии и Англии пользователи коммерческих дронов обязаны иметь лицензию Управления гражданской авиации страны. Кроме того, сейчас британские власти пытаются провести норму о программировании БЛА, чтобы автоматически ограничивать зону их полетов, например блокировать полеты вблизи аэропортов. Такая функция уже имеется у некоторых моделей серии Phantom.

В России согласно недавно принятому постановлению правительства все владельцы беспилотников, кроме легких игрушек массой менее 250 граммов, должны поставить свои беспилотники на учет в Росавиации в течение 10 дней со дня приобретения. Тем, кто выводит в небо после 27 октября 2019 года незарегистрированный БЛА, придется заплатить штраф две тысячи рублей, а юрлицу – 50–80 тысяч.

Несанкционированные полеты беспилотников над территориями объектов стратегического значения контролируются техническими комплексами защиты, позволяющими создавать над охраняемыми объектами купол из радиопомех. Но некоторые беспилотники летают в автоматическом режиме, и тогда эта мера защиты не сработает. Кстати, некоторые эксперты считают, что в башни-близнецы 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке врезались самолеты, шедшие в автоматическом режиме. У технических комплексов защиты есть существенный недостаток – они слишком дороги. По оценке заместителя директора Росгвардии Олега Борукаева, для противодействия БЛА требуется 150–190 миллионов в зависимости от области применения. Установка технических средств защиты на все объекты стоит очень дорого. «Закон разрешает применение оружия и боевой техники. Это значительно удешевляет систему борьбы с БЛА», – напомнил Борукаев. По его мнению, дроны, несанкционированно появившиеся над объектами стратегического назначения, аэропортами и местами проведения массовых мероприятий, должны уничтожаться.

Позицию представителя Росгвардии разделяет заместитель министра транспорта Александр Юрчик. Сейчас огромное количество летательных аппаратов, никак не контролируемых с земли, и пока в России не существует технологий, способных обеспечить полный контроль. «Беспилотные и пилотируемые воздушные суда должны работать по одним правилам, которые включали бы установление запретных зон для полетов и информирование об этом участников воздушного движения». По идее это функция Единой структуры организации воздушного движения.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы подготовил законопроект, согласно которому в случае несанкционированного появления БЛА в зонах проведения массовых мероприятий и над объектами стратегического значения они могут уничтожаться. Такими правами наделяются Минобороны, МВД, ФСБ, Росгвардия, Служба внешней разведки, ФСО, ФСИН. Однако часть специалистов считают, что подобный законопроект приведет к стагнации отечественной отрасли, занимающейся производством БЛА, которая и так далеко отстала от США, Китая, Израиля и других стран. В частности, Глеб Бабинцев назвал варварской мерой применение оружия против БЛА. «Пресечение полетов БЛА возможно только техническими мерами. Их нельзя сбивать. Силовые структуры должны слышать каналы контроля управления БЛА. Уполномоченный орган обязан связаться с оператором и сообщить ему, что дрон улетел не туда, и скорректировать его полет. Мы можем потерять отрасль», – считает руководитель ассоциации, занимающейся производством и закупкой гражданских дронов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbfQM
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/facing/repair/other/ads/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer