Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самописцы доставят в Москву


29 декабря 2019 года Юрий Когалов, Российская газета


В воскресенье в Казахстане прошли похороны погибших в результате авиакатастрофы близ Алма-Аты самолета Fokker 100 компании Bek Air. Авиакатастрофа, произошедшая утром 27 декабря при взлете воздушного судна, унесла жизни 12 человек, еще 67 пострадали. Всего на борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа.

В больницах остаются 47 человек, в том числе 9 детей. Семь человек, по словам представителя управления общественного здоровья Алма-Аты, находятся в тяжелом состоянии. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования семьям погибших и обещал наказать виновных в аварии. Он также поблагодарил алмаатинцев за проявленную "готовность помочь ближнему" (уже в день трагедии около 500 человек стали донорами крови), а жителей поселка Гульдала, возле которого упал самолет, за их помощь службам спасения.

Согласно последним данным, самолет Fokker 100 выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата - Нур-Султан, вскоре после взлета потерял высоту и рухнул на жилой сектор. Специалисты рассматривают различные версии ЧП, в том числе техническую неисправность (свидетели говорят про проблемы с двигателем), ошибку пилотирования и неблагоприятные метеоусловия (в том районе стоял густой туман). По словам выживших, в момент взлета самолет содрогнулся, будто за что-то зацепился, затем он завибрировал и рухнул на землю. Передняя часть Fokker 100 от удара оторвалась (именно там в основном располагались погибшие). Выжившие испугались, что самолет взорвется, и поспешили отбежать от него, но затем часть из них вернулась, чтобы помочь пострадавшим (некоторые оказались зажаты бетонными блоками здания, в которое врезался лайнер). По данным местных СМИ, в разгар спасательных работ на прибывших на помощь чуть не обрушилась крыша здания, которое протаранил Fokker 100: железные листы упали всего в нескольких метрах от них. Расшифровкой данных черных ящиков займутся российские специалисты - из Межгосударственного авиационного комитета. Представитель МАК уже прибыл в Алма-Ату, чтобы забрать бортовые самописцы в Москву.

Комментарий

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Что из себя представляет Fokker 100? Это самолет, выпускавшийся в Нидерландах. Оснащен двумя расположенными в хвостовой части реактивными двигателями. Благодаря низким эксплуатационным расходам, с Fokker 100 мало кто мог конкурировать в 80-е годы среди самолетов вместимостью около cта пассажиров. Однако в 90-е появились более эффективные самолеты. И в 1997 году Fokker перестал выпускаться. Всего было построено 283 машины. С 2000 года перевозчики стали выводить эти самолеты из своих авиапарков. Но некоторые (в первую очередь в Австралии и Иране) продолжают их эксплуатировать. В том числе и казахстанская Bek Air.

Всего официально зарегистрировано 39 авиационных происшествий с данным типом воздушного судна. Потеряны 16 самолетов. При этом погибли 203 человека. Из общего списка ЧП с Fokker 100 привлекают внимание те, которые произошли при схожих обстоятельствах. Так, 5 марта 1993 года в аэропорту Скопье (бывшая Югославская Республика Македония) сразу после взлета потерпел катастрофу Fokker 100 авиакомпании Palair Macedonian Airlines. Из 97 человек на борту погибли 83. Что установило следствие? Во время стоянки самолета на перроне после его прибытия из предыдущего рейса шел небольшой снег. Противообледенительную обработку машины решили не проводить. А через 2 секунды после отрыва от полосы началась сильная вибрация, неожиданно и резко развился правый крен в 10 , моментально после этого - левый крен в 50 и правый крен в 55 ... Вывод расследователей: столкновение с землей в крутом правом крене вскоре после взлета было вызвано потерей управляемости из-за наличия льда на крыльях. Ситуация возникла из-за отсутствия обработки воздушного судна противообледенительной жидкостью.

Похожая история произошла 25 января 2007 года - с Fokker 100 французской Rgional Compagnie Arienne Europenne. Сразу после взлета с аэродрома По - один крен, другой... Капитан принял решение: взлет прекратить. Самолет пробил ограждение аэропорта, и, уже без шасси, "осел" на склоне оврага. Погиб водитель проезжавшего грузовика, но на борту все остались живы. И опять эксперты установили: потеря управления вызвана наличием льда на поверхности крыльев...

Какие тут способствующие факторы? Недостаточная осведомленность о рисках, связанных с обледенением на земле и изменениями в летных характеристиках воздушного судна. Чувствительность небольших самолетов, не оборудованных обогревом, к образованию льда на поверхностях при нахождении на земле. Недостаточная информированность экипажа о процедурах тактильной проверки состояния поверхностей в условиях обледенения и недостаточность действий наземных техников. А вот информация, которая впрямую и не касается катастрофы в Алма-Ате, но может быть с ней связана. 10 марта 1989 года после взлета из аэропорта Драйден (США) не смог набрать высоту Fokker F28-1000 Fellowship авиакомпании Air Ontario. Резкая потеря летных характеристик была вызвана наличием льда на крыльях. Через три года, 22 марта 1992 года, то же самое - с Fokker F28-1000 USAir: после взлета из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия самолет резко накренился и почти в перевернутом состоянии столкнулся с землей. Расследование показало: ледовая корка... Что может объединять эти два разных типа самолета? Многое: Fokker 100 - удлиненная версия модели Fokker F28 Fellowship. Конечно, специалисты разберутся, что стало причиной крушения Fokker 100 под Алма-Атой. Мы просто обращаем внимание на ситуации, схожие с тем, что произошло в Казахстане. Ведь по сообщению пассажиров, покидавших самолет через аварийный выход на крыло, оно было скользким настолько, что почти все падали.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbLgZ
Услуги мастера: http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/flat/cosmetic/ - рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer